Статья Исследовательская деятельность студентов колледжа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность студентов колледжа

Началом вовлечения студентов колледжа в исследовательскую работу по формированию у них навыков исследовательской компетентности становится их участие в кружковой работе. Необходимо подчеркнуть, что основными формами исследовательской работы студентов колледжа являются предметные кружки, проблемные кружки, проблемные студенческие лаборатории, участие студентов в научных и научно-практических конференциях, а также участие студентов во внутриколледжных, областных и республиканских конкурсах.

Остановимся более подробно на характеристике каждой из вышеперечисленных форм исследовательской работы студентов колледжа.

Предметные кружки чаще всего организуются при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают преподаватели блока общеобразовательных дисциплин. Научный кружок является самым первым шагом в исследовательской работе студентов, поэтому и цели перед его участниками ставятся относительно несложные. Чаще всего, это происходит во время подготовки докладов и рефератов, содержание которых затем заслушиваются на заседаниях либо кружка или во время работы научной конференции. Кружок может объединять в колледже как студентов группы, курса, отделения, а иногда - и всего среднего учебного заведения.

Такими же чертами можно охарактеризовать и работу проблемных кружков, но вместе с тем между ними есть существенные отличия. Проблемный кружок может объединять собой студентов разных отделений и курсов, а также всего колледжа. Для рассмотрения руководителем может быть поставлена та проблема, которой он непосредственно занимается, но вместе с тем может быть поставлена и любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы исследовательской работы студентов колледжа является возможность рассмотрения студентами выбранной темы наиболее глубоко и, притом, с разных ракурсов. Проблемные кружки представляют собой «облегчённую» форму исследовательской работы студентов колледжа, и поэтому на их базе возможно организовать встречи с интересными людьми, которые, по роду своей деятельности, непосредственно сталкиваются с научными проблемами, выбранными коллективом кружка для рассмотрения, на работе и в быту. Также возможна организация и проведение различных викторин и КВН. Поэтому проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории.

В проблемных студенческих лабораториях осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а также практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. В проблемных студенческих лабораториях, как правило, занимаются наиболее способные студенты, склонные к научным исследованиям.

На подготовительном этапе осуществлялись выявление и развитие исследовательских способностей студентов первых курсов. Поэтому можно проследить выстраивание своеобразной цепочки. Она включает в себя учебную деятельность первокурсников колледжа, учебно-экспериментальную деятельность студентов первого-второго курсов, учебную проблемно-аналитическую деятельность студентов старших курсов. Только в результате прохождения этапов этой цепочки могут появиться исследовательские проекты группы студентов, выполненные с целью подготовки научной публикации, содержащей способы решения определенной исследовательской проблемы.

Еще одной формой воспитания исследовательской компетентности студентов колледжа является работа над структурой и содержанием рефератов и курсовых работ. Написание их невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.

При работе студентов над темой реферата чаще всего наблюдается тот факт, что зачастую студенты просто переписывают статьи, или, что еще хуже, конспект главы какого-то учебника. Данную механическую работу без использования разума нельзя отнести к научным исследованиям. Во время выполнения курсовых работ студенты делают первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Данный вид исследовательской деятельности позволяет выработать у студентов умение работы с различными историческими документами, они учатся работать с научной литературой, приобретают навыки критического отбора и анализа необходимой информации, сравнивать и сопоставлять научные факты эмпирического и теоретического характера, составлять сравнительные таблицы, делать выводы и оформлять полученные материалы в виде курсовой работы. Первоначальные навыки написания подобных работ студенты уже получали в процессе изучения содержания этих учебных дисциплин еще во время их учебы на первом-втором курсах колледжа. Однако чаще всего курсовые работы носят реферативный характер.

Исследовательскую деятельность студентов колледжа можно определить как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов, для решения неизвестного, в ходе взаимодействия осуществляется взаимообмен информацией, результатом которого является формирование умения проектирования собственной предметной деятельности.


© 2010-2022