Программа Уроки краеведения в общеобразовательной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы Рассыпновой Г.А.

по программе «Краеведение в школе»

План:

  1. Актуальность. Необходимость создания интегрированной программы по краеведению. Новизна программы.

  2. Предмет программы. Цели и задачи.

  3. Принципы построения интегрированной программы.

  4. Виды деятельности.

  5. Способы контроля и оценки.

  6. Содержание программы «Краеведение» и учебных пособий.

  7. Работа по изучению родного края. Пропаганда знаний о крае среди населения.

  8. Выступления по теме.

1.Актуальность. При современном разнообразии экономических, культурных, национальных и исторических особенностей регионов нашей страны важны знания о своём регионе. Оторванность учащихся от «малой родины» негативно сказывается на их эмоциональном и культурном развитии, включающем в себя патриотический аспект воспитания и гармонически развитую личность. Поэтому знания о родном регионе, данные в комплексе, являются необходимой частью общей культуры учащихся.

Вся информация представлена в разработанном мною комплексе «Изучение краеведения в школе». Я составила рабочую программу по учебному предмету «Краеведение», а также учебные пособия по краеведению для 5-6, 7-8 и 9 классов, хрестоматию по литературе Алтая для 10 - 11 классов и демонстрационные материалы по различным темам, входящим в программу.

В последнее время появилось достаточное количество учебников по истории, географии Алтайского края, истории его культуры. Обновились материалы в связи с новым подходом к изучению различных аспектов краеведения. Учебники эти имеют глубокое содержание, но, во-первых, не всегда адаптированы к возрастным особенностям учащихся общеобразовательных школ, а во-вторых, требуют основательного изучения какой-либо конкретной области, а значит, не смогут полностью уложиться в школьную программу. При изучении же какого-либо отдельного учебника (например, географии Алтайского края) теряется целостное представление об Алтае.

Новизна программы состоит в том, что она является интегрированной. В ней представлена целостная картина природных и климатических условий края, его географического положения, развитие Алтая со времён каменного века до наших дней. Каждая культурно-историческая эпоха представляется в динамике и в связи с художественной, научно-популярной и документальной литературой, посвящённой каждому конкретному периоду и каждой конкретной теме. Интеграция предметов позволяет поднять уровень усвоения школьниками краеведческого материала, организуя его изучение на теоретической и фактологической базе, дополненной художественной, документальной и научно-популярной литературой.

Помимо учебной программы разработаны дополнительные пособия для учителя и учащихся. К программе прилагаются тематическое планирование для каждого класса, учебные пособия для 5-6, 7-8, 9 классов, хрестоматия по литературе 20 века (10-11 классы) и иллюстративный материал (диск), включающий в себя более 700 слайдов по темам. В учебных пособиях разработаны вопросы и задания, а также запланирована поисковая и творческая работа учащихся, проживающих в каком-либо городе или районе края.

Программа состоит из 4-х разделов-модулей, представленных в 3-х частях учебного пособия «Краеведение».

2.Предмет программы - Алтайский регион в различные исторические периоды. Программа по краеведению позволяет расширить возможности понимания исторического процесса на Алтае и сопоставить его с общероссийским и мировым, опираясь на знания по всеобщей истории, а также помогает изучить пути освоения территории Алтая и культурных процессов, происходящих здесь в разные времена.

Цель учебной программы: изучение родного края в комплексе.

Задачи учебной программы по краеведению для 5-9 классов:

  1. Формирование целостного представления об Алтае, его географическом положении, природных ресурсах, климатических условиях, историческом и культурном развитии (понятие Алтая включает в себя Алтайский край и Республику Алтай).

  2. Создание возможностей для реализации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении истории и культуры Алтая.

  3. Поступательное изучение истории и культуры Алтая в контексте образовательных программ по истории, природоведению, географии, МХК и литературе основной школы.

  4. Формирование интереса и привитие любви к истории и культуре родного края средствами обучения и различными формами организации учебной деятельности.

  5. Обучение детей различным формам самостоятельной и творческой работы, включающей в себя написание рефератов, докладов, эссе, зарисовок, интервью, сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям, стихотворений.

  6. Обучение работе с источниками, опирающейся на возрастные особенности учащихся путём расширения и усложнения заданий.

  7. Формирование собственных аргументированных суждений при толерантном отношении к иным точкам зрения.

  8. Ценностная ориентация школьников на гуманизм, многообразие, равноправие и диалог культур, представляющих историко-культурное прошлое и настоящее полиэтнического региона.

  9. Личностная ориентация школьников на бережное и уважительное отношение к многокультурному наследию своей страны и региона.

  10. Формирование деятельностно-личностного подхода учащихся к поиску, анализу и обобщению краеведческой информации.

В качестве основного метода изучения краеведения выступает поисковая и творческая деятельность учащихся, анализ и обобщение информации, полученной от учителя и самостоятельно.

3.Принципы построения интегрированной программы по краеведению.

  1. Органичность, то есть соответствие регионального компонента общему содержанию курсов истории, географии и литературы; их теоретическому уровню; доступности для учащихся, целям и задачам, стоящим перед этими предметами.

  2. Типичность, то есть раскрытие на региональном материале исторических процессов, характерных для России и мирового сообщества.

  3. Специфичность, то есть раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия исторической и культурной жизни России.

  4. Комплексность в раскрытии регионального содержания, то есть многофакторный подход к раскрытию предмета.

  5. Сочетание регионального и субрегионального краеведческого материала (город, район, посёлок, село, улица).

  6. Практическая направленность, то есть ориентация на раскрытие вопросов, позволяющих решать адаптационные в рамках социализации индивида информационные задачи курса применительно к региональному материалу.

  7. Патриотическая направленность, то есть ориентация всего данного материала на развитие у учащихся чувства любви и уважения к своему краю, его истории, его людям.

4.Виды деятельности учащихся:

  • изучение теоретического материала об Алтае;

  • работа с картой;

  • чтение и обсуждение художественных произведений, связанных с данными темами;

  • поисковая деятельность;

  • сравнение, сопоставление природы, истории и культуры Алтая с природой, историей и культурой нашей страны в целом;

  • исследовательская деятельность, связанная с изучением природы и истории своей местности;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • экскурсии в краеведческие музеи;

  • встречи с участниками событий, происходивших на Алтае в годы Великой Отечественной войны и в годы освоения целинных и залежных земель;

  • встречи с творческими людьми;

  • беседы, выступления, доклады, интервью;

  • лекции;

  • самостоятельная работа с текстом;

  • обзор журналов и газет;

  • просмотр видеофильмов и дисков;

  • создание презентаций.

5.Способы контроля и оценки.

  • Вопросы и задания к каждому теоретическому материалу (даются в учебных пособиях после каждого параграфа).

  • Доклады учащихся по темам (начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно ищут материал в различных источниках: книгах, краеведческих музеях, беседах с людьми).

  • Пересказ теоретического материала, данного в учебных пособиях и лекциях учителя.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу, подразумевающая обобщение какой-либо темы (даётся по усмотрению учителя).

  • Творческие задания.

  • Сочинение стихотворений об Алтае (по усмотрению учителя).

  • В конце года в каждом классе в учебных пособиях даются вопросы на повторение пройденного. Повторение можно провести как в традиционной форме фронтального опроса, так и в форме викторины или теста.

6.Содержание программы. Программа «Краеведение» предназначена для общеобразовательных школ. Она способствует углублению и систематизации знаний по истории Алтая со времён каменного века до наших дней, географическому положению и природе Алтайского края и Республики Алтай, их культуры. В программе прописаны все компетенции, которые должны формироваться при изучении материала, а также знания и умения по каждому классу.

Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 5 по 9 классы (1 час в неделю). Она является интегрированной, концентрической и построена по хронологическому принципу, то есть включает в себя материалы и задания, а также художественные и документальные тексты в тесной связи с повременным развитием региона. Для 10-11 классов составлена программа «Алтайская литература 20 века».

Программа 5 класса включает в себя 3 блока: рассказы по географии Алтайского края, сведения о природе, очерки из истории со времён каменного века до времени освоения территории русскими людьми. Учащиеся знакомятся с понятием административных единиц Алтайский край и Республика Алтай; с географическим положением и картой Алтайского края, с их флорой и фауной, а также с историей освоения и развития территории региона до времени его присоединения к составу России. Изучение блоков проходит в тесной связи с чтением художественных произведений по данным темам (перечень произведений имеется в программе).

Рассказы по географии включают в себя также краткое знакомство с историей возникновения и современным положением городов края, перечень районов, сведения о полезных ископаемых, климатических условиях, реках и озёрах, а также произведения алтайских писателей о природе и старинные алтайские легенды.

В рассказы о природе входят такие темы как животный и растительный мир, охрана окружающей среды, сведения о заповедниках и заказниках на территории края. В следующем разделе учащиеся изучают территорию Алтая в доисторические времена, древние памятники истории и культуры, археологические находки, быт, захоронения, курганы, каменные изваяния. Знакомятся с экспонатами краеведческих музеев городов и районных центров края (по месту проживания - самостоятельно) и отображением исторических вех в литературе. Завершающим этапом курса 5 класса является изучение сведений об образовании алтайских племён и присоединении алтайцев к России. Курс рассчитан на 34 часа.

К программе прилагается список использованной литературы и литературы, которой можно пользоваться при самостоятельном изучении тем.

Программа 6 класса состоит из 4-х блоков: «История Алтая 18 века», «Известные люди Алтая 18 века», «Республика Алтай» и «Литература Алтая». В первом блоке даются такие сведения, как начало заселения территории Алтая русскими людьми, возникновение первых крепостей, развитие горнозаводского производства, рассказывается об открытиях тех времён, о жизни и быте различных слоёв населения. Всё это сопровождается отрывками из художественных произведений и документальных материалов.

В разделе «Известные люди Алтая 18 века» учащиеся знакомятся с такими именами как И. И. Ползунов, М. Лаулин, П. Залесов, Ф. Геблер. Третий раздел посвящается изучению географического положения Республики Алтай, герба, достопримечательностей, памятников природы, легенд и былей республики.

Отдельно стоит знакомство с произведениями детских писателей края, таких как Л. Квин, В. Сидоров, В. Свинцов, со стихотворениями алтайских поэтов о родной природе, с алтайским фольклором: мифами, былями, легендами, историческими и обрядовыми песнями.

Программа 7 класса предлагает изучение истории Алтая в 19 веке - начале 20 века. Состоит из трёх блоков: «Алтай в первой половине 19 века», «Алтай во второй половине 19 века» и «Алтай в начале 20 века». При изучении данных блоков учащиеся знакомятся с произведениями литературы, перечень которых имеется в программе.

В первом блоке даются сведения о развитии промышленности и сельского хозяйства в первой половине 19 века, жизни рудознатцев, развитии культуры, науки, архитектуры и литературы в те времена (отрывки из произведений входят в темы блока).

Второй блок повествует о жизни на Алтае после падения крепостного права, развитии просвещения и горнозаводской промышленности, знаменитых людях Алтая того времени, возникновении и развитии Барнаула.

Третий блок в основном связан с участием региона в русско-японской и первой мировой войнах, с гражданской войной на Алтае, повстанческим движением, строительством Алтайской железной дороги. Художественные произведения взяты с учётом именно этих эпизодов истории.

Программа 8 класса состоит из 5 блоков: «Алтай в 1920 - 1940 годы», «Алтайский край в годы Великой Отечественной войны», «Освоение целинных и залежных земель», «Их имена носят улицы городов и сёл», «Стихотворения алтайских поэтов о родном крае».

В первом блоке учащиеся знакомятся с такими историческими событиями как создание первой коммуны, коллективизация, бабий бунт в Белокурихе, репрессии, образование Алтайского края. Изучают развитие образования и культуры в крае (первые музеи, театры, литература).

Во втором блоке говорится о развитии промышленности Алтая в связи с эвакуацией заводов с прифронтовых территорий, о наших земляках - героях Советского Союза, прилагается поэзия и проза военных лет.

В третьем блоке учащиеся знакомятся с таким событием как освоение целины на Алтае и с произведениями о нём. Здесь возможны встречи детей, проживающих на освоенных в те годы территориях, с участниками и очевидцами события. Даётся большой простор для исследовательской и поисковой деятельности.

По четвёртому блоку работа в основном проводится на местном материале.

В пятом блоке предлагаются стихотворения алтайских поэтов 20 века о родном крае, о Великой Отечественной войне и поэзия целинников.

Программа 9 класса обобщает, углубляет и расширяет знания учащихся, полученные в 5 - 8 классах. Темы курса: «Физико-географическое положение края»; «Полезные ископаемые горной и лесостепной зон»; «Древняя история Алтая»; «Присоединение территории Алтая к России»; «Заселение Алтая русским людьми»; «Демидовские рудники и заводы»; «Развитие камнерезного дела»; «Известные люди Алтая 18 века»; «Алтай в 19 веке»; «Просвещение на Алтае в 18 - 19 веках»; «Гражданская война на территории Алтая»; «Алтай в 20 - 40 годы 20 века»; «Алтайский край в годы Великой Отечественной войны»; «Освоение целинных и залежных земель»; «Алтайский край сегодня»; «Известные люди Алтайского края 20века»; «Республика Алтай». Учащиеся не только повторяют полученные ранее сведения, но переходят на новый уровень изучения тем соответственно с возрастными особенностями. Даётся больше времени на самостоятельное получение знаний, исследовательскую и творческую работу. В учебном пособии предлагаются источники, из которых можно получить дополнительные сведения, и темы исследований.

Программа курса «Литература Алтая 20 века» для 10-11 классов является завершающим этапом знакомства с родным краем и посвящена более полному изучению современной алтайской литературы, в том числе крупных произведений известных алтайских писателей, поднимающих различные вопросы, которые невозможно было осветить в основной школе в связи с возрастными особенностями учащихся. Проводится знакомство с произведениями Н. Чебаевского, И. Кудинова, И. Шумилова, Е. Гущина, Г. Егорова, В. Шукшина, В. Свинцова, С. Вторушина, А. Кириллина и других, а также с современной поэзией и публицистикой (журналы «Алтай», «Барнаул» и местная периодическая печать). Крупные произведения даются в сокращении, на которое при личных встречах автора программы с живущими ныне писателями было получено от них разрешение.

Основным критерием отбора художественных произведений является их художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, а также культурно-исторические традиции. Предлагаемый материал даётся согласно хронологической последовательности событий, описанных в произведениях. Перед чтением произведений идёт небольшой биографический материал об авторах, после изучения предлагаются вопросы на восприятие и понимание прочитанного.

Программа по алтайской литературе направлена на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности.

  • Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания.

  • Развитие эмоционального восприятия текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры, понимания авторской позиции.

  • Освоение текстов в единстве формы и содержания.

  • Овладение навыками чтения и анализа художественных произведений.

  • Выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

  • Обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к изучению художественных произведений о родном крае.

Тематическое планирование прилагается.

7.Работа по изучению родного края. Над вопросами краеведения я работаю в течение 12 лет. Вначале было изучение публицистической и художественной литературы и теоретического материала (различных учебных пособий, краевых энциклопедий и др.), потом, во время работы в школе №15 г. Новоалтайска, велся кружок «Краеведение» по авторской программе. В то же время создавалось пробное учебное пособие по краеведению в 5 классе. Отзыв на пособие написал доктор исторических наук, декан исторического факультета БГПУ М. А. Дёмин (ксерокопия отзыва прилагается). Затем в качестве эксперимента в рамках школьного компонента был отведён один час в неделю в качестве учебного предмета, для которого необходимо было составить новую программу и пособие для учителя и учащихся. Так родился комплекс программы, учебных пособий и наглядного материала, который был подан в АКИПКРО для методической помощи, оказанной в лице доцента кафедры иностранных языков и общественных дисциплин, кандидата культурологи И. А. Жерносенко (рецензия прилагается). Программа и учебные пособия были апробированы в течение 3-х лет в 5 - 7 классах во время работы в школе №15. Ребята занимались краеведением с удовольствием, участвовали в различных творческих конкурсах по данной теме и получали неплохие результаты (грамоты прилагаются).

Помимо учебной программы, проводилась исследовательская работа с учащимися по темам «Русские немцы на Алтае», «Колывань камнерезная», «Формирование межличностных отношений в условиях закрытого пространства посёлка Новогорский». С данными исследованиями в 2006, 2007 и 2009 годах были выступления на краевом конкурсе «Будущее Алтая» (свидетельство участника прилагается). Работая в Берёзовской СОШ Первомайского района, принимаю активное участие в деятельности научного общества с исследованиями, имеющими отношение к теме краеведения. Второй год совместно с ученицей 6 класса собираем материалы по говорам и диалектам села Берёзовки, работаем с архивами поселкового совета и жителями села. Исследовательская работа восьмиклассницы «Толкование некоторых исконно славянских слов…» заняла первое место в школе и была принята на краевой конкурс «Будущее Алтая», на установочной сессии которого ученица выступила успешно (свидетельство прилагается).

Кроме исследований, ведётся большая деятельность по практическому знакомству с краем в виде экскурсий и путешествий. Как в Новоалтайской, так и в Берёзовской школах посещаются музеи Новоалтайска, Барнаула, Бийска, Змеиногорска, с. Полковниково, музей Р. Рождественского в с. Косиха, музеи Шукшина в Сростках, краеведческие музеи Белокурихи и другие; проводятся экскурсии по городам края. В качестве туристических поездок побывали несколько раз на камнерезном заводе с. Колывань, посетили Горный Алтай и Рудный Алтай, где знакомились с местными легендами и фольклором.

Подобная работа проводится также со взрослым населением пос. Новогорский, г. Новоалтайска (включая сёла: Зудилово, Белоярск, Чесноковку) и с. Берёзовка. В течение 15 лет организуются туристические поездки по родному краю и Республике Алтай. Во время путешествий не только посещаются исторические и природные памятники региона, но и совершаются экскурсии в музеи, на заводы, в питомники, ведётся прослушивание лекций экскурсоводов и других специалистов. Среди постоянных участников таких поездок есть учителя, врачи, работники юстиции и других слоёв населения (отзывы об экскурсиях прилагаются).

Со школьниками работа по изучению родного края экскурсиями и путешествиями не ограничивается. Ребята по полученным впечатлениям пишут сочинения, сочиняют стихотворения, которые публикуются в местных газетах и оформляются в альбомах (как в Новоалтайской, так и в Берёзовской школах). Принимаем участие во всевозможных творческих конкурсах, посвящённых краеведению, проводящихся в Первомайском районе и крае. Участвовали в конкурсе, организованном Тигирекским заповедником. Есть работы школьников, получивших призовые места в краевых конкурсах (копии грамот прилагаются).

В 2010 - 2011 годах, во время моей работы в газете «Наш Новоалтайск», которую выписывают не только в городе, но и близлежащих сёлах, так как Новоалтайск является центром Первомайского района, продолжалась пропаганда знаний о родном крае. Выпускались материалы под рубрикой «Алтай туристический», в которых рассказывалось не только о наших путешествиях по краю, но и предлагались разнообразные сведения о тех местах, где побывали группы, делались интересные снимки. На эти материалы газета получала много положительных отзывов (отзывы прилагаются). Также результатом публикаций было то, что читатели газеты пополняли ряды желающих путешествовать по краю и активно изучать его достопримечательности. Такая деятельность проводится и в данное время, как летом, так и зимой.

Работая в МБОУ «Берёзовская СОШ», два года принимаю участие в творческом районном конкурсе «Педагогическая муза» со своими произведениями, посвящёнными краю. В 2012 году заняла 1-е место со стихотворением по легендам Телецкого озера (копия диплома победителя прилагается).

8.Выступления по теме. Популяризация моей работы проводилась неоднократно: 1. на методическом объединении учителей русского языка и литературы, проводившихся в школе №3 г. Новоалтайска в 2006, 2007 и 2009 годах по темам «Инновационные технологии на уроках гуманитарного цикла», «Традиционные и инновационные технологии на уроках литературы и краеведения», «Региональный компонент. Изучение современной алтайской литературы в старших классах»;

2. на совете завучей и директоров Новоалтайских школ, проходивших на базе МОУ «СОШ №15 г. Новоалтайска» по теме «Изучение краеведения в школе по авторской программе. Апробация программы и учебных пособий. Результаты деятельности»;

3. на заседании учёного совета кафедры культурологии АКИПКРО (2009) по теме «Опыт создания интегрированной программы курса и хрестоматии по краеведению»;

4. на круглом столе в рамках курсов ПК по теме «Региональный компонент в реализации современного содержания образования» (2007);

5. на межрегиональном форуме «Культуротворческие школы Алтая» (2008) по теме «Опыт создания интегрированной программы курса и хрестоматии по краеведению»;

6. на краевой научно-практической конференции «Природа и культура Алтая в современном школьном образовании» (2009) по теме «Изучение краеведения в школе по интегрированной авторской программе»

.

Два раза принимала участие в выставках АКИПКРО «Инновационная деятельность как условие реализации регионального комплексного проекта модернизации образования» (2006 и 2009). Получила грамоты и дипломы (ксерокопии выступлений и наград прилагаются).

При создании программы активно сотрудничала с преподавателями АКИПКРО О.В. Фроловой, Л. Ф. Шелковниковой, И. А. Жерносенко. Принимала участие в создании преподавателями АКИПКРО хрестоматии по алтайской литературе для 7 - 8 классов.

Своими материалами неоднократно делилась с учителями города Новоалтайска и Первомайского района, а также на научно-практической конференции с учителями других районов.

















Приложение

Информация о проведённых мероприятиях

Название

Краткое описание

Место проведения

Открытые занятия



Занятие краеведческого кружка «Путешествие по карте Алтайского края».

Знакомство с картой Алтайского края, городами, районами; заочное путешествие по городам края; рассказы об истории возникновения городов.

Школа №17 Зап.-Сиб. ж/д (ныне школа №15 г. Новоалтайска).

Урок в 5 классе «Древняя история территории Алтайского края».

Знакомство с археологическими находками на территории Алтайского края в виде презентации с использованием иллюстративного материала. Доклады учащихся по теме.

МОУ «СОШ №15»

Урок в 7 классе «Горнозаводское дело на Алтае в 18 веке»

Рассказ о развитии горнозаводского дела в Колывани и Барнауле с использованием презентации - иллюстративного материала. Доклады учащихся об известных людях горнозаводского дела.

МОУ «СОШ №15»

Популяризация опыта



Доклад «Инновационные технологии на уроках гуманитарного цикла».

Знакомство педагогов с темой курсов повышения квалификации в АКИПКРО. Рассказ о собственном опыте развития компетенций на уроках русского языка, литературы и краеведения.

Заседание МО учителей-словесников, СОШ №3 г.Новоалтайска. 2006 г.

Доклад «Традиционные и инновационные технологии на уроках литературы и краеведения».

Рассказ об опыте применения традиционных и инновационных технологий на уроках русского языка, литературы и краеведения.

Заседание МО учителей-словесников, СОШ №3 г.Новоалтайска. 2007 г.

Доклад «Региональный компонент. Изучение современной алтайской литературы в старших классах».

Рассказ об опыте создания авторской интегрированной программы по краеведению и проведении уроков краеведения в 5-6 классах. Знакомство учителей с содержанием хрестоматии по современной алтайской литературе в 10-11 классах.

Заседание МО учителей-словесников, СОШ №3 г.Новоалтайска. 2009 г.

Доклад «Изучение краеведения в школе по авторской программе. Апробация программы и учебных пособий. Результаты деятельности».

Выступление перед завучами школ города Новоалтайска об опыте создания авторской интегрированной программы по краеведению и проведении уроков краеведения в 5 классах. Показ слайдов с иллюстративным материалом. Презентация программы.

Совещание завучей школ г. Новоалтайска, МОУ «СОШ №15»

2007 г.

Доклад «Изучение краеведения в школе по авторской программе. Апробация программы и учебных пособий. Результаты деятельности».

Выступление перед директорами школ города Новоалтайска об опыте создания авторской интегрированной программы по краеведению и проведении уроков краеведения в 5-7 классах. Показ слайдов с иллюстративным материалом. Презентация программы.

Совет директоров школ г. Новоалтайска, МОУ «СОШ №15»

2009 г.

Доклад «Опыт создания интегрированной программы курса и хрестоматии по краеведению».

Выступление об опыте создания авторской интегрированной программы и учебных пособий по краеведению. Актуальность данной программы. Презентация программы. Результативность деятельности в 5 - 7 классах. Оказание методической и методологической помощи со стороны преподавателей АКИПКРО.

Учёный совет кафедры культурологи АКИПКРО, 2009 г.

Доклад по теме «Региональный компонент в реализации современного содержания образования»

Выступление об опыте создания авторской интегрированной программы и учебных пособий по краеведению. Актуальность данной программы. Цели и задачи программы. Новизна. Содержание программы.

АКИПКРО, круглый стол в рамках курсов ПК (2007)

«Опыт создания интегрированной программы курса и хрестоматии по краеведению».

Выступление об опыте создания авторской интегрированной программы и учебных пособий по краеведению. Знакомство слушателей с содержанием хрестоматии по современной литературе Алтая. Актуальность данной программы. Цели и задачи программы. Новизна. Содержание программы. Презентация программы.

Межрегиональный форуме «Культуротворческие школы Алтая» на базе АКИПКРО (2008)

Доклад «Изучение краеведения в школе по интегрированной авторской программе»


Выступление об опыте создания авторской интегрированной программы и учебных пособий по краеведению. Знакомство слушателей с содержанием хрестоматии по современной литературе Алтая. Актуальность данной программы. Цели и задачи программы. Новизна. Содержание программы. Презентация программы.

краевая научно-практическая конференция на базе АКИПКРО «Природа и культура Алтая в современном школьном образовании» (2009)

Программа элективного курса «Алтай литературный»

Печатный материал в сборнике авторских программ элективных курсов по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Сборник под редакцией Н. И. Липиной, Новоалтайск, 2007 г., стр. 45 - 49.


Участие в выставках АКИПКРО «Инновационная деятельность как условие реализации регионального комплексного проекта модернизации образования». Представление программы, учебных пособий по краеведению, результатов работы, ученических сочинений по краеведению, презентация программы, доклад.

АКИПКРО, 2006 и 2009 г.г.

Научно-исследовательская деятельность



Исследовательская работа «Русские немцы на Алтае».

Выступление на установочной сессии краевого конкурса для одарённых школьников «Будущее Алтая». Работа ученика о путях заселения немцев на Алтае, судьбы немцев, в том числе семьи ученика, писавшего работу.

МОУ «СОШ №15»,

2006/2007 г.

Исследовательская работа «Колывань камнерезная. История и современность».

Выступление на установочной сессии краевого конкурса для одарённых школьников «Будущее Алтая». Поездка на камнерезный завод с. Колывань, знакомство с современным состоянием завода, изучение публицистических работ по теме.

МОУ «СОШ №15»,

2007/2008 г.

Исследовательская работа «Формирование межличностных отношений в условиях закрытого пространства посёлка Новогорский».

Проведение анкетирования жителей посёлка, работа с архивными материалами, составление истории строительства станции Укладочный, возникновения посёлка Новогорский, анализ межличностных отношений через опрос населения. Выступление на установочной сессии и заключительном этапе конкурса.

МОУ «СОШ №15»,

2006/2009 г.

Исследовательская работа «Говоры и диалекты села Берёзовки Первомайского района».

Проведение анкетирования жителей села Берёзовка, составление словаря, работа с архивными материалами. Работа находится в стадии подготовки.

МБОУ «Берёзовская СОШ» Первомайского района, 2012/2013 г.

Исследовательская работа «Толкование некоторых исконно русских слов через этимологию и слоговое письмо».

Исследование некоторых исконно русских слов с точки зрения их этимологии и слогового состава, сравнение современного анализа морфем с историческим и слоговым значением.

МБОУ «Берёзовская СОШ» Первомайского района, 2012/2013 г.


Участие в творческих конкурсах



Конкурс «Педагогическая муза»

Стихотворение «Легенды Телецкого озера» (авторское) в номинации «Литературное творчество». 1-е место.

Районный конкурс, с. Зудилово, 2012 г.

Конкурс «Педагогическая муза»

Стихотворение о природе Алтая, «Маленькие сказочки» в номинации «Литературное творчество» (участие).

Районный конкурс, с. Зудилово, 2013 г.

Эссе «Воскреснув, умереть…»

Ученическая работа в краевом конкурсе по творчеству В. М. Шукшина, посвящённом 70-летию Алтайского края. Номинация «Литературное творчество» (ученица Бутымова Е.). Диплом 1 степени.

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи.

Легенды Тигирека.

Детские и учительские авторские работы (легенды и мифы), посвящённые 10-летию заповедника «Тигирекский». Участие в конкурсе.

Управление заповедника «Тигирекский».

Участие в районном конкурсе «Вдохновение».

Стихотворения и эссе учащихся, посвящённые родному селу, природе Алтайского края.

Первомайский район, 2012 г.

Участие в городском конкурсе «Юный патриот России», 2-е место.

Сочинение ученицы Шараповой А. «Письма с фронта» напечатано в газете «Наш Новоалтайск».

Новоалтайск, 2005 г.

Участие в городском конкурсе «Здоровье. Будущее. Дети», 1-е место.

Сочинение ученицы Шараповой А. «Будущее в наших руках» напечатано в газете «Наш Новоалтайск».

Новоалтайск, 2006 г.

Участие в городском конкурсе «Алтайский край, новая история», 1-е место.

Сочинение ученицы Шараповой А. «Алтайский край, новая история» напечатано в газете «Наша версия».

Новоалтайск, 2007 г.

Публикации в газетах



Стихотворения и зарисовки о природе Алтая

Творческие работы Воробьёвой А., Попова А., Туптева С., Дьякина С., Винокуровой К., Мосиенко О.

Газеты «Наш Новоалтайск» и «Восхождение» за 2006 и 2007 годы.

Стихотворения о родной природе.

Помимо уроков, проводилась работа творческого клуба «Ариадна», на занятиях которого учащиеся сочиняли стихотворения о природе родного края и посёлка. О кружке писалось в газете «Наш Новоалтайск» в ноябре 2008 года с публикацией стихов.

Газета «Наш Новоалтайск», 2008.


Сочинения «Письма с фронта», «Будущее в наших руках», «Алтайский край, новая история».

Новоалтайск, 2005 - 2007 г.

Рубрика «Алтай туристический».

Рассказы автора о путешествиях группы по Рудному Алтаю, Республике Алтай, интересным местам Алтайского края. Исторические справки, повествование о достопримечательностях, музеях. Фотографии.

Газета «Наш Новоалтайск», 2010-2011 г. (6 выпусков).

Конкурс «Девчонка с нашего двора», 1-е место.

Рассказ об интересных людях - современниках школьников. Принимали участие три ученицы Берёзовской СОШ.

Газета «Наш Новоалтайск», 2013 г


Публикации ученицы Берёзовской СОШ Городновой Ю. в газете «Первомайский вестник» о проблемах современной молодёжи.

Газета «Первомайский вестник», 2013-2014 годы.

Поездки и экскурсии



Барнаул

Ознакомительные экскурсии по городу, посещение исторических мест, памятников, краеведческого и литературного музеев.

В течение 12 лет.

Бийск

Ознакомительная экскурсия по городу, рассказ об истории города, посещение краеведческого музея, музея Чуйского тракта.

В течение 12 лет.

Змеиногорск

Экскурсия по городу, посещение краеведческого музея.

2008-2012 г.

С. Полковниково

Экскурсии в музей космонавтики

В течение 12 лет.

С. Косиха

Посещение музея Р. Рождественского.

2013 г.

Белокуриха

Посещение краеведческого музея, музея истории алтайских племён.

В течение 12 лет.

С. Сростки

Посещение музеев В. М. Шукшина, подъём на ГРУ Пикет.

В течение 12 лет.

Новоалтайск

Посещение краеведческого музея, типографии.

В течение 12 лет.

С. Колывань

Посещение камнерезного завода и музея при заводе. Экскурсия по историческим местам.

2008 - 2013 г.

С. Солонешное

Посещение пещер Денисовой и Музейной, краеведческого музея райцентра, маральего питомника.

2012, 2013 г.

Поездки в Рудный и Горный Алтай.

Вместе с группой посетили Чемальскую ГЭС, остров Патмос, Семинский перевал, перевал Чике-Таман, водопады на реке Чуе, видели древние наскальные рисунки, каменные бабы, слушали горловое пение, совершали подъёмы на горы с гидом, знакомились с местными легендами. Путешествовали на Колывань, Телецкое озеро, посещали различные места на Катуни и Чуе. На озере Манжерок поднимались к алтайским аилам и знакомились с обычаями местного населения. Поездки совершаем как летом, так и зимой, открываем новые интересные для себя места. Планируем путешествия совместно.

В течение 12 лет.

Награды




Почётная грамота Управления Алтайского края за добросовестный плодотворный труд, заслуги в работе по обучению и воспитанию учащихся.

2008 г.


Почётная грамота Комитета администрации по народному образованию за добросовестный и творческий труд по обучению и воспитанию учащихся и по итогам 2005-2006 учебного года..

2006 г.


Звание «Ветеран труда» с письмом губернатора Алтайского края.

2010 г.

Результаты деятельности по краеведению

  1. При изучении краеведения в качестве учебного предмета ученики показали хорошие знания своего края на уроках, обогатили свой кругозор, проявили интерес к изучению родного края.

  2. Два выпускника поступили в АГУ на факультет туризма.

  3. Пятеро учеников занимались исследовательской работой, связанной с изучением малой родины, четверо из них выступали на краевой научно-практической конференции.

  4. Практическая направленность занятий краеведением проявилась в творческих работах учащихся о родном крае и в публикациях этих работ в печатных изданиях.

  5. Дети принимали активное участие в творческих конкурсах, посвящённых родному краю, есть победы в конкурсах.

  6. После публикаций в газете «Наш Новоалтайск» о путешествиях по Алтаю количество желающих принимать в них участие постоянно возрастает, дети и взрослые с большим интересом посещают музеи, слушают лекции, совершают экскурсии.

  7. Создалась постоянная группа экскурсантов среди взрослого населения города Новоалтайска и прилегающих к нему сёл, посещающих различные исторические и природные памятники Горного и Рудного Алтая. Группа включает в себя пенсионеров, их детей и внуков. Их кругозор расширяется, люди получают новые знания о родном крае, которые ранее были им недоступны. Прививается интерес к знаниям о малой родине.

  8. У участников поездок развивается желание вести активный и здоровый образ жизни, узнавать новое.

  9. В большей степени проявляется патриотизм, любовь к своему краю.

19


© 2010-2022