Программа адаптации для 5 класса

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания - все это служит серьезным испытанием для психики школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, одноклассники, форма обучения, которая в средней школе становится предметной.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они часто становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, появление нарушений во взаимоотношениях со сверстниками.

Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке со стороны педагогов и сверстников.

Необходимость изучения уровня тревожности учащихся вытекает из опасности перерастания школьной тревожности в "школьный невроз", который хоть и очень редко встречается в школьной жизни, все же существует.

Кроме того, для полноценной и успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо наличие комфортной обстановки, что невозможно для детей с высоким уровнем тревожности.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:

1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б.И., Новикова Е.В.)

2. Нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М.)

3. Соматические нарушения (Щербатых Ю.В., Ивлева П.И.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е.В.).

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенность которой являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.

Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

Задачи-

- формирование у детей позитивной Я- концепции и устойчивой самооценки;

- снижение уровня школьной тревожности;

- формирование устойчивой учебной мотивации детей;

- освоение детьми школьных правил;

- формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления

межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими

сотрудниками школы.

Форма проведения.

Занятия с учащимися проводятся 1 раз в неделю в течение первого полугодия в форме тренинга.

Ожидаемые результаты занятий: снижение уровня школьной тревожности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа "Я" (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

Помещение, в котором будут проводиться занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имел возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Занятия с пятиклассниками начинаются с середины сентября.

Программа тренинга рассчитана на 14 занятий по 1 часу . 1 раз в неделю.

2.Содержание предполагаемого программой образования детей

Создание группы.

Здравствуй,5 класс.

Находим друзей.

Узнай свою школу.

Что поможет мне учиться?

Легко ли быть учеником?

Чего я боюсь?

Развитие коммуникативных навыков.

Конфликт или взаимодействие?

Работа с негативными переживаниями.

Учимся взаимопониманию.

Наши эмоции и чувства.

Проявление эмоций и чувств.

Портрет нашей группы.

Принятие себя.

Ставим цели.


3.Тематическое планирование

Тема

Содержание

Количество часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1.Диагностика

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.

Диагностика состояния агрессии

1

Групповая

Тест диагностики школьной тревожности Филлипса. Рисуночная методика « Кактус».

2.Диагностика

Диагностика самооценки, диагностика мотивации, рисуночная методика «Наш класс»

1

Групповая

Тест диагностики самооценки Демо-Рубинштейна, анкета мотивации учения Лускановой, рисуночная методика «Наш класс».

3.Создание группы

1.Знакомство

2.Представление имени

3.Если весело живется делай так

4.Принятие правил

5.Твоя школа такая,какой ты ее видишь

6.Пустой или полный

7. Прощание

1

Групповая

Конспект занятия

4.Здравствуй,5 класс

1.Приветствие

2.Прошепчи имя

3.Найди того,кто

4.Игра с мячом

5.Прощание

1

Групповая

Конспект занятия

5.Находим друзей

1.Приветствие

2.Что я люблю делать

3.Найди меня

4.Настоящий друг

5.Мой портрет в лучах солнца

6.Прощание

1

Групповая

Конспект занятия, альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

6.Узнай свою школу

1.Приветствие

2.Передай ритм по кругу

3.Портрет группы

4.Узнай свою школу

5.Прощание

1

Групповая

Конспект занятия, альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

7.Что поможет мне учиться?

1.Приветствие

2.Нарисуй свое настроение.

3. Что поможет мне учиться

4.Правила поведения на уроке

5.Прощание

1

Групповая

Конспект занятия

8.Легко ли быть учеником?

1.Приветствие

2.Идеальный ученик

3.Незнайка

4.Кляксы

5.Прощание

Групповая

Конспект занятия

9.Чего я боюсь?

1.Приветствие

2.Если весело живется делай так

3.Чего я боюсь

4. На ошибках учатся

5.Рисуем слово

6. Прощание

1

Групповая

Конспект занятия, альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

10.Развитие коммуникативных навыков

1.Приветствие

2.Зеркало

3.Крокодил

4. Прощание

1

Групповая

Конспект занятия

11.Конфликт или взаимодействие?

1.Приветствие

2.Назови чувство

3.Конфликт или взаимодействие

4.Как разрешить конфликтную ситуацию

5. Прощание

1

Групповая

Конспект занятия

12.Работа с негативными переживаниями

1.Приветствие

2.Как реагировать на обидное замечание

3.Рисуем обиду

4.Упражнение на релаксацию

5. Знакомство с закрытыми глазами

6.Прощание

1

Групповая

Конспект занятия, альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

13.Учимся взаимопониманию

1.Приветствие

2.Передай ритм по кругу

3.Анкетирование

4.Назови чувство

5. Прощание

1

Групповая

Конспект занятия, листы,ручки.

14.Наши эмоции и чувства

1.Приветствие.

2.Назови эмоцию.

3. Мои чувства

4. Прощание

1

Групповая

Конспект занятии,альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

15.Проявление эмоций и чувств

1.Приветствие.

2. « Я люблю»

3. Рисуем эмоцию.

4.Прощание.

1

Групповая

Конспект занятия,карточки с изображение эмоций

16.Портрет нашей группы

1.Приветствие

2.Портрет нашей группы.

1

Групповая

Конспект занятия, альбомные листы,фломастеры,цветные карандаши

17.Принятие себя

1.Приветствие.

2. « Когда я»

3. « Какой я»

4. Прощание.

1

Групповая

Конспект занятия

18.Ставим цели

1.Приветствие

2.Определи,насколько ты веришь в свои силы

3.Инь и Янь

4.Ставим цели

5.Доброжелательное прощание.

1

Групповая

Конспект занятия


4. Методы диагностики и оценки

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При психологическом обследовании учащихся 5-х классов учитываются следующие факторы:

психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

индивидуальные особенности познавательной деятельности;

умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

Особенности мотивационно- личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.

- методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

- методика диагностики уровня самооценки Дембо -Рубинштейн

- методика диагностики мотивации учения ( Лусканова. )

- исследование адаптации путем наблюдения.

- методика оценки эффективности учебной деятельности (Александровская).

-рисуночная методика « Наш класс», « Кактус».

5.Ожидаемые результаты реализации программы.

- формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности;

- осознание новых социальных ролей;

- формирование дружеских отношений в классе;

- развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

6. Конспект занятия

Занятие 1. Создание группы

Цели:

- сформировать группу участников;

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- выяснить ожидания детей;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

Материалы:

- небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой.

Знакомство

Представьтесь, коротко расскажите о целях и особенностях предстоящих занятий.

Упражнение «Представление имени»

Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Все остальные участники копируют жест и интонацию. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.

Представление имени в группе детей младшего подросткового возраста обычно проходит очень увлеченно и эмоционально, поэтому после его завершения можно предложить детям подвижную, активную игру.

Разминка

Упражнение «Если весело живется, делай так»

Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце можно повторить все действия по порядку, точно и ритмично.

Не всегда получается согласованно воспроизводить действия каждого участника, поэтому сначала ведущий может подавать группе специальный знак, по которому дети начнут повторять движение. На последующих занятиях эта игра становится одной из любимых, и ребята начинают действовать все более согласованно.

Работа по теме занятия

Принятие правил

Ведущий предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:

1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.

2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.

3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, - для всех, кроме нас, секрет.

4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.

Ведущий говорит о добровольности участия в работа группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.

Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.

Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы. После этого все участники заполняют и прикрепляют к одежде свои именные карточки.

Упражнение «Твоя школа такая,какой ты ее видишь»

Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть положительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.

Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что - нет».

Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.

Вот что говорили дети одной из московских школ:

- учиться стало сложнее;

- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;

- разные учителя;

- некогда отдохнуть;

- короткие перемены - мы не успеваем найти кабинет;

- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;

- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;

- много домашних заданий;

- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;

- появилась возможность прогуливать;

- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.

Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:

- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;

- кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;

- было много праздников;

- поменьше примеров задавали;

- не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.

Дискуссия на тему занятия

1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?

2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?

3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?

4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?

Упражнение «Пустой или полный»

Покажите детям, что один и тот же факт, одно и то событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то - негативным. Люди разные, поэтому они по-разному относятся к происходящему.

Скажите следующее: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что о наполовину пустой, а другие - что наполовину полный, то, и другое - правда, однако эти высказывания виража ют разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждом из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительны стороны в новой ситуации обучения».

В ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в негативных проявлениях школьной жизни. Например:

• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. - Зато интересно, узнаешь новых людей,

• Задают много домашних заданий. - Учишься быть более организованным.

Принятие ритуалов приветствия и прощания

Предложите детям выбрать какое-нибудь несложное приветствие, с которого будет начинаться каждое занятие, и прощание, которым оно будет завершаться.

Обсуждение итогов занятия

Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными,

Домашнее задание

Постарайтесь найти как можно больше положительных сторон в новой школьной жизни.

Прощание



6.Список литературы

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М. : Генезис, 2003.

3. Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.


© 2010-2022