Рабочая программа по СБО. 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету « Социально-бытовая ориентировка» разработана на основе следующих документов:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;

  • Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;

  • Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Введение курса «Социально - бытовая ориентировка» обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно- бытовому труду.
В 5 - 9 классах курс составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Целью данной программы является формирование и совершенствование у воспитанников необходимых им навыков ориентировки в окружающем: - самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- формирование морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми, развитие художественного вкуса.

Основными задачами преподавания по СБО в 9 классе являются:

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;

  • развитие функции речи как непременное условие социальной адаптации;

  • формирование социально- нормативного поведения в семье и окружающей среде;

  • обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;

  • воспитание положительного отношения к домашнему труду, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры

Описание места учебного предмета в учебном плане


В МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово на изучение предмета «Социально - бытовая ориентировка » отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).В рабочей программе предусмотрено 34 часа. Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому.

Учебно-тематический план


п\п

Название тем

Кол-во

часов

1

Личная гигиена

2

2

Одежда

5

3

Питание

2

4

Семья

3

5

Культура поведения

3

6

Жилище

4

7

Транспорт

2

8

Торговля

3

9

Средства связи

2

10

Медицинская помощь

2

11

Экономика домашнего хозяйства

2

12

Учреждения, организации и предприятия

1

13

Профориентация и трудоустройство

3

Итого

34

Содержание программного материала


В соответствии с деятельностным подходом программы курса, не менее половины материала отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Уроки-экскурсии и уроки- встречи помогут детям с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с реальной действительностью, использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
Изучение разделов курса позволяет практически знакомить обучающихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности обслуживании себя и близких. .

Программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.
В рамках учебного процесса применяются современные информационные технологии на следующих этапах обучения:

  • освоение нового материала,

  • закрепление изученного материала,

  • корректировка и контроль знаний.

Способы введения ИКТ на уроке: работа с электронными пособиями; мультимедийные презентации, подготовленные учителем; включение в объяснение аудиовизуальных фрагментов для иллюстрации учебного материала.
ИКТ используются не столько в целях получения необходимой информации, сколько для модернизации самого процесса обучения. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности учащихся, помогают заинтересовать учащихся, позволяют лучше усваивать информацию, делая урок насыщенным (рисунки, репродукции, видеофрагменты, аудиотексты и пр.). Кроме того, ИКТ позволяют учащимся совершенствоваться, приучают к информационной культуре.
Уроки по социально- бытовой ориентировке тесно связаны с образовательными предметами. На уроках СБО применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов, телеграмм, заявлений. Без знаний математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучения навыкам личной гигиены.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 8 классе составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Данная программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально - дифференцированного к ним подхода. Поэтому в содержание программы включены задания, упражнения, практикумы и экскурсии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно - развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися курса «Социально - бытовая ориентировка» в 9 классе согласно Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:

  1. Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации, овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  2. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.

  3. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

  4. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

ПИТАНИЕ

Диетическое питание.Питание детей ясельного возраста.Приготовление национальных блюд.Составление меню и сервировка праздничного стола.

СЕМЬЯ

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Адекватность поведения в обществе.

Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

ЖИЛИЩЕ

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

Сохранение жилищного фонда.

ТРАНСПОРТ

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

ТОРГОВЛЯ

Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.

Время и место проведения ярмарок.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.

Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Уход за больным.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).

Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.

Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.

Основные требования к знаниям и умениям выпускников 9 класса

В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен
знать:
- правила личной гигиены;

- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;

- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;

- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;

- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;

- основные средства связи, виды почтовых отправлений;

- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;

- виды учреждений, их местонахождение и назначение;

- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;

- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;

- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать стол;

- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;

- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;

- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;

- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;

- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;

- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;

- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.


Учебно-методическое обеспечение:


1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.-М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Сб.1. - 232 с.

2. В.В.Воронкова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5- 9 классов в специальной (коррекционной ) образовательной школы VIII вида. М.ВЛАДОС,2011 г.



© 2010-2022