• Преподавателю
  • Другое
  • Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ

Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Васёва Евгения Викторовна

Преподаватель отделения ДПТ

БФ НОККиИ



Игольное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения декоративно-прикладного творчества колледжа культуры и искусств.

Темп современного научно-технического прогресса ставит перед системой образования принципиально новую задачу: сформировать личность исполнителя, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии. Поэтому содержание образования наряду со знаниями о мире, опытом осуществления действий, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру включает в себя и особые действия - универсальные, предполагающие способность учащихся осуществлять поиск и анализ необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу. Но здесь возникает опасность: в потоке окружающей глобальной информационной системы можно довольно легко утратить собственную творческую индивидуальность, интерес к национальному культурному наследию, традициям, т.к. благодаря информационным технологиям, мир действительно становится единым, перерастая рамки национального государства.

Донести до сознания студентов, что они являются носителями народной культуры, способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ через изучение многогранного народного творчества, обычаев и культуры предков, но и не забывать о ценностях классического искусства - вот одна из ведущих задач преподавания на уроках декоративно-прикладного искусства.

При изучении народных промыслов не нужно забывать, что технология возникла не на пустом месте. Обычно народное декоративно-прикладное творчество изначально носило характер определённой бытовой необходимости: деревянные и глиняные игрушки, свистульки (сделанные из остатков глины в гончарном ремесле) и расписная или резная посуда хорошо продавались на ярмарках, а умение украшать дом и одежду (охранные знаки со времён язычества) было большим плюсом для невесты и давало ей возможность выбора жениха, что, согласитесь, было чуть ли не самым важным фактом в жизни девушки. Да и мужская половина населения старалась не отставать в мастерстве: ну, какая умелица согласиться пойти замуж за ленивого или неумёху? Конечно, перечисленные причины не единственные стимулы для развития народного творчества, но это не уменьшает и их значения.

В итоге, секреты мастерства передавались из поколения в поколение, выкристаллизовывались, и сейчас, став народным достоянием, имеют чёткие отработанные веками традиции изготовления, но, при этом, не мешают и творческим вариативным поискам.

Если какая-либо из изучаемых народных технологий не вызывает у студентов интереса, особенно, когда процесс выполнения кропотливый и трудоёмкий, а результат не так зрелищен, как хотелось бы начинающему специалисту, то на помощь приходит, так называемый, современный подход.

Рассмотрим подобную ситуацию на примере игольного «солнечного» кружева.

История его возникновения малоизвестна и многонациональна, но элементы и приёмы изготовления встречаются в украшениях одежды и бытовых предметов древних славян-язычников. Особенно чётко это просматривается на примере всем нам известных мережек, разница лишь в названиях и пространственной характеристике: мережка выполняется в полосе, а игольное "солнечное" кружево - радиально. Таким образом, игольное «солнечное» кружево можно и нужно рассматривать как синтез идей и методов русской технологии, как творческое наследие наших предков.

Само по себе игольное «солнечное» кружево одноцветно и невзрачно (с позиции современной молодёжи), в скорости и объёмах изготовления уступает макраме, вязанию крючком или спицами... Поэтому, чтобы обеспечить востребованность данной технологии у студентов, она была креативно видоизменена, но при этом полностью сохранила свою особенную базу способов и приёмов выполнения.

В данном кружеве довольно скудный запас исполнения кружевного узора "воздушная петля", опираясь на возможности мережки, этот "недостаток" был успешно устранён. Кроме того, в кружево были введены атласные ленты, бисер и бусины, что значительно расширило область применения игольного "солнечного" кружева в быту, а также позволило увеличить размер и трансформировать его в другие жанры декоративного искусства, где кружево обычно не применяется как доминирующий элемент: панно, шкатулки, бижутерия, кашпо и т.д.

После положительного решения обозначенной проблемы, в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • развитие у студентов эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности.

  • формирование методологической грамотности будущих специалистов.

  • формирование умения творческого решения профессиональных задач.

  • формирование рефлексивных умений и навыков.

Творческий поиск и реализация идеи для выполнения большой итоговой работы, ведётся студентами с опорой на личный опыт и полученные знания классической базы технологии.

Позиция преподавания направлена на обеспечение успеха каждому студенту и получение запланированного результата.

Живой обмен идеями между студентами в процессе поиска информации и работы даёт возможность познакомиться с различными представлениями и вариантами мнений по одному и тому же вопросу. На преподавателя в данном процессе возлагается задача обучения студентов критически осмысливать всю поступающую информацию (особенно интернет) и мотивировать их к изучению традиций народного творчества, как основу для личного профессионального роста.

Работы, выполненные студентами в данной (видоизменённой) технологии, обращают на себя внимание абитуриентов, студентов и гостей колледжа... Это ли не гарантия того, что данная технология ещё долго будет интересна и востребована.

Нашу страну ожидают большие перемены, но нам не пройти в будущее со старыми взглядами. Чтобы достойно встретить новое и не потерять то, что мы накопили за прошедшие века, необходимо глубже проникнуть в смысл жизни, обращаясь к опыту прошлого, перестать воспринимать его как пережиток. Выжить и пройти самые трудные этапы пути в новое будущее, всегда помогает обращение к корням народной культуры.

Варианты студенческих итоговых творческих изделий на занятиях по игольному «солнечному» кружеву:

Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.

Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.

Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.Методический материал: Игольное солнечное кружево: современный подход к традициям народного декоративно-прикладного творчества на занятиях со студентами отделения ДПИ и НП БФ НоККиИ.


© 2010-2022