• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения

Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения

     Учебное занятие «Подарите друг другу радость» используется  в  рамках занятий учебного объединения «Оригами» для обучающихся 1-го года обучения. Продолжительность занятия 90 минут (два занятия по 45 минут с перерывом 10 минут). Тема и содержание занятия соответствуют образовательной  программе «Ориландия». В основе занятия лежит воспитательная технология обучения.   Педагог рассказывает о Дне Валентина, о преданности лебедей, историю Садако Сасаки - 12-тилетней девочки, медленно умиравшей о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Подарите друг другу радость».

(Учебное занятие по оригами

для уч-ся 1-го года обучения по программе «Ориландия»).


Цель: Обучение конструированию из бумаги в технике оригами птиц - лебедя, японского журавлика, подарков - «валентинок» - сердечко, открытка.

Задачи:

  1. Воспитание любви к птицам и живой природе.

  2. Воспитание доброты и сопереживания друг с другом через беседу-рассказ о трагедии японской девочки Садако Сасаки, о гибели лебедей.

  3. Развитие внимания, логической памяти, творческого воображения, координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении моделей.

  4. Поддержание интереса к процессу складывания через занимательность, игровую мотивацию.

  5. Воспитание усидчивости через пальчиковые игры на занятии.

  6. Развитие художественного вкуса (подбор бумаги в соответствии с образом складываемой модели).

Наглядность и оборудование:

- наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки;

- динамические карты конструируемых изделий - лебедь, японский журавлик, сердечко, открытка;

- готовые модели конструируемых изделий, композиция «Лебеди на озере»;

- набор пальчиковых игр;

- игра «Танграм»;

- магнитная доска, магниты;

- карточки схем-чертежей моделей;

- иллюстрации с изображением лебедей, птиц Красной книги;

- компьютер, видео-ролик, запись песни «Лебеди-лебеди», запись заставки к телепередаче « В мире животных».

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Рассказ о Дне святого Валентина.

  3. Рассказ-беседа о лебедях и лебединой верности.

  4. Конструирование белых лебедей.

  5. Разминка. Пальчиковые игры.

  6. Рассказ о японском журавлике счастья.

  7. Конструирование журавлика.

  8. Игра «Танграм».

  9. История «валентинок».

10. Конструирование «валентинки» - седечко.

11. Пальчиковые игры.

12. Конструирование открытки с сердечком.

Ход занятия:

- Здравствуйте. Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь… Начинаем наше занятие.

14 февраля в Европе принято праздновать день святого Валентина, который традиционно считается покровителем влюбленных. В это время в магазинах сувениров продается множество открыток и подарков со всевозможными изображениями сердечек.

Откуда взялся этот обычай и почему день всех влюбленных называется в честь Валентина? Легенд и домыслов на этот счет существует много. На самом деле святых Валентинов, умерших в Древнем Риме и почитаемых в один и тот же день, было двое. Деяния их давно стали легендой и теперь уже никто точно не знает и не помнит, кому из них был посвящен праздник. Один врач-проповедник был казнен, другой - епископ террийский погиб от рук язычников смертью мученика.

Существует немало легенд и версий и что самое удивительное - почти все они красивы и романтичны и вполне могут оказаться правдой.

Одна из версий: В день казни святого Валентина проходил традиционный римско-языческий праздник - Люперкалия, во время которой юноши и девушки выбирали себе женихов и невест и объявляли о предполагаемой помолвке.

Английская версия. Существует древнее римское поверие, что 14 февраля, когда природа делает поворот к весне, в день святого Валентина, у птиц начинается период брачных игр: они делятся на парочки и тем самым открывается «сезон любви».

А сейчас закройте глаза и послушайте фрагмент музыки. Что вы представляете, когда звучит эта музыка?

(Пока дети слушают музыку, выставляю на стол стекло, имитирующее озеро, на нем черные и белые лебеди парами, сделанные в стиле оригами. Дети открывают глаза и отвечают на вопросы.)

- Где вы слышали эту музыку? (Заставка к телепередаче « В мире животных»)

- Какие птицы плывут по озеру? (Лебеди).

- Что вы о них знаете? Какого окраса бывает у них оперение?

(Окраска оперения у лебедей бывает разная: у нас, например, они белые,- у молодняка бывает серая. Австралийский лебедь целиком черный.)

- Где живут эти птицы? Где зимуют? ( У нас эти птицы живут в обеспеченных водою местах Казахстана, Средней Азии и южных районах Сибири. Зимуют в Китае и Японии.)

Держатся лебеди стаями, но у каждого есть своя возлюбленная или возлюбленный, и пары эти неразлучны на всю жизнь.

Есть в народе предание о дурном человеке, подстрелившем лебедя. Метким, видимо был охотник- птица тут же упала бездыханная. Тогда лебеди, бывшие поблизости, стаей налетели на человека. Они пришли в такую ярость, столько в их действиях было гордой, прекрасной смелости, что охотник растерялся и с большим трудом унес ноги. Только после этого один из лебедей взмыл вышину и, сложив крылья, рухнул рядом со своей погибшей подругой. Ему уже незачем было жить. Такая у лебедей верность.

Ну вот и все. Устало, безмятежно

Смотрю на мир, на лица у людей

И представляю пред собою нежных,

Пригнувших шеи белых лебедей.

Они уснули, спрятав шеи в крылья,

Им снились высота, полет.

А я смотрел на них в бессильи,

Охотник, что в кустах, ведь их убьет.

Я по утру не слышал взмах крылами,

Никто не хлопал в зеркале воды.

И только души лебедей стрелами

Летели навсегда в свои сады.

Сегодня мы с вами будем конструировать белых лебедей - символ любви и радости. Не даром на свадебном столе два лебедя красуются перед женихом и невестой.

(На магнитной доске вывешивается динамическая карта модели лебедя. Детям раздаются карточки-схемы. Пользуясь динамической картой и схемами, дети конструируют лебедя.)

Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения.

В японском городе Ниигата на средства, собранные школьниками и родителями, на берегу сооруженного любителями природы озерка стоит памятник, запечатлевший готового взлететь лебедя. Каждый год около 12 тыс. лебедей из России зимуют в Японии. Японцы очень любят лебедей и называют их «ангелами японской зимы».

(Для закрепления каждый ребёнок изготавливает модель лебедя без сопровождающей речи педагога. Звучит песня «Лебеди-лебеди», затем проводится физкультминутка-1-2 пальчиковых игры).

В Японии символом долгой жизни и успеха в делах, символом радости является классическая фигурка журавлика. Легенда гласит - для того, чтобы исполнились желания, надо сложить тысячу таких фигурок. Некоторые люди, увлекающиеся оригами в наши дни, понимают смысл древнего секрета почти буквально, тратя много часов на создание панно из тысячи журавлей. Истинное значение легенды состоит в том, что фигурки нужно складывать не для себя, а дарить их другим людям- детям и взрослым. Недаром журавлик во второй половине 20-го века стал еще и символом стремления к миру. Всем памятна история Садако Сасаки- 12-тилетней девочки, медленно умиравшей от лучевой болезни после бомбардировки Хиросимы. Садако успела сложить 644 журавлика. Она молилась о мире на Земле. Пусть же и сложенные вами фигурки послужат делу добра.

Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения.

(Под спокойную музыку дети конструируют журавликов, пользуясь динамическими картами и чертежами-схемами. Дети, выполнившие задания первыми (2 чел.), приглашаются к магнитной доске и с ними проводится игра «Танграм». Это игра на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Дети составляют предложенные фигурки-силуэты жабы, зайца, гуся, кошки, бабочки, лисы.)

В День святого Валентина принято дарить маленькие подарки-сувениры - «валентинки» с пожеланиями счастья в любви. Древняя мудрость гласит: «Нет ничего проще, чем завоевать любовь и ничего сложнее, чем удержать ее».

В наше время "валентинкой" называют открытку возлюбленному в день Святого Валентина. Появлению "валентинок" предшествовали слова и песни, которые возлюбленные говорили или пели друг другу еще в средние века.

Первые письменные "валентинки" появились уже в 15 веке. Но и здесь есть разные мнения о том, кому же принадлежит написание первой "валентинки"? По одной версии создание первой письменной "валентинки" приписывается Герцогу Орлеанскому (1415 год), сидевшему в это время в тюрьме, в одиночной камере, и решившему бороться со скукой путем писания любовных посланий собственной жене. Эта первая "валентинка" сохранилась до нашего времени и выставлена в Британском музее.

По другим сведениям самая старая "валентинка" была недавно обнаружена в одной из британских библиотек. Это письмо написано в 1477 году. В послании девушка просит юношу доказать, что он ее действительно любит. Она сообщает, что добьется у матери увеличения приданого, а он должен жениться на ней. Это письмо было выкуплено библиотекой у британской семьи, в архиве которой оно хранилось, еще в 30-х годах. И только в прошлом году его обнаружил один из новых сотрудников библиотеки.

Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. В то время бумажными "валентинками" обменивались вместо подарков. Они приобрели особую популярность в Англии. Их делали из цветной бумаги и подписывали цветными чернилами.

Но изобретательность влюбленных в создании "валентинок" не знала предела. Самые талантливые писали "валентинки" в виде акростиха - это стихотворный размер, когда первые буквы каждой строфы составляют вместе осмысленное слово, в данном случае - имя возлюбленного. "Валентинки" вырезали маленькими ножничками или прокалывали маленькими булавками в виде кружева, окрашивали через трафарет, создавали "валентинку" - пазл или ребус или имитировали средневековую рукопись с цветными рисунками.

А уже в начале 19 века началось серийное производство "валентинок". Сначала это были черно-белые рисунки, нарисованные вручную на фабрике. Но с каждым годом "валентинки" становились оригинальнее и красочнее.
В наше время "валентинки" представлены как поздравительные открытки в виде сердечек, с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками. Традиционно их пишут измененным подчерком или левой рукой и не подписывают. Адресат должен сам догадаться, кто именно прислал ему "валентинку". Кроме "валентинок" люди дарят своим любимым розы (поскольку считается, что они символизируют любовь), конфеты-сердечки и другие предметы с изображениями сердец, целующихся птиц и, конечно, справедливо признанного символа Дня Святого Валентина - маленького крылатого ангелочка Купидона.

«Сердечную» тематику в оригами развил сингапурский специалист по электронной технике Френсис Оу. Он является автором нескольких десятков работ, которые так или иначе обыгрывают символ сердца. Идеи Френсиса оказались настолько неожиданными и оригинальными, что в итоге составили изданную в Японии отдельную книгу, посвященную фигуркам с изображением сердца.

Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения.Конспект учебного занятия по оригами на тему «Подарите друг другу радость» для обучающихся 1-го года обучения.

(Детям показываю, какие подарки, сделанные в технике оригами, можно подарить в этот день: коробочки с сердечками, сердечко с крылышками, два сердечка вместе, два голубка и т.д.)

Сегодня мы будем конструировать открытку с сердечком. В качестве квадратного листа для сердечка подбираем двухцветную бумагу, которая с одной стороны будет красная, а с другой - белая. Чем тоньше бумага, тем лучше. А вот для открытки наоборот подбираем плотную бумагу или кусок картона.

(Дети по видео-ролику planetaorigami.ru/2012/01/otkrytka-iz-bumagi-s-dvojnym-serdechkom/ складывают модель открытки из бумаги с сердечком, которую придумал наш соотечественник Андрей Лукьянов. С идеей ему помог Френсис Оу. Между этапами проводится пальчиковая игра).

Ну вот, ребята, наши «валентинки» готовы и в День святого Валентина ими вы можете порадовать своих любимых. В сердечке есть секретный кармашек, в который можно положить записку, красиво оформленную, используя вежливые и ласковые слова.

- Дети, какие вежливые и ласковые слова вы знаете? ( Любимая (ый), Единственная (ый), Золотая (ой), …)

В открытку можно вставить фотографию, открытку или записочку и подарить дорогому вам человеку. А теперь, давайте организуем выставку «валентинок» и полюбуемся своим творчеством. Пусть ваши подарки послужат делу добра и радости.

(Дети вывешивают свои работы на магнитной доске, обсуждают, чья работа лучше и почему).



© 2010-2022