- Преподавателю
- Другое
- Программа (работа с мигрантами)
Программа (работа с мигрантами)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аджиева М.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа курса «Русский язык для мигрантов» составлена в соответствии со следующими документами:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
-
Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
-
Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма / Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.04.2013 №10-исх-3902.
Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку как иностранному для детей 8 - 12 лет, слабо владеющих русским языком», авторов-составителей Т.В. Савченко, Е.В. Какориной. Учащиеся обеспечены необходимым количеством учебных пособий,рекомендованных Р.Г.Давлетбаевой.
Программа разработана для детей-мигрантов (11-14 лет), обучающихся в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения. Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения. Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе -развивающий, коррекционный.
На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком - начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.
Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения.
Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности,
сформированности, продуктивности владения русским языком. Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т.е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Организация занятий:
Программа предусматривает 3 года обучения. Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя.
Методы и формы обучения:
Коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. В работе используются следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
При фронтальном опросе принимаются во внимание особенности родного языка детей-мигрантов, вопросы и задания формулируются так, чтобы они были понятны и доступны.
При организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать ученики-консультанты. Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.
Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, фотоколлажам при пересказе.
Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп меняется от задания к заданию.
Эти формы помогают уплотнить время занятий, выполнить большее количество заданий, активизируют учеников, делают занятие более динамичным, эмоциональным, интересным и значимым для ученика.
Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.
Организуя работу с детьми, не говорящими или плохо говорящими по-русски, следует помочь их родителям установить более тесные контакты с носителями русского языка с тем, чтобы и вне стен школы эти дети могли общаться со сверстниками, хорошо владеющими русским языком.
Виды заданий на занятиях:
Работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и другие. Списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу - будут основными.
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения:
Диалога, беседы, игры, сюжетных картинок, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.
Учебно - методическое обеспечение дисциплины:
При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
Планируемые результаты.
Реализация программы позволит:
1. Обучить учащихся русскому языку согласно требованиям ФГОС.
2.Адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям.
3.Способствовать пониманию и принятию мигрантами культурных ценностей страны, округа.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Дата проведения по плану
Дата проведения фактически
Примечание
Введение. Устная и письменная речь. Монолог о себе.
1.09-6.09
04.09.2014
Слово. Предложение. Текст.
Будем знакомы!
04.09.2014
Описание картинки. «Моя семья».
8.09-13.09
11.09.2014
Развитие речи. «Что такое дружба?»
11.09.2014
Развитие речи. «Что я больше всего люблю делать?» (Составление текста по данному началу).
15.09-20.09
18.09.2014
Практикум. Толковый словарь. Значение слова.
18.09.2014
Развитие речи. Время года.4 сезона. Погода.
22.09-27.09
25.09.2014
Развитие речи. Синонимы. «Моё любимое занятие»
25.09.2014
Развитие речи. Антонимы. «Зима и лето»
29.09-4.10
02.10.2014
В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости»
02.10.2014
Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые.
6.10-11.10
09.10.2014
Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер.
09.10.2014
Игра «Разложи по порядку». Основа и окончание слова
13.10-18.10
16.10.2014
Развитие речи. Суффикс. Питание. Я за столом.
16.10.2014
Развитие речи. Приставка. Игра «Собираем слова».
20.10-25.10
23.10.2014
Имя существительное -часть речи. Здоровье. Части тела.
23.10.2014
Число имён существительных. Слова-названия предметов и лиц.
27.10-1.11
30.10.2014
Развитие речи. Род имён существительных. Магазин. Я в магазине.
30.10.2014
Предлог. «Мои наблюдения. Что я вижу за окном?»
II четверть
10.11-15.11
14.11.2014
Развитие речи. Имя прилагательное. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.
14.11.2014
Число имён прилагательных. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?»
17.11-22.11
21.11.2014
Развитие речи. Город. Транспорт.
21.11.2014
Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира.
24.11-29.11
28.11.2014
(акт. день)
Развитие речи. Мой день. Мой распорядок дня.
28.11.2014
(акт. день)
Глагол-часть речи. Составление рассказов по сюжетной картинке.
1.12-6.12
05.12.2014
Развитие речи. Времена глаголов. Время года. Сезонная одежда.
О5.12.2014
Развитие речи. Как научиться правильно списывать. Растительный мир. Культурные растения. Что где
растёт?
8.12-13.12
12.12.2014
Развитие речи. Как подготовиться к письму по памяти. Животный мир. Домашние животные. Детёныши
животных.
12.12.2014
Монолог о любимой игрушке.
15.12-20.12
19.12.2014
Развитие речи. Диалог «В магазине игрушек» (Сценка)
19.12.2014
Сочетание ЖИ - ШИ
Игра «Подбери слова»
22.12-27.12
26.12.2014
Развитие речи. Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача.
26.12.2014
Сочетание ЧА-ЩА
Игра «Подбери слова»
III четверть
12.01-17.01
16.01.2015
Развитие речи. Детская площадка. Мои друзья.
16.01.2015
Сочетание ЧУ-ЩУ
Игра «Подбери слова».
19.01-24.01
23.01.2015
Развитие речи. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
23.01.2015
Развитие речи. Школа. Внеклассная и внешкольная работа.
26.01-31.01
30.01.2014
Наша дружба с мягким знаком.
Разделительный мягкий знак
30.01.2014
Развитие речи. Город Пыть-Ях.
2.02-7.02
06.02.2015
Наша дружба с твёрдым знаком.
Разделительный твёрдый знак
06.02.2015
Развитие речи. Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка.
9.02-14.02
13.02.2015
(карантин)
В мире звуков.
Ударные и безударные гласные звуки.
13.02.2015
(карантин)
Развитие речи. Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому.
16.02-21.02
20.02.2015
Имена собственные. Игра «Кто больше?»
20.02.2015
Развитие речи. Животный мир. Кто где живёт?
23.02-28.02
27.02.2015
Синонимы. Игра «Большой - огромный»
27.02.2015
Развитие речи. Питание. В магазине «Продукты».
2.03-7.03
06.03.2015
Антонимы. Игра «Большой - маленький».
06.03.2015
Старинные русские слова, употребляемые в современном языке.
9.03-14.03
13.03.2015
Иностранные слова, употребляемые в русском языке
13.03.2015
Развитие речи. Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.
16.03-21.03
20.03.2015
Работа с текстом.
Восстановление деформированного текста.
20.03.2015
Развитие речи. Весна. Сезонные изменения в природе.
IV четверть
1.04-4.04
03.04.2015
Употребление слов в единственном и множественном числе. Игра
«Один - много»
03.04.2015
Развитие речи. Мы в лесу. Жизнь зверей.
6.04.-11.04
10.04.2015
Употребление слов в женском роде. Игра «Я, ты, он, она…»
10.04.2015
Употребление слов в мужском роде. Игра «Я, ты, он, она…»
13.04-18.04
17.04.2015
Употребление слов в среднем роде. Игра «Я, ты, он, она…»
17.04.2015
Приключения в стране "Имя прилагательное". Птицы.
20.04-25.04
24.04.2015
Дружба имени существительного с именем прилагательным. Весна-пробуждение природы.
24.04.2015
Здравствуй, глагол! Охрана здоровья.
27.04-2.05
01.05.2015
Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.
01.05.2015
Накормим птиц. Мастерим кормушки. Мои наблюдения.
4.05-9.05
08.05.2015
Экскурсия в лес. Мои впечатления.
08.05.2015
Приключения в лесу. (Сочинение сказок о животных)
11.05-16.05
15.05.2015
Развитие речи. Проект «Чему я научился»
15.05.2015
Развитие речи. Викторина «В стране русского языка»
18.05-23.05
22.01.2015
Тестирование
22.05.2015
Викторина «В стране русского языка»
25.05-30.05
29.05.2015
Итоговое занятие.
29.05.2015
Литература.
Рекомендуемая литература для детей-мигрантов.
1. Русский букварь для мигрантов: учебное пособие/ Н.А. Бочарова, И.П. Лысакова, О.Т. Розова; под ред. проф. И.П. Лысаковой. - Прил.: Мой весёлый день [Мультимедиа]: игровой мультимедийный тренажёр / О.В. Миловидова, Д.Т. Рашидова; под ред. проф. И.П. Лысаковой. - М.: КНОРУС, 2010. - 80с. + 1 электрон. опт. диск (CD - ROM). - (Учебно-методический комплекс «Русский букварь для мигрантов»).
2. Учебник «Изучаем русский язык» 5-7 класс. Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения. Быстрова Е.А.
3. Учебное пособие для детей 8-12 лет «Русский язык: от ступени к ступени» (авторы Е.В. Какорина, Т.В. Савченко, Л.В. Костылева), 2009г.
Используемая литература и интернет-ресурсы.
1. Программа по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Авторы-составители Т.В. Савченко и Е.В. Какорина,2000 г. rus.1september.ru/article.php?ID=200700403
2. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку. Авторы - кандидаты филологических наук О.Н.Каленкова и Т.Л. Феоктистова. etnosfera.ru/edition
3. Методические рекомендации к учебнику «Изучаем русский язык». 5-7 классы/ Коллектив авторов Быстрова Е.А., Кудрявцева Т.С. - М.: Валент, 2009 г.
4. Учебно-методический комплект «Уроки русской речи» (автор О.Н. Каленкова), 2009г.
5. 4.Учебно-методический комплект «Учимся в русской школе» (авторы О.Н. Каленкова, Т.Л. Феоктистова, Е.В. Менчик), 2009 г.
6. gramota.ru - Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык для всех».
7. ru.wikibooks.org/wiki - Русский язык как иностранный: Викиучебник.
8. speak-russian.cie.ru/time_new/rus/) - сайт «Время говорить по-русски» (проект Центра Международного Образования МГУ при поддержке фонда "Русский мир")
9. etnosfera.ru/edition - Центр межнационального образования «Этносфера»