• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»

Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»

АННОТАЦИЯ Педагогическое мастерство развивается и поддерживается на соответствующем уровне только при условии эффективного самообразования, самосовершенствования, эффективной самостоятельной методической работы педагогических кадров. Тема научно-практического семинара выбрана неслучайно т.к. первостепенная задача образовательной политики - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В настоящее время по...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Рекомендации

по подготовке методических разработок,

отражающих педагогический опыт»



(практический семинар)








Разработку составила: учитель истории

Якупова Г. Р.





г. МОСКВА 2013



АННОТАЦИЯ


Педагогическое мастерство развивается и поддерживается на соответствующем уровне только при условии эффективного самообразования, самосовершенствования, эффективной самостоятельной методической работы педагогических кадров.

Рекомендации по подготовке методических разработок ставят перед собой задачу, чтобы через все каналы педагогической учебы, педагогического самообразования и самосовершенствования поднимать научный уровень педагогов, прививать им вкус к серьезным научно-педагогическим проблемам, сделать их активными участниками научных поисков.

Рекомендации по подготовке методических разработок, предназначены для преподавателей профессионального образования колледжа, мастеров производственного обучения, учителей школ, педагогам дополнительного образования, обобщающих собственный педагогический опыт с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов, средств осуществления учебно - воспитательного процесса.



















Содержание

Введение

I. Теоретические основы методической разработки

1.1. Виды методических разработок

1.2.Предьявляемые требования к методической разработке

1.3.Структура методической разработки

1.4.Общие требования к оформлению методической разработки

1.5.Методическая разработка темы программы

1.6.Структура методической разработки урока теоретического обучения


I I. Практикум по научно-практическому семинару «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих передовой педагогический опыт»

2.1. Доклад ветерана труда, Заслуженного учителя Российской Федерации, Почетного работника начального профессионального образования Семиряжко Т.Г. «Рабочая тетрадь по кулинарии»

2.2.Экспресс-доклады. «Методическая разработка урока производственного обучения»

Заключение

Список литературы

Приложения












Введение

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Подготовка таких методических разработок - одна из наиболее распространенных форм письменного обобщения собственного педагогического опыта преподавателями и мастерами производственного обучения с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов, средств осуществления учебно-воспитательного процесса.

Данная методическая разработка имеет цель: рассмотреть методическую разработку как форму повышение квалификации педагогов, посредством популяризации выполнения научной работы.

Данная цель реализовывалась при решении следующих задач:

- создание и систематизация организованного знания в области научных основ письменного обобщения собственного педагогического опыта;

- практического внедрения научных работ в единое информационное пространство образовательного учреждения .

Структурно в данной работе можно условно выделить две основные части:

1)теоретическую, в которой изложены особенности структуры, видов и требований к методической разработке;

2)прикладную, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Большинство примеров, иллюстрирующих излагаемый материал в прикладной его части, взяты из области профессиональной деятельности.









Научно - практический семинар - «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих передовой педагогический опыт»



Тема научно-практического семинара выбрана неслучайно т.к. первостепенная задача образовательной политики - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В настоящее время получение качественного профессионального образования представляет собой комплексную проблему, решение которой позволяет отвечать существующим и будущим потребностям и вызовам времени. В последние годы представители педагогической науки уделяют большое внимание такой категории, как качество. Так как именно качество образования становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем, определяющих развитие и будущее страны. Качество подготовки специалиста напрямую зависит от качества образовательного процесса, основным критерием которого является состав, содержание учебного материала, то есть сущность образовательного процесса.

Цель научно-практического семинара - систематизация и раскрытие наиболее эффективных организационных форм, методов, средств осуществления учебно - воспитательного процесса, рассмотреть методическую разработку как форму повышение квалификации педагогов, посредством популяризации выполнения научной работы.

Методы достижения цели - наглядный, объяснительно-иллюстративный, словесный, показательный.

Качество подготовки и проведения

Наличие программы семинара

Программа семинара включала в себя:

1) Открытие семинара (вступительное слово методиста);

Введение в деятельность (информационный блок: план работы; о проблеме создания методических разработок; использование активных методов обучения; о предполагаемом результате с проведением и последующим анализом).

2) доклад Семиряжко Т.Г.- ветерана труда, Заслуженного учителя Российской Федерации, Почетного работника начального профессионального образования;

3) экспресс-доклады.

4) Подведение итогов семинара:

- обсуждение, обмен мнениями

- выработка рекомендаций

- закрытие семинара

Доступность изложения материала

Весь представленный теоретический материал был подготовлен и изложен в оригинальной, доступной форме с использованием исторических справок, таблиц, схем и др. Усвоению изложенного материала способствовал мультемидийный показ каждого выступления.

Научность семинара, предполагала опору на научные (объективные, достоверные) факты и данные, на современные достижения в области методики обучения спецпредметов, методики и техники учебного процесса.

Эмоциональная атмосфера

Во время проведения семинара в аудитории царила дружеская, непринужденная обстановка. Чувствовалось, что организаторы и выступающие - это команда единомышленников, которые имеют достаточный потенциал, чтобы его развивать и расширять. Все присутствующие были вовлечены в обсуждение полученной учебной информации о методической разработке.

Выступление и мультимедийное озакомление с методической разработкой Семиряжко Т.Г. и экспресс-доклады подкрепили теоретическую часть семинара.

В конце семинара было проведено анкетирование участников для определения эффективности научно-методического семинара. Все отметили высокую организацию данного мероприятия, профессионализм докладчиков, доступное изложение материала.

Во время подведения итогов семинара участники высказали пожелание, чтобы такие встречи проводились как можно чаще.

Оборудование, технические средства

- Ватман, ножницы, фольга, клей, маркеры, бумага;

- мультимедийный проектор, доска, цифровой фотоаппарат.

Раздаточный материал

Частично представленный теоретический материал научно-практического семинара «Методическая разработка» объемом 6 страниц сброшюрован и выдан участникам научно-практического семинара. Для удобства использования полученной информации в педагогической деятельности инженерно-педагогические кадры могут воспользоваться компьютерным диском с презентацией в методическом кабинете.



























I .Основная часть

1.1.Виды методических разработок:

  1. разработку конкретного урока;

  2. разработку серии уроков;

  3. разработку темы программы;

  4. разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

  5. разработку общей методики преподавания предметов;

  6. разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

  7. методические разработки связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

  8. методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

  9. разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;
    и т.д. (См.Приложение №1)

1.2.К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  2. определить цель методической разработки.

  3. внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме.

  4. составить план и определить структуру методической разработки.

  5. определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

1.3.Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.

  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».

  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

1.4.Структура методической разработки:

Общая структура:

  1. Аннотация.

  2. Содержание.

  3. Введение.

  4. Основная часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованных источников.

  7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

1.5.Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт -14 ). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

  2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

  6. Количество и объем разделов не лимитируется

1.6.Методическая разработка темы программы:

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. характеристика темы;

  2. планирование изучения темы;

  3. рекомендации по организации и методике изучения темы.
    В характеристике темы указываются:

  1. образовательные цели и задачи темы;

  2. планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

  3. знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

  4. место и роль темы в курсе;

  5. связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи и т.д.;

  6. дается дидактический анализ содержания материала;

  7. выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

  8. возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

При планировании учебной темы необходимо:

  1. продумать методику преподавания темы;

  2. подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;

  3. выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить;

  4. проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики (технологии).

1.7.В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.

  2. Методические рекомендации по проведению урока.

  3. План урока (с технологической картой).

  4. Дидактический материал к уроку (можно в виде
    Приложения).

  5. Список литературы (источников) для учащихся.

  6. Список литературы (источников) для педагога.

Рекомендуемый план урока:

  • Тема программы.

  • Тема урока.

  • Тип урока.

  • Вид урока.

  • Цель методическая.

  • Цели образования (УУД).

  • Материально-техническое обеспечение урока.

  • Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:


Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока


Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности


Типы уроков:

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  1. Урок изучения нового учебного материала.

  2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний.

  4. Урок контроля знаний, умений и навыков.

  5. Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

  • Урок совершенствования умений и навыков.

  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока:

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  1. Лекция.

  2. Беседа.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Практическая работа.

  5. Лабораторная работа.

  6. Конференция.

  7. Семинар.

  8. Контрольная работа.

  9. Зачет.

  10. Деловая игра.

  11. Экскурсия.

  12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). И др.

Дидактические задачи:

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.

  2. Формирование новых понятий и способов действий.

  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  • Информационно-рецептивный.

  • Репродуктивный.

  • Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма, работа с презентацией и др.

Способы организации деятельности определяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.

  2. Индивидуальный.

  3. Парный.

  4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.) или же в соответствии с новыми ФГОС (УУД- универсальные учебные действия).

Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.


































Методическая

разработка

Методическая разработка может быть следующих видов:

  • рабочая программа производственного обучения (практики) по подготавливаемой профессии,

  • учебник,

  • учебное пособие,

  • сборник упражнений,

  • сборник тестов,

  • методические указания,

  • частные методики и др. в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам конкретного вида.

Итоги оформляются протоколом.

Методическая разработка оценивается по 5 бальной шкале:

На высшую:

5 баллов.

На первую: 4 баллов

На вторую:

3 балла.










Заключение


Проведенное мероприятие в форме научно-практического семинара на тему: «Методическая разработка» является неотъемлемой частью представления опыта и профессионального мастерства инженерно-педагогических работников в ходе обобщения опыта работы. Выбранная форма четко соответствует содержанию мероприятия. Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, форма проведения, тематическая направленность.

При подготовке и проведении семинара соблюдались следующие требования:

- понимание и четкая формулировка педагогической цели мероприятия;

- планирование этапов мероприятия;

- организация подготовки в соответствии с поставленной целью;

- выбор оптимального материала;

- выбор оптимального ритма и темпа проведения мероприятия.

Научно-практический семинар является результативным, т.к. отвечает всем основным критериям:

- актуальность тематики;

- адекватность содержания (соответствие теме);

- практическая направленность;

- ориентация на соответствующую аудиторию;

- лаконичность, ясность, доступность, четкость;

- тщательность подготовки.







Список литературы

Основная литература

1. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). - М., 2005.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007

3. Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок / Сост. Левкович Н.Ф. - МГУМЦ ПО, 2004.

3. Морева Н.А. Технологии профессионального образвования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

4. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1996. - 228 с.

Дополнительная литература

1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995. - 336 с.

3. В помощь старшему мастеру: Метод. рекомендации. - М.: Высш. шк., 1988. - 96 с.

4. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 1994. - 208 с.

5. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

6. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. - М.: ВНМЦ ПТО, 1981. - 112 с.

7. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.

8. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 138 с.












Доклад

Семиряжко Т.Г.- ветерана труда, Заслуженного учителя Российской Федерации, Почетного работника начального профессионального образования.

На тему:

«Рабочая тетрадь по дисциплине: «Кулинария»»






































Экспресс - доклады

на тему:

«Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих передовой педагогический опыт»






















Приложение №1


Требования к содержанию

методических разработок

В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней:

1 уровень - преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;
2 уровень - преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ;

3 уровень - преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно- методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;

4 уровень - преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения;

5 уровень - преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает УМК к электронному учебнику.

Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы. Работа 4 и 5 уровней может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей - единомышленников.



Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»Статья «Рекомендации по подготовке методических разработок, отражающих педагогический опыт»

© 2010-2022