Статья Современный учитель: образование через всю жизнь

Современный учитель должен быть не только “включен” своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Его повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремить...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вечеркина Татьяна Петровна

Учитель математики и физики

ГУ «Средняя школа № 20» УО г. Астаны

"Современный учитель: образование через всю жизнь"

Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами - это методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и многое другое. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является и сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Поэтому ответ на вопрос: "А нужен ли обществу учитель-профессионал, который сможет помочь детям научиться жить в современном мире?", думаю очевиден: "Да и еще раз да!"

Именно поэтому в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А как говорил К.Д. Ушинский "Только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика", то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов.

Каким же должен быть современный учитель? Требования, предъявляемые к учителю достаточно высоки. Учитель XXI века это не просто носитель определенной суммы знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве. Он не должен заниматься научением, он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний.

Современный учитель должен быть не только "включен" своим предметом, но и включаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Его повседневная работа - это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу - в страну знаний, куда ученик будет стремиться.

Как говорил Л.С. Выготский : «…То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»

Подвести к этому ребенка, и есть главная задача современного учителя. Являемся ли мы современными учителями? Конечно. Ведь мы живем в современном мире, работаем в современной школе и учим современных детей. А можем ли мы с уверенностью сказать:

- Я знаю, чему сегодня надо учить.
- Я знаю то, чему надо учить.
- Я знаю, как научить.
- Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям.
- Я вижу, что люди благодарны за мою работу.
- Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Это кредо современного учителя. Оно актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе - главные составляющие успешного учительского труда.

А где взять такого учителя? Проблема заключается в том, что новых преподавателей сегодня взрастить непросто. Для этого потребуются годы. Единственный шанс - повышать квалификацию уже имеющихся педагогов. Таким образом, сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, т.к. профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах учебного заведения, а продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.

Помочь учителю в развитии нового педагогического мышления, сформировать готовность к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории, своего профессионального развития, может только гибкая, мобильная, дифференцированная система по развитию персонала.

Таким образом, непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой активизации его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития. При этом следует помнить, что рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический, индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.

Быстро меняющийся мир заставляет и нас быстро меняться. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение. А отсюда наша постоянная неудовлетворенность собой. И именно эта неудовлетворенность заставляет нас стремиться к новому, лучшему, чтобы идти в ногу со временем.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье - быть полезным людям,
Учить Его Величество - Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет -
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.


© 2010-2022