Конспекты занятий по развитию речи с использованием мнемотехники

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогтың аты-жөні

Ф.И.О. педагога Буравлёва

Лариса Ивановна

күні/дата

29 января 2014 г.

Ересек тобындағы

ұйымдастырылыған оқу іс - әрекетінің

технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для средней группы


Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация, познание.

Бөлімі/Разделы: развитие речи,экология.

Тақырыбы/Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж».

Мақсаты/Цель: учить пересказывать короткий рассказ с использованием схем, отвечать на вопросы воспитателя фразами, объединять фразы в рассказ из четырёх - пяти предложений. Дать представление о синомимах. Развивать умение согласовывать существительные в косвенных падежах. Воспитывать слуховое, зрительное внимание.

Сөздік жұмыс, билингвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: Ёж - қірпі.

Материалдар, құралдар, жабдык/Материалы, инструменты, оборудование: игрушка ёж, схемы, видеоролик «Ёж и волк», изображения веселого и грустного ёжиков, фишки.

Әрекет кезеңдері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс - әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Действия детей





Мотивациялық-

ын таландыру



Мотивационно - побудительный

Воспитатель загадывает загадку:

Шуба - иголки,

Свернется - колкий.

Рукой не возьмёшь,

Кто это?

Приход к детям ежа.



Отгадывают загадку:

ёж.

Здороваются с ежом на русском, казахском языках. Называют ежа по-казахски: қірпі.













































































Іздену-ұйымдастырушылық



Организационно - поисковый

Задает вопросы:

-Что ест ёжик?

-Зачем у ежа иголки торчат?

-Как ёжик спасается от врагов?

Воспитатель показвает видеоролик «Ёж и волк».

-Если дотронешься до иголок ежа, больно уколешься.

-А чем ещё можно уколоться?

-А какие бывают иголки?

(показывает кату "иголки")

Физминутка «Ёж»

Предлагает послушать историю про ежика - қірпі.

Задает вопросы по содержанию рассказа:

-Где ходили ребта?

-Кого они нашли?

-Где сидел ёжик?

-Что сделал ёжик со страху?

-Куда дети принесли ежа?

-Почему они не укололись?

-Что ребята дали ежу дома?

-Что было дальше?

-Удрал - как сказать по другому?

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

-Дети принесли ежа из...

-Ёж напился...

-Дети позаботились...

Повторное чтение рассказа с показом схем (с установкой на пересказ).

Пересказ.

Отвечают на вопросы:

-Ёж ест мышей, червяков, жуков, любит пить молоко.

-Ёжик защищается от врагов иголками.

-Ёж сворачивается шариком, выставляет иголки.

Смотрят видеоролик.



Назвают: кактусом, шипом розы, булавкой и т.п.

Рассматривают изображения иголок, называют их: иголка швейная, иголка ежа, иголка ёлки.

Выполняют движения согласно тексту.

Слушают.

Отвечают на вопросы:

-Ребята ходили по лесу.

-Они нашли ежа.

-Ёжик сидел под кустом.

-Он со страху шариком свернулся.

-Дети принесли ежа домой.

-Они закатали его в шапку.

-Ребята дали ежу молока.

-Ёжик развернулся, напился молока, а потом удрал в лес.

-Убежал, унёс ноги и т.п.

Дополняют:

-леса.

-молока.

-о еже.

Дополнят рассказ воспитателя.

Пересказывают рассказ при помощи схем поочерёдно, затем пересказывают целиком.

Рефлексиввті - түзетушілік



Рефлексивно - корригирующий

Ёж хвалит детей за хорошие пересказы, прощается с детьми, уходит.

Прощаются с ёжиком: сау бол, қірпі.

Оценивают себя, положив фишки к грустному или веселому ёжику - қірпі.

Оқу іс - әрекетінен күтелетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білу керек/Знать: о повадках ежей.

Болу керек/Иметь: представление о синонимах.

Істей алу керек/Уметь: отвечать на вопросы фразами, объединять фразы в короткий рассказ из 4 - 5 предложений, пересказывать рассказ с помощью схем. Согласовывать существительные в косвенных падежах.

Педагогтың аты-жөні күні/дата

Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна 26.11.2013

Естияр тобындағы

ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің

технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для средней группы

Білім беру саласы/Образовательные области: познание,

коммуникация

Бөлімі/Разделы: развитие речи,экология

Тақырыбы/Тема: Пересказ рассказа "Как котёнок зиме удивился"

Мақсаты/Цель:. учить детей пересказывать рассказ с опорой на мнемосхемы, составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений природы;

подбирать глаголы, обозначающие действие;

закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает;

активизировать произношение звука «у» изолированно; приучать регулировать речевое дыхание, отчетливо произносить слова; развивать интонационную выразительность, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать умение слушать воспитателя, произвольное внимание и инициативность.

Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: белый, холодный, пушистый, блестящий, воздушный и т. д.,

игра на казахском языке "Ақшақар"

Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование: кукла, мягкая игрушка котёнок, верёвка с фантиком, снежинки, мнемосхемы к рассказу.

Әрекет кезең

дері

Этапы деятельности


Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателей


Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық -ын таландыру


Мотивационно - побудительный

- Скатерть бела, весь мир одела. Когда это бывает? (зимой)

- Ребята, какое сейчас время года

- А зима, какая?

- Молодцы, вы уже запомнили, вы уже большие, умные дети.

- Ребята, а отгадайте ещё одну загадку: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. Кто это? ).

- А сегодня к нам в гости пришёл котёнок и зовут его Пушок. Пришел он не один, а с куклой Таней.

(Зима).

(Холодная, снежная, морозная, белая и т. д)

(Котенок).

Здороваются на казахском языке.

Іздену-ұйымдастыру-шылық


Организационно - поисковый

- Хотите, я вам расскажу историю, которая приключилась с маленьким котёнком Пушком? Тогда давайте присядем на стульчики и послушайте

- Ребята, чего же так испугался котёнок? Что он в первый раз увидел на улице?

- Чтобы Пушок снега не боялся, давайте все вместе расскажем ему про него.

- Какой бывает снег? - С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья и т. д. ? На что он похож?- А из чего состоит снег?

- Посмотри, Пушок, это снежинки.

- Ребята, расскажите Пушку какая снежинка? - А что снежинки умеют делать? (

- А когда много снега падает с неба, как это называется? - А когда снежники кружатся, ветер их несет, как это называется? - Как воет вьюга?

Игра на казахском языке "Ақшақар" (авторская).

- Возьмите с собой Пушка, покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет- Молодцы! Все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. Пушка отряхнем тоже.

- Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают.

- Ну что, Пушок, ты понял, что снега не надо бояться?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ ,пересказ с опорой на мнемосхемы.

- Ребята, но наш Пушок такой маленький, ему надо к снегу привыкнуть, давайте возьмем его сегодня с собой на прогулку.

- А Таня шепнула мне на ушко, что ей все ребята на занятии понравились… Молодцы!!!


Слушают, рассматривая мнемосхемы.




(отвечают на вопросы)



повторяя тест, ,выполняют движения.


Имитируют «Идем по глубокому снегу"


слушают,

пересказывают с опорой на мнемосхемы.

Рефлексиввті-түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий

Рефлексия "Звездочки".

Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білу керек/Знать:зимние явления природы .

Болу керек/Иметь: представление о свойствах снега.

Істей алу керек/Уметь: пересказывать рассказ с опорой на мнемосхемы, составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений природы;

подбирать глаголы, соотносить слово с действием, которое оно обозначает; регулировать речевое дыхание, отчетливо произносить слова; слушать воспитателя.





Педагогтың аты-жөні күні/дата

Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна 02.04.2015

Ересек тобындағы

ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің

технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для старшей группы

Білім беру саласы/Образовательные области: коммуникация.

Бөлімі/Разделы: развитие речи.

Тақырыбы/Тема: пересказ сказки "Колосок" при помощи сюжетных картин.

Мақсаты/Цель: учить детей анализировать поведение литературных героев. Развивать умение активно участвовать в беседе, высказывать мнение, пересказывать текст с помощью сюжетных картин, подбирать синонимы Воспитывать желание трудиться.

Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: тышқандар - мышата, әтеш - петух, авторская подвижная игра "Тышқандар мен мысык", круг радости "Бала - баламыз", пословица.

Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование:

Игрушки: мышонок, петушок, сюжетные картины к сказке, маска кота

Предварительная работа: рассматривание колосков, объяснение слова "обмолотить", "смолоть", объяснение слов пословицы.

Әрекет кезең

дері

Этапы деятельности


Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателей


Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық -ын таландыру


Мотивационно - побудительный

Круг радости:

Бала, бала - баламыз,

Бақшаға барамыз.

Бақшада достасайық,

Бірге ойнайық!


  • Какие вы дружные!

А к нам пришли гости:

Петушок - звонкий голосок

Шпоры золотые

Крылышки цветные.

И маленькие мышки -

вовсе не трусишки,

С петушком дружат,

И трудиться любят.


Воспитатель: Мышата, как и петушок, очень трудолюбивые, дружные, но так было не всегда. Хотите узнать их историю?

Стоя в кругу, повторяют слова вместе с воспитателем, садятся.



Приветствуют гостей на русском, казахском языках, называют по - казахски: әтеш - петух, тышқандар - мышата.


Проявляют интерес, соглашаются.

Іздену-ұйымдастыру-шылық


Организационно - поисковый

Объявляет название сказки - «Колосок».

Рассказывает сказку, показывая сюжетные картины к ней.

Задает вопросы по содержанию сказки:

- Как называется сказка?

- Кто главные герои?

- Что нашел петушок?

- Что надо было с ним сделать?

- Кто сделал эту работу?

- А что делали мышата?

и т.д.

- На кого хотели быть похожими?

- Какой петушок?

- А еще какой?

- Мышата какие?

- А еще какие?

Предлагает послушать музыкальные отрывки

(Д. Россини "Сорока - воровка",

Ж. Оффенбах "Орфей в аду").


- Приглашаю я ребят

Поиграть в мышат.

Становитесь в хоровод,

Все вы - мыши, Никита - кот.

Надевает маску кота на ребёнка.

Проводится игра " Тышқандар мен мысык".

Пересказ.

Игровое упражнение: «Трудолюбивым быть…» (хорошо - плохо).


Обобщает ответы детей, предлагает выучить новые пословицы о труде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Еңбек адамды аздырады, ал жалқаулық - тоздырады.


Слушают, смотрят.

Смотрят, слушают сказку.

отвечают на вопросы


- трудолюбивый.

-важный, степенный, спокойный.

-ленивые.

-шустрые, озорные, шаловливые, игривые.


Слушают, называют, который из отрывков характеризует персонажей - мышат или петушка.

Изображают петушка.


Пересказывают с помощью сюжетных картин.

Высказывают суждения, почему плохо или хорошо быть трудолюбивым (всё уметь, быть здоровым, мало времени играть и т.д.)


Повторяют.

Рефлексиввті-түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий

Петушок и мышата благодарят детей за хорошую работу: за интересную беседу, хорошие ответы детей, игру, прощаются с детьми уходят.

Прощаются с петушком - әтеш и мышатами - тышқандар на русском и казахском языке. Приглашают их ещё прийти в гости.

Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білу керек/Знать: название сказки, игру, круг радости.

Болу керек/Иметь: представление о нравственных нормах.

Істей алу керек/Уметь: пересказывать текст, принимать участие в беседе, подбирать синонимы.



Педагогтың аты-жөні күні/дата

Ф. И. О. педагога Буравлёва Лариса Ивановна

Ересек тобындағы

ұйымдастырылыған оқу іс- әрекетінің

технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для старшей группы

Білім беру саласы/Образовательные области : коммуникация, познание.

Бөлімі/Разделы: развитие речи, экология.

Тақырыбы/Тема: Пересказ авторской сказки "Мишка и шишка".

Мақсаты/Цель: Учить пересказывать текст с опорой на мнемосхемы. Дать понятия о синонимах, омонимах.Расширить представленич о хвойных деревьях. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных, связную речь. Воспитывать любовь к природе.

Сөздік жұмыс, билнгвалдық компоненті/Словарная работа, билингвальный компонент: медведь - аю, пчёлы - аралар, авторскаие игры ": Аю орманда", "Бала - баламыз...", музыкальная физминутка "Аю шықты далаға".

Синонимы: убежал, удрал, унёс ноги, дал срекача. Хвойные.

Материалдар, құралдар, жабдық/Материалы, инструменты, оборудование: игрушка Мишка, видеоролик, иллюстрации хвойных деревьев , музыкальные отрывки, мнемосхемы, карта "шишки"(омонимы в картинках), баян (для музыкальной физминутки),корзина и малина (плоскостные),схемы"действия".

Әрекет кезең

дері

Этапы деятельности


Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателей


Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивациялық -ын таландыру


Мотивационно - побудительный

Воспитатель прглашает детей в круг.

Бала, бала, баламыз,

Бақшаға барамыз.

Бақшада достасайық,

Бірге ойнайық.

Загадывает загадку:

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

Крепко любит он реветь.

Кто же он? Скажи...

Приход медведя.


  • Где живет Мишка?

  • Как спасается от опасности?

  • Что любит кушать Мишка?

Ролик "Мишка ест малину"

Музыкальная физминутка "Аю шықты далаға".

(воспитатель аккомпонирует на баяне).

Становятся в круг, произносят слова.


Отгадывают: медведь (аю).

Здороваются на казахском, русском языках.

(ответы детей)

Смотрят ролик

Выполняют движения согласно тексту( с опорой на схемы "действия")

Іздену-ұйымдастыру-шылық


Организационно - поисковый

Предлагает послушать историю, которая произошла с Мишкой в лесу.

Вопросы по тексту:

- О ком сказка?

- Как начинается?

- Куда пошел Мишка?

- Что произошло с ним в лесу?

- Что он сделал?

- Набрал ли он ягод? Почему не набрал?

- Как спасся от пчел?

Игра "Скажи по - другому".


Предлагает послушать два музыкальных отрывка.

(Э.Григ " В пещере горного короля", Н. Римский - Корсаков "Полёт шмеля")


Игра "Где растёт шишка?"

(показ иллюстраций хвойных деревьев и их шишек).



Игра "Какая бывает шишка?"


Показывает карту "шишки".

- А ещё какая бывает шишка?


Мишка приглашает детей поиграть (авторская игра "Аю орманда")

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Пересказ.

Рассматривая мнемосхемы, слушают сказку "Мишка и шишка".


(отвечают на вопросы)

Подбирают синонимы к выражению "Бросился со всех ног": убежал, удрал, унес ноги, дал стрекача.

Слушают музыкальные отрывки, называют , который из них характеризует пёл, медведя.

Называют по - казахски: аю - медведь, пчёлы - аралар.

Называют деревья, на которых растут шишки . Находят общее у этих деревьев: нет листьев, есть иголки.

Называют обобщающее слово - хвойные.

Образовывают прилагательные от существительных: сосна - сосновая,

ель - еловая,

кедр - кедровая.

приходят к выводу: бывает

шишка, которая растет на хвойных деревьях и бывает шишка - ушиб.

Выполняют движения согласно тексту

( с опорой на схемы"действия").

Слушают, рассматривая мнемосхемы.

Пересказывают с опорой на мнемосхемы.

Рефлексиввті-түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий

Мишка благодарит за хорошие пересказы. Воспитатель предлагает собрать в корзинку малину для Мишки.

Мишка благодарит детей за ягоды, прощается с детьми.

Воспитатель благодарит детей за работу.

Кладут в корзинку красную или розовую малинку (оценивают себя).

Прощаются с Мишкой.


Оқу іс-әрекеттен күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білу керек/Знать: об образе жизни медведей.

Болу керек/Иметь: представление о синонимах, омонимах, о хвойных деревьях.

Істей алу керек/Уметь: отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя, пересказывать сказку с помощью мнемосхем, образовывать прилагательные от существительных.


© 2010-2022