Педагогические чтения Разрешение школьных конфликтов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила педагог доп. образования АУ ВО «Санаторий «Жемчужина Дона» Ткалина О В

Разрешение конфликтов


Конфликт хорошо или плохо? Если мы имеем активную жизненную позицию, то когда-нибудь мы входим в конфликт с окружающими. Весь вопрос - мы умеем управлять конфликтом? Есть ли у нас навыки разрешения конфликтов?

Как возникает конфликт, и какие этапы конфликт проходит?

Этапы прохождения конфликтов. Сначала возникновение конфликтной ситуации, затем неосознанное восприятие конфликта. Потом осознание конфликта и переход к конфликтному поведению и, наконец, разрешение конфликтов.

Закройте глаза и вспомните, из-за какой причины мы конфликтуем с другими людьми?

Какие причины конфликтов? Разный взгляд на мир. Нет возможности понять другого человека.

Конфликты необходимо своевременно выявлять и предотвращать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт- явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать « взрослость» и влияние.

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы их разрешения. В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации. Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде.

Конфликты между учениками в школе.

Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» -человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.

Конфликты между учениками и педагогами. Чаще всего- несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.

Конфликты между педагогом и родителями школьника .Конфликт с участием директора заведения встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы. Проблемная ситуация с участием посторонних. Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе.

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников. При деструктивном варианте (возможно все) остались недоувлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик- ученик.

Конфликты между детьми , как внутривозрастные, так и межвозрастные -дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации. Почему возникают. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися -это возраст. Агрессия в младшей школе это результат недостаточной социализации. Дети чаще всего еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя». Конфликты в средней школе- более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество. Один из самых опасных конфликтов -социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют с детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители разных этнических групп. Подчиненный коллектив постоянно находит поводы для конфронтаций.

Пути решения.

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать.

Роль учителя.

Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер -сплоченность детского коллектива. В школах устраивают различные мероприятия , конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.

Роль родителя.

Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю « из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик- учитель.

Конфликтная ситуация между учеником и учителем- одна из самых распространенных в школьной среде .Условно такие ситуации можно разделить следующим образом: конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания. Реакция педагога на нарушение учащимися определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина- в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие- неправильные выводы о произошедшем. Ученик с таким выводом не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.

Эмоциональные и личностные конфликты.

Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами. Почему возникают. Среди общих причин конфликтов можно выделить: недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций, различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение, невозможность взглянуть на конфликт «со стороны», одна проблема глазами педагога и ученика видится по- разному.

Пути решения.

Чаще всего конфликт с учителем- результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь: Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель- родитель ученика.

Конфликтная ситуация между родителями и учителями- явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку. Почему возникают. Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем: недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями. Педагог не умеет найти подход. Не обоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии: родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка, необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности. Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, поэтому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер- в каждом родительском коллективе такой есть. Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения. Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты - уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов. Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы - «не навреди».

Способы профилактики школьных споров.

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует пред конфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии. Один из способов предотвращения конфликтов - наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других - необходимо помощь профессионального детского психолога. В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.



© 2010-2022