Тема: «Использование целенаправленных задач на уроках фармакологии»

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Использование целенаправленных

задач на уроках фармакологии»

"Дорогу осилит идущий"

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.)

Использование целенаправленных задач на уроках фармакологии

«Студент - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Сегодняшний колледж - это современное учебное заведение по подготовке высококвалифицированных кадров для фармацевтического рынка.

Появились совершенно новые компетенции, которыми должен обладать фармацевт - уметь представить товар, продать его, строить отношения с клиентом таким образом, чтобы тот ушел из аптеки с полностью удовлетворенной потребностью. Современные требования рынка требуют создания в колледже информационно-образовательного пространства, которое дает возможность будущим специалистам легко владеть справочными, учетными программами, быстро найти необходимую информацию.

Современным студентам без твердого знания классификации ЛС очень трудно ориентироваться в огромном количестве современных лекарств, определить место и потенциальные возможности препарата, правильно выбрать нужное средство.

Очень важно правильно ориентироваться в характере механизма действия лекарств на примере типичных представителей каждой из групп в рамках классификации, что позволяет определить необходимость и полезность применения данного лекарства (показания к применению), а также знать типичные противопоказания к назначению.

Нужно знать правила выписывания лекарств, учитывая принципы их дозирования, формы выпуска и способы введения. Выбрать оптимальный вариант для конкретной патологии.

Для повышения профессионализма будущих специалистов на уроках «Фармакологии» в учебный процесс внедрена современная система тренингов: коммуникативной компетентности, командообразования, лидерства, преодоления конфликтов, партнерского общения, креативности, личностного роста и успешных продаж. Это позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на фармацевтическом рынке.

Учебный процесс является неразрывным единством трех составляющих:

  • информационной (передача, прием, накопление, преобразование, хранение и применение информации);

  • психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности);

  • кибернетической (управление учебнопознавательной деятельностью учащихся).

Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие - есть развивающее обучение.

Однако сегодня в обществе это не считается приоритетом. На первый план выступает личностное развитие. Недаром все чаще мы говорим о личностно-ориентированном обучении.

Поэтому сейчас первой по значимости оказывается кибернетическая составляющая учебного процесса: студент учится, а преподаватель организует этот процесс и управляет им.

1. Первый уровень в обучении заключается в Знании (узнавание и воспроизведение).

Данный уровень обязателен для всех обучающихся. Студенты воспроизводят все, что написано в учебнике или в лекционном материале. Запоминают и пересказывают учебный материал по заданной теме.

Например, тема «Анальгетические средства». Учащийся должен знать, для чего применяется данная группа препаратов, и какие лекарственные средства относятся к этой группе.

2. Понимание. Учащийся может объяснить своими словами предсказания последствий, умение использовать изученный материал в конкретных знакомых условиях. Этот уровень обязателен для всех обучающихся.

Например студенты должны знать, что анальгетические средства делятся на наркотические и ненаркотические. Наркотические применяются при

сильных болях (инфаркт миокарда, травма, ожог), а ненаркотические - при головной, зубной боли.

Зная это, учащийся, решая стандартную задачу, всегда правильно назначит больному необходимый препарат.

3. Применение. Этот уровень обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях.

Сюда входят: применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

4. Анализ. Этот уровень обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Этот уровень обязателен для студентов «Лечебное дело» и необязателен для студентов «Сестринское дело». Например, при назначении β-блокаторов, студенты, зная их классификацию (они бывают кардиоселективные и некардиоселективные), сделают правильный выбор при назначении препарата больному. Решая нестандартную задачу, студент видит, что больной с гипертонической болезнью страдает еще и бронхиальной астмой, то выбор будет за кардиоселективным препаратом.

5. Синтез. Этот уровень обозначает умение разработать план действий, составление алгоритмов неотложной помощи, прогнозирование ситуации. Данный уровень могут освоить не все студенты. И только студенты, хорошо знающие этиологию и патогенез заболевания, сами могут составить алгоритм неотложной помощи. Например: Алгоритм-схема терапии неосложненного инфаркта миокарда.- сублингвально нитроглицерин 5-7-10 таблеток с интервалом рассасывания;- боль не купирована;

- внутривенно вводится раствор анальгина2-4 мл;

- боль не купирована;

- больного госпитализируют в кардиологическое отделение с подозрением на инфаркт миокарда.

6. Оценка. Этот уровень обозначает умение оценивать значение того или иного материала. На данном уровне студенты дают оценку, суждения, на основе имеющихся данных по прогнозу заболевания, по эффективности предложенных лечебных мероприятий.

Важным этапом в подготовительной работе является составление плана по учебной дисциплине. Студенту предлагается модель учебного процесса, которая позволяет каждому наглядно видеть все, что он должен изучить, выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и так далее. Кроме этого, разбивка всего материала позволяет определить конечный результат, выявить знакомое и новое.

Обучение и воспитание через дифференциацию и индивидуализацию обучения на учебных занятиях по фармакологии, дает возможность повысить качество знаний по изучаемой дисциплине, формировать индивидуальную образовательную траекторию обучения студентов. Учебное занятие строится в соответствии с рабочей программой дисциплины модульного содержания, определяющей цели, структуру, нормы, методы и результаты обучения. Любая модульная программа состоит из проблемных ситуаций и исследуется по алгоритму:

Цели -Действия - Средства - Результат - Рефлексия.

Обучение строится на технологическом подходе, когда технология определяет структуру и содержание познавательной деятельности учащихся, позволяет включить их в совместную творческую деятельность, использовать групповые формы организации учебного процесса, требующие проявления коммуникативных способностей. Технологический процесс состоит из трех развивающих пространств:

целевого, поискового и рефлексивного. Все они функционально связаны между собой. При организации целевого пространства происходит: объединение функционеров в творческие группы (при этом создается внешний механизм саморазвития для каждого члена группы); постановка проблемы, обсуждение индивидуальных целей предстоящей деятельности; определение общей целевой зоны; выбор средств, позволяющих реализовать цель; проектирование результата; определение ключевых понятий.

Организация поискового пространства включает в себя: организацию поисковой деятельности; определение способов деятельности (кто, что будет делать и в какой последовательности); реализацию программы общей деятельности.

Организация рефлексивного пространства направлена на осознание метода, который привел к активной творческой деятельности.

Функции рефлексивного пространства заключаются в осознании человеком норм своих отношений с другими людьми, осознании уровня идеализации целей деятельности определение степени овладения конкретными способностями, выявление затруднений.

Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе сознательно создавая ситуацию, которая у них вызывает необходимость действовать в сложившихся общественных отношениях (каждый имеет право высказать любую точку зрения, выслушать и понять другого, терпимо

относиться к чужому мнению, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Целенаправленное взаимодействие в познании формулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступает место заинтересованности, сопричастности.

Например, по дисциплине «Основы фармакологии», по теме: "Лекарственные формы. Рецепт" критериями осознания данной темы являются:

1. Определение понятий: раствор, суспензия, настой, отвар, эмульсия

сбор, болюса, пилюля, брикет, драже, капсула, гранула, мазь, линимент, галеновые и новогаленовые препараты, аэрозоли.

2. Постановка цели на исследование жидких, твердых, мягких и газообразных лекарственных форм:

- название лекарственной формы на русском и латинском языке,

- определение формы,

- составные части формы,

- способы применения,

- образцы выписывания рецептов

- дозы

2.1. Выявление зависимости приготовления

- отвара и настоя,

- пилюли и болюса,

- таблетки и брикета,

При выборе лекарственной формы надлежит руководствоваться состоянием больного организма, его возрастом, степенью точности дозировки, стойкостью при хранении, удобством введения.

Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемой характеристикой гармонически и всесторонне развитой личности. Для этого необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать информацию, факты, явления, события. Процесс развития информационно-познавательных компетенций содействует повышению уровня мотивации и способствует росту самооценки непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.

Выводы:

1.Формировать познавательную активность, творческое отношение к труду, вырабатывать профессиональные качества учащихся с помощью углубления межпредметных связей.

2.Повышать ответственность учащихся за внедрение в практику полученных знаний:

- не забывать, что отпущенный по рецепту препарат имеет не только медицинское значение, но и юридическое
- после предоставления врачу, фельдшеру, акушеру информации об имеющихся препаратах - регулярно корректировать их наличие в аптеке.





Используемая литература:

1. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки-самооценки управления учебным заведением. -Нижний Новгород, 2000.

2. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепция, опыт). - Челябинск, 1997.

3. Справочник по технологии приготовления лекарственных форм. - Ростов н/Д., 2001.

4. Уша Б.В., Жуленко В.Н., Волкова О.И.Фармакология: учебник - М.: КолосС, 2006. - 376 с.

5. Плигин А.А. Стратегии обучения - основные компоненты личностно-ориентированного образования. // Личностно-ориентированные подходы в образовании / под ред. Скоробогатовой. - М.,2002.

6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг,разум, поведение. - М.: Мир, 1988.

7. Плигин А.А. Личностно-ориентированная технология обучения как средство гуманитаризации профессионально-педагогической подготовки учителя // Проблемы качества и гуманитаризации столичного и зарубежного образования. - М.:МИПКРО, 1996.


© 2010-2022