Методическая разработка урока Экономика

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема «Экономика и ее роль в жизни общества»

Время: 1 час.30 мин.

Цель урока: объяснить обучающимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить обучающихся отличать их от неэкономических.

Тип урока: лекция

План.

  1. Введение

  2. Происхождение экономики

  3. Какую роль экономика играет в жизни людей

  4. Почему и зачем люди участвуют в экономической деятельности

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок будет посвящен ответу на вопрос «Что такое эко­номика?».

(Целесообразно использовать прием «корзина идей, понятий, имен...». Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуали­зация имеющегося у них опыта и знаний, позволяющий выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. Обмен информацией производится по следующей схеме:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по той или иной проблеме.

2. Каждый обучающийся вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1-2 мин).

3. Обмен мнениями в парах или группах. Обучающиеся выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Каждая группа или пара называет свое представление или факт, не повторяя при этом ранее сказанного.

5. Все сведения, даже ошибочные, кратко в виде тезисов записы­ваются преподавателем в «корзине идей» (без комментариев). Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, пробле­мы или понятия могут быть связаны в логические цепочки.)

II. Слово преподавателя

Вокруг только и говорят об экономке, словно в мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио, телевизор переполнены словами «экономическое положение», «экономические трудности».

Экономика - это о тебе, о твоей нынешней и будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о городе и т.д.

Благосостояние людей, их обеспечение всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики, от ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. И твое настоящее, и будущее также зависит от экономики.

Разве действительно все в нашей жизни есть экономика или то, что связано с экономикой? Ведь человеку больше всего нужно счастье, любовь, радость? Причем здесь экономика?

Вот скажем дома, в колледже, на улице - где собственно эта экономика? Что это: деньги, могучие заводы? Многие люди считают, что экономика относится только к бизнесу и еще к рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь самые разные товары покупают в магазинах, а не на рынке. Выходит не так просто понять де собственно экономика, или она вся в ларьках или где-то спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой самой экономике.

Происхождение экономики

Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) путем соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, т. е. «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» или «умение вести домашнее хозяйство».

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен. Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом - экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее хозяйство еще остается, но основные средства существования людей создаются, производятся не дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях, одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в готовом виде. А вот название «экономика» осталось. Сейчас под экономикой понимают хозяйство в самом широком смысле этого слова. И домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и хозяйство города, даже целого государства - все это экономика. Экономика включает производство, строительство, транспорт, торговлю, обслуживание населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь покупать товары приходится за деньги.

Какую роль экономика играет в жизни людей?

С хозяйством, как хорошо известно, связаны большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы, ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям нужно брать на себя груз этих забот, заниматься хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может получиться. человек нужны определенные условия и среда существования, без которых невозможна сама жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и условия создает природа, окружающая нас естественная среда. Она дарит нам воздух, свет, тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств, жизненных благ, которые он получает от природы. Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все человечество не накормишь и в шкуры диких зверей всех людей не оденешь. В пещерах стало жить неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру. На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле лучше, удобней и безопасней. Греться можно у костра, но не будешь же все время разводить костер?

Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности, т. е. людям нужна пища, одежда, жилье и т. д., чего не может им дать в нужном виде и в достаточном количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые непрерывно возрастают количественно, становятся разнообразнее, способна удовлетворить только экономика, хозяйственная деятельность. Таким образом, экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизни людей. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.

Блага - продукты питания, одежда, мебель, автомобили - это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

Услуга - действие приносящие пользу, помощь другим; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, обутый и одетый человек захочет:

  • Удовлетворить свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилье.

  • Появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т. д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом и др.

Наши потребности всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг - редкие, или ограниченные - мы не можем получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято называть экономическими, т.е. товары и услуги объем которых:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере.

  • может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т.е. тех элементов производственного процесса без которых он невозможен.

  • приходится тем или иным способом распределять.

Есть блага и другого типа: например, воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много (река, озеро).

Они называются свободными или даровыми или неэкономическими, т. е. это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических благ или услуг очень просто: экономические - платные, неэкономические - бесплатные.

Физкультминутка. Упражнение на глаза, на пальцы рук.

Почему и зачем люди участвуют в экономической деятельности?

Итак, мы уже знаем, что экономика призвана обеспечивать жизнь людей необходимыми им благами. Но эти блага, как известно, не падают с неба, их надо создавать, и производить. А производство благ требует участия людей, их труда. Многое в экономике приносят земля, растительный и животный мир, многое делают машины. Но без усилий со стороны людей, без их экономической деятельности невозможно получить, изготовить то, что требуется для жизни. Поэтому человек не может быть только потребителем экономических благ, он вынужден производить их, участвуя в экономической деятельности.

Что побуждает человека вкладывать в экономику собственный труд? Если человек сам создает то, что нужно ему и его семье, то он участвует в трудовой деятельности, чтобы произвести необходимые предметы, вещи, товары. Но чаще люди не производят, а покупают то, что им нужно. Увы, для этого нужны деньги, а их приходиться зарабатывать собственным трудом. Так что участие человека в экономической деятельности неизбежно. Понятно, что высказанное утверждение относится прежде всего к людям, которые способны трудиться, ведь малые дети, престарелые не могут участвовать в труде в полной мере.

Интересно, что многие люди приобщаются к трудовой, экономической деятельности не только ради производства нужных вещей и получения денег. Интересная, творческая деятельность приносит людям удовлетворение, многие испытывают внутреннюю потребность в ней.

ЧМетодическая разработка урока ЭкономикаМетодическая разработка урока Экономикаеловек

ПМетодическая разработка урока ЭкономикаМетодическая разработка урока Экономикароизводитель Потребитель

производит, создает покупает необходимые

Методическая разработка урока Экономика необходимые ему вещи ему вещи

Методическая разработка урока Экономика и товары

участвует в трудовой и зарабатывает для

Методическая разработка урока Экономика экономической деятельности этого деньги

III.Выполнение задания: преподаватель предлагает обучающимся заполнить две колонки самостоятельно.

Жизненное событие

Экономические процессы, связанные с ситуацией

Экономические объекты,

с которыми связаны данные процессы

1.



2.


3.

Поездка в колледж

Обед в колледже

Домашний обед

Денежная оплата стоимости проезда

Приобретение обеда, его купля-продажа

Труд по приготовлению пищи

Транспортные средства, автобус, трамвай, такси

Буфет, касса

Средства приготовления пищи

IV. Подведение итогов урока

Преподаватель предлагает обучающимся повторить основные понятия.

VI. Рефлексия.

Продолжите фразу:

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…






© 2010-2022