• Преподавателю
  • Другое
  • Программа «Организация психолого – педагогического сопровождения одаренных детей

Программа «Организация психолого – педагогического сопровождения одаренных детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

методическим советом

МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинска

протокол № … от 29.08.2014 года


Утверждено

приказ № … от 30.08.2014 года

МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинск

Директор:________/Ипатенкова В.Р./






Программа

«Организация психолого - педагогического сопровождения

одаренных детей в МБУ СОШ № 48»



Разработала:

Максименко Т.С.,

заместитель директора школы по УВР, учитель истории

высшей квалификационной категории


Нижнеудинск - 2014 года









Пояснительная записка

Одно из главных направлений работы школы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе реализуется только в рамках общешкольной программы развития и работа психолога - лишь составная часть этой программы. В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны. Этой теме и посвящен разрабатываемый проект. Что же понимается под термином «одаренность» и «одаренный ребенок»?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Нормативные документы, на основе которых осуществляется организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в МБУ СОШ № 48:

статьи 41, 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Правилами внутреннего распорядка учащихся,

требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

Правила внутреннего распорядка учащихся, Устав МБУ СОШ № 48.

Цель программы МБУ СОШ № 48 «Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей»: выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:

1. совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

2. содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

3. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4. содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

5. содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. Особая роль школьного обучения - создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь учащимся в решении их проблем.
Признаки, определяющие категории одаренных детей, используемые в МБУ СОШ № 48:

1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

2. учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и использовать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.
Краткая характеристика одаренности детей:

  1. как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

  2. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

  3. благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

  4. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

  5. иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками..

Этапы реализации программы «Организация психолого педагогического сопровождения одаренных детей»:

Организационный этап (2013 - 2014гг.): разработка программы, системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми; системы управления реализацией программы «Одаренные дети».

Этап реализации (2014 - 2016 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Отрабатывается системы управления реализацией программы «Одаренные дети».

Завершающий этап (2016 - 2018 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Методы выявления одаренных детей в МБУ СОШ № 48:

  1. наблюдение;

  2. общение с родителями;

  3. работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  4. олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Примерное содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми в МБУ СОШ № 48 в рамках инновационного проекта «Организация психолого педагогического сопровождения одаренных детей»

В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.
Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей по тесту Торренса, методике диагностики умственных способностей Векслера, шкалы Рензулли-Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность). Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
Комплекс мероприятий по выявлению одаренных детей в МБУ СОШ № 48:

  1. своевременное применение различных видов тестирования;

  2. оценки способностей по успеваемости;

  3. участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);

  4. заключение психолога;

  5. заключение экспертов в определенной деятельности;

  6. участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);

  7. самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);

  8. наблюдение родителей и представителей учреждений дополнительного образования.

Негативные факторы, имеющие место в УВП образовательного учреждения, которые будут нивелированы в ходе реализации проекта:

  1. «дискриминация» личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;

  2. ориентация на «среднего» ученика;

  3. слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;

  4. недооценка законов творчества учителями;

  5. наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;

  6. сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;

  7. низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;

  8. излишняя унификация программ.

Важные аспекты психолого - педагогического сопровождения, на которые необходимо обратить внимание психологической службе МБУ СОШ № 48 в процессе реализации проекта.

1. Для развития дивергентного мышления (мышления, связанного с творчеством, анализирующего различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством.

2. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, интеллектуальных игр, направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
3. При проведении социометрических процедур важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей.

4. Целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
5. В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.
6. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса - это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ - это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса.

7. Традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся.

8. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания.

9. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от создания групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
10. Психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
11. Существенное направление деятельности педагога-психолога - психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим - обучение учащихся навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

12. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
13. К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я - концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
14. В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.
Комплексно-целевой план психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в МБУ СОШ № 48 в период реализации инновационного проекта


Работа с педагогами

Мероприятия

Сроки

1

Организация проблемного семинара "Одаренные дети: выявление, обучение, развитие"

Сентябрь ежегодно

2

Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение "банка данных" одаренных детей

Октябрь ежегодно

3

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей

Октябрь ежегодно

4

Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию техник и технологий в педагогической деятельности

Январь

ежегодно


Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

1

Консультации для родителей "Если ваш ребенок одарен"

Сентябрь ежегодно

2

Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся

Октябрь

ежегодно

3

Информационно-психологический семинар "Развитие творческой одаренности"

Ноябрь

ежегодно

4

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся

Январь

ежегодно

5

Методический бюллетень "Одаренный ребенок в школе"

Март

ежегодно


Работа с учащимися

Мероприятия

Сроки

1

Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей

Сентябрь
Октябрь

ежегодно

2

Согласование образовательного маршрута с учащимся

Октябрь

ежегодно

3

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

В течение года

4

Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей

Январь

ежегодно

5

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений

Февраль

ежегодно

6

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами и типами одаренности

В течение года

7

Привлечение к участию в конкурсах "Кенгуру", "Медвежонок", и т.д. предметных олимпиадах, НОУ «Ростки» и научных конференциях

В течение года

8

Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени

В течение года

9

Привлечение к участию в конкурсе "Ученик года"

В течение года



© 2010-2022