Статья Изучение авторской песни в системе дополнительного образования

Самодеятельная песня - это неизбежный процесс сочинительства, это творчество разных людей. Это вечная необходимость - упорядочить мысли и мудрость в стихах и усилить стихи музыкой. Стихи пишутся чаще всего не от хорошей жизни. Они рождаются в периоды взлетов и падений, во власти сильных эмоций, во времена потрясений души по причинам от личного, до всемирного масштаба. Хорошие, честные стихи написаны всегда своей кровью, в том смысле, что ручка макалась не в холодную чернильницу, а некие собствен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самодеятельная песня - это неизбежный процесс сочинительства, это творчество разных людей. Это вечная необходимость - упорядочить мысли и мудрость в стихах и усилить стихи музыкой. Стихи пишутся чаще всего не от хорошей жизни. Они рождаются в периоды взлетов и падений, во власти сильных эмоций, во времена потрясений души по причинам от личного, до всемирного масштаба. Хорошие, честные стихи написаны всегда своей кровью, в том смысле, что ручка макалась не в холодную чернильницу, а некие собственные раны души, совести и рассудка, в кипящие волны радости.

Владимир Дронь

Авторская песня, или Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Чаще всего авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки - отсюда и название. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х («Бригантина» П. Когана и Г. Лепского, а также ранние песни М. Анчарова)

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» личностной интонацией, живым, неформальным подходом к темеИ по сей день организаторы КСП (клуб самодеятельной песни) - заядлые туристы, водники, альпинисты, пешие. Для них туристическая песня - способ думать о жизни вслух. Их негромкие гитары собирают у костров большие компании слушающих и подпевающих, которые свято верят в идеалы Юрия Визбора: "Не бывает песни самодеятельной и профессиональной, бывает песня хорошая и плохая".

Барды - это музыканты - любители. Но любители не в смысле "дилетанты" и "непрофессионалы", а любители от слова "любовь". Это люди, которые отдаются музыке всей душой и сердцем. Как писал Алексей Ананьев: "Любительство - это не качество, а отношение к делу".

История авторской песни в России

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старцев А. Суханов, В.Егоров, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились О.Митяев, А.Киреев, М. Щербаков дуэт «Иваси» и многие другие. К авторской песне примыкает также творчество А.Дольского, А.Розенбаума и Т. Шаова.

Поначалу авторская песня практически не выходила за пределы своей среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и исключительно «в своем кругу» - на самодеятельных студенческих «капустниках», на разного рода туристических слетах. Она пока что не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Однако позже, осознав огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию, всячески поносили в печати и т. д. Авторская песня не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве «фоновой» музыки. В то же время благодаря «магнитиздату» она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

С распадом СССР ситуация изменилась. С начала 90-х гг., после взрыва всеобщего интереса к авторской песне, её развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций; проводятся концерты, фестивали (наиболее известный и авторитетный из них - Грушинский фестиваль); продаются кассеты и диски; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).

История авторской песни в Оренбурге

В начале 70-х родоначальники бардовского движения в Оренбурге за неимением лучшего места собирались на лавочках в парке и пели свои песни под гитару. Сегодня это уже известные исполнители: Владимир Горячок, Алексей и Дмитрий Ананьевы, Евгений Гоз, Евгений Рыбалкин. Первое пристанище - Дом народного творчества, следующее - Световая газета на Советской. Костяк любителей авторской песни составляли студенты политехнического института, которые ездили на бардовские фестивали (в том числе Грушинский) и привозили с собой новые песни и друзей.

Так появились вечера самодеятельной песни в нашем городе. Актовый зал политехнического набивался до отказа, со сцены звучали простые песни в исполнении молодых ребят - о нас, наших друзьях, мечтах и нашей жизни. Явно созрела необходимость создать клуб любителей авторской песни - и 4 сентября 1976 года родилась "Акварель". В разные годы к клубу примкнули замечательные люди: Ольга Снатенкова, Галина Башкатова, Ольга и Дмитрий Ананьевы, Галина Насретдинова, Елена Лукашевич, Владимир и Елена Шадрины, Сергей Ковальчук, Светлана Жданова и многие, многие другие.

Так же на базе политехнического института в 1978 году был создан клуб авторской песни "Оптимист", в то же время образовался клуб "Эликт", который проводил ежемесячные концерты в студенческом театре "Горицвете".

В те годы создавалось большое количество КАП: в 1985 - клуб "Сказка" при детском клубе "Прометей", руководитель Ольга Снатенкова; в 1988 - клуб "Алые паруса", руководитель Владимир Шадрин. В 1992 из "Акварели" "выкатился" новый молодежный гитарный клуб "Колесо". Его руководитель Елена Сазанова положила начало фестивалю "Осенний марафон". В 1997 году зародился клуб "Квазар", руководители Стас и Яна Макаровы.

Владимир Шадрин, воспитанник "Оптимиста", в 1988 году организовал студенческий фестиваль "Гаудеамус" при Педагогическом институте.

После перестройки многие клубы авторской песни прекратили свою работу. Сейчас в Областном Дворце детского и юношеского творчества им. В.П. Поляничко осталось объединение "Пастораль", которым руководит Анна Захарова. Она не только проводит работу с юными дарованиями, но и собирает ветеранов жанра. А каждый второй четверг месяца под руководством Ивана Маклашова проводятся бесплатные концерты авторской песни в ДК "Молодежный".

Традиционные мероприятия

  • Проект «Литяевские вечера» в СТЭМ «Горицвет»

  • Концерт, посвященный Владимиру Высоцкому

  • Концерт, посвященный Булату Окуджаве

  • День рождения КАП "Акварель"

  • Концерты авторской песни в Д/К «Молодёжный»

  • Поездки и участие в фестивалях АП: в Кувандыке, Переволоцке, Саракташе, Орске, Самаре, Байконуре, Актюбинске и др.

Контакты

Руководитель КАП "Акварель" Владимир Шадрин 52-48-53, 22-60-40

Руководитель КАП "Пастораль" Анна Захарова 43-50-85, 8-902-247-55-38

Руководитель объединения «ОРЕНБУРГ-АП», организатор концертов в Д/К "Молодежный", Иван Маклашов 20-57-95

4

© 2010-2022