Программа кружка Юные музееведы

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.   Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную рол...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Образовательная программа

«Юные музееведы»

программа рассчитана на учащихся 5-9 классов,

срок реализации 1 год











Педагог

дополнительного образования

Буза Ирина Андреевна














о. Муром

2014 г.




Пояснительная записка


Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей - это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

В основе данной программы лежит программа Д.В.Смирнова «Юные музееведы», адаптированная для учащихся нашей школы.

Цель данной программы - знакомство учащихся с основами музейной работы, повышение уровня воспитанности и эмоционально-ценностного отношения к истории родного края.

Образовательные задачи:

  • Получение дополнительных знаний по предметам школьной программы в ходе занятий в музее;

  • Изучение памятников истории и культуры Муромского края

  • Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся на основе уважения к историческому и культурному наследию родного края;

  • Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

  • Знакомство с основами музейного дела.

Развивающие задачи:

  • Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;

  • Формирование системы ценностей и убеждений, способствующих успешной социализации ребенка в современном обществе.

По окончании обучения по программе дети должны знать:

  • историю музейного дела,

  • основные музеи родного города,

  • жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,

  • основы музееведческой деятельности,

  • основные термины, применяемые в музейном деле.

Дети должны уметь:

  • планировать деятельность музея,

  • работать с фондами музея,

  • планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,

  • выступать с защитой проектной работы.

Критерии результативности освоения программы «Юные музееведы»:

  • устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края, желание изучать эту историю;

  • появление навыков работы в музее;

  • повышение уровня воспитанности учащихся.

Формы контроля

  • Анализ творческих работ учащихся.

  • Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия и при выполнении добровольных домашних заданий

  • Защита проектов

Режим занятий

  • Общее количество часов в год - 68 часов

  • Количество часов в неделю - 2 часа.

  • Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 45 минут.






Юные музееведы

Учебно-тематический план


№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведе- ния.

4

1

3

2

Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

4

2

2

3

Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.

5

2

3

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.)

5

3

2

5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII - первая половина XIX в.)

5

3

2

6

Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий музей.

5

2

3

7

Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

8

2

6

8

Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

4

2

2

9

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея.

6

2

4

10

Выставочная деятельность школьного музея.

4

2

2

11

Экскурсионная деятельность музея.

4

2

2

12

Поисковая деятельность учащихся.

8

2

6

13

Организация краеведческой работы в экспедициях.

6

2

4

ИТОГО

68

27

41

Содержание курса

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея.

Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.

Практическая работа: знакомство с Положением о школьном музее, планом работы музея на год, планом поисково-экспедиционной деятельности. Знакомство со структурой

3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.

Роль музеев в жизни города Мурома, функции музеев. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность.

Практическая работа: обзорные экскурсии в мемориальный Дом-музей академика живописи И.С. Куликова и в музей «История народного образования города Мурома» (школа № 16); по итогам экскурсий определить социальные функции музеев.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца ХVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты ХVI- ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями; подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа - презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII - первая половина ХIХ в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII - первой четверти ХVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце ХVIII - первой половине ХIХ в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Мурома. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона.

7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей»

8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год. Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея.

9. Поисково- исследовательская деятельность школьного музея

Поисково-исследовательская деятельность: цели, задачи, основные направления. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.

10. Выставочная деятельность школьного музея.

Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее.

11. Экскурсионная деятельность школьного музея

Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение экскурсии в школьном музее.

12. Поисковая деятельность учащихся

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, Муромском историко-художественном музее; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Выполнение индивидуального поискового задания.

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и обязанности краеведа--исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.






Литература

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов/ Ф.Г.Багаутдинова. - М., 1992.

  2. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей/ В.П.Голованов. - Йошкар-Ола, 2006.

  3. Горский В.А. Живое образование/ В.А.Горский. - Ногинск, 2007.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. - М., 2000.

  5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/ Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.,2006.

  6. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации/ сост. Н.А.Воронцова. - Пермь, 1974.

  7. Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. - М., 1987.

  8. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. - М., 2001.

  9. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. - М., 2001.

  10. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. - М.,1988.

  11. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. - СПб., 2002.

  12. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности/ Б.А.Столяров. - СПб., 1999.

  13. Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. - М., 2003.

  14. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. - М., 2003.

  15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/ М.Ю.хневич. - М., 2001.


© 2010-2022