• Преподавателю
  • Другое
  • «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ естественно-математических наук»

«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ естественно-математических наук»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалоговое обучение

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

В наших руках возможность формировать личность:

-любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

-умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

-уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

-доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

-готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "компетентность"?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

к - креативность…

о - организованность…

м -модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

. Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно и немаловажным является то, что он должен постигать азы работы в группе. Обучение в сотрудничестве должно представлять групповую работу учащихся для решения задания или создания какого-либо продукта. Дети 21 века должны приходить в школу учиться- учить себя и других. Здесь немаловажным является умение вести диалог.

Диалог-это не просто разговор , это совместное дело, сотрудничество. Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных школьников географии. Поэтому в диалоговом обучении моя роль как учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:

- коммуникативную;

- учебно-познавательную;

- социокультурную;

- ценностно-смысловую.

Согласно исследованию Мерсера диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:

  • Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;

  • Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;

  • Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.

Исследовательская беседа. Во время исследования на уроке мы вместе с учащимися создаем проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны самих учащихся.Для того чтобы работа была более эффективна класс делится на группы. Затем каждой группе дается возможность в отведенное время обсудить возможные пути решения ситуации. Каждый участник группы предлагает свои варианты решения ситуации. Учитель в это время не вмешивается в процесс обсуждения, он может оказать, если это понадобится консультативную помощь. Результат своей деятельности каждая группа отображает на постере. Затем представитель от каждой группы- спикер- выходит к доске и защищает свой путь решения проблемной ситуации. Здесь возможны вопросы от других групп. Так выслушиваются спикеры всех групп. Затем класс приходит к общему мнению в решении проблемной ситуации. Обычно это мнение отображается в работах нескольких групп.

Например, на одном из уроков я обращаю внимание учащихся на то, что районы земного шара неравномерно обеспечены пресной водой. На Земле есть места, где пресная вода ценнее « черного золота» .Например Саудовская Аравия, основная часть которой -гигантские пустыни. Снабжение страны водой- серьезная проблема экономики. Как можно решить эту проблему?- такова была проблемная ситуация для групп. В ходе обсуждения ребята предложили свои следующие пути решения:

1группа- транспортировать пресную воду в нефтяных танкерах, которые на обратном пути идут пустыми.

2 группа-строительство опреснительных заводов на берегу Красного моря.

3группа-сократить использование пресной воды для полива, выращивание засухоустойчивых сельскохозяйственных культур.

4 группа-использование воды из транспортируемых айсбергов( оказывается учащиеся нашли информацию о том, что у входа в Красное море айсберг делят на части , а затем переправляют в специальные хранилища)

Затем я предложила найти положительные и отрицательные стороны каждой предложенной ситуации. Здесь началось коллективное обсуждение, где каждая из групп проявила умение в отстаивании свое точки зрения.

Диалоговое обучение, используемое мною на уроках географии, позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне, прослеживаются следующие умения учащихся:

  • Улучшение речи в диалоге и монологе

  • Грамотное применение терминов

  • Умение воспроизводить учебную информацию для участников группы, умение объяснять , приводить примеры не из учебника, а свои жизненные ситуации

  • Прислушиваться к мнению каждого участника группы

  • Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы не только из области географии, но и из других областей знаний.



  • Традиционный урок 1.Проверка домашнего задания учеников УЧИТЕЛЕМ.

  • 2.Обьявление темы УЧИТЕЛЕМ.

  • 3.Обьяснение темы УЧИТЕЛЕМ.

  • 4Закрепление знаний УЧЕНИКАМИ

  • Проблемно-диалогический урок 1Актуализация УЧЕНИКАМИ своих знаний.

  • 2.Создание проблемной ситуации УЧИТЕЛЕМ, формулирование проблемы УЧЕНИКАМИ.

  • 3.Поиск решения проблемы УЧЕНИКАМИ.

  • 4.Выражение решения, применение знаний УЧЕНИКАМИ

Другим методом реализации диалогового подхода является метод

  • проектов.

Проект может быть как групповым, так и персональным.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма,

научная конференция, инсценировка, театрализация, защита на ученом совете, реклама,

пресс- конференция и т.п

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

- метод «мозгового штурма» - при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

- метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей;

- метод «деловой игры» - при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

- Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Пустыня".

1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

3 этап: Объединят ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о пустыне", используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы климатологи. Какие причины образования пустынь?

6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: "Как приспособлены растения и животные для жизни в пустыне?

Методы поддержки развития организаторских способностей:

- метод «творческого выполнения задач»;

- метод игры - творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

- метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

- метод творческого поиска.

. РЕФЛЕКСИЯ "Все в твоих руках"

Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой - для меня было важным и интересным…

Указательный - по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний - мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец - для меня было недостаточно

На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».


5


© 2010-2022