• Преподавателю
  • Другое
  • Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины

Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»











«Великая Отечественная война в жизни моей малой Родины»


Выполнила: ученица 8а класса

Прищепова Наталья Сергеевна


Руководитель: учитель английского языка

Арсланова Саида Абдулялимовна











г. Салехард






Оглавление

Введение... …………………………………………………………………………....…..3

  1. Теоретическая часть ………………………..………................................................5

    1. Актуальность и важность…………………………………………………...…......5

    2. Никто не забыт. Ничто не забыто……………………………………...………….5

  2. Практическая часть………………………………………………….…….………..6

    1. Проведение анкетирования…………………………………………………..……6

    2. Интервьюирование………………………………………………………......…….8

    3. Салехардцы в годы Великой Отечественной войны……………………..……...9

Заключение …………………………………………………………………….………..12

Список литературы…………………………………………………………….…….…13

Приложения……………………………………………………………….…………......14




Введение

В преддверии 70-летия Великой Победы актуальность темы обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"[1].

Говоря об актуальности темы исследовательской работы, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, так как в республиках бывшего Советского Союза многие факты и события свидетельствуют об отходе от патриотизма и интернационализма, игнорируются исторические завоевания советских людей в годы войны.

Проблема: кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам.

Мы поставили перед собой цель: углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков, рассказать о ветеранах войны нашего города.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу и расширить свои знания о Великой Отечественной войне;

  2. найти и собрать архивные материалы о ветеранах войны нашего города;

  3. выяснить интересные факты из их жизни;

  4. раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;

  5. на примере жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

  6. провести анкетирование, интервьюирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы,

  7. рассказав это детям, привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края.

Предметом исследования стало история жизни и подвига наших земляков-участников Великой Отечественной войны.

Объект исследования: наши земляки-участники Великой Отечественной войны.

Методы исследования: теоретические и практические.

  1. Теоретические:
    - изучение информационных источников, фотодокументов;
    - систематизация;
    - обобщение;

  2. Практические:
    - интервьюирование (беседы);
    - анкетирование и опрос учеников 5-11 классов МБОУ СОШ№6;
    - описание;
    - сопоставление.

Гипотеза данной работы: если учащиеся в ходе исследовательской деятельности будут овладевать знаниями о правде времён Великой Отечественной войны, о подвигах героев-земляков, то историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится.

Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.



  1. Теоретическая часть

    1. Актуальность и важность

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Р. Рождественский

Вот уже 70 лет прошло со дня, когда наш народ одержал Великую Победу над гитлеровской Германией. Всё дальше и дальше уходят в прошлое события той войны. И уходят Люди, вершившие эту победу. А вместе с ними уходит и память. Память человеческая. Мы не ошиблись, написав слово «Люди» с большой буквы. Мы думаем, по-другому нельзя. Сейчас, с позиции прошедшего времени, нам трудно оценить степень их самоотверженности и преданности своей родине. Многие их поступки пытаются преподнести как фанатизм, ненужное самопожертвование, слепое повиновение режиму, глупости и даже страху. Теперь, когда ветеранов осталось совсем мало и голос протеста подать почти некому, можно творить историю по своему усмотрению. Можно перекраивать память.

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются все дальше и дальше во времени, становясь для молодых поколений обычной историей. Сегодняшним школьникам все равно, что Семилетняя война 1756 - 1763 годов, что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов [1]. А ведь Великая отечественная была совсем недавно. И все потому, что почти не осталось живых свидетелей, и в первую очередь ветеранов войны, для кого эта война была частью их жизни, и кто мог бы рассказать о великих сражениях Второй мировой войны из первых рук. Прошли годы, десятилетия, и Великая Отечественная война стала частью нашей общей истории. Память о тех событиях и людях, участвовавших в них - вот все, что у нас, живущих в XXI веке, остается. Память великого народа о своих великих героях. Мы не ставим перед собой цели рассказать всю историю Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Мы лишь хотим бережно сохранить некоторые страницы истории жизни людей, которые вписаны буквально кровью [2].

  1. Никто не забыт. Ничто не забыто

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.

Старейшей школе № 1 города Салехард присвоено имя ее бывшего выпускника - героя Советского Союза Королькова Ивана Васильевича. В честь героя Советского Союза Зверева Анатолия Михайловича назван Салехардский педагогический колледж, некогда выпустившего из своих стен молодого учителя. На площади Победы установлена памятная плита в честь героя Борисова Василия Александровича. Но лучшим памятником героям - землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Вот уже 70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море.

22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41- ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту [3]. Собирали силы и г. Салехард...

  1. Практическая часть.

    1. Анкетирование

В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, в которых были предложены следующие вопросы общей тематики:

  1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

  2. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? -

  3. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? -

  4. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? -

  5. Заполни пропуски в песне "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова «Вставай, страна_____________, Вставай на _______________
    С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой!»

  6. Сколько Вы смотрели фильмы о ВОВ? Назовите их названия.

  7. Знаете ли Вы ветеранов города Салехарда?

И вот результат:

21








  1. Интервьюирование (беседа).

В беседы с учениками нашей школы мы спрашивали о том, что такое Великая Отечественная война? Их личное отношение к войне? Знают ли они ветеранов нашей малой Родины. Читают ли они литературу о Великой Отечественной Войне или, быть может, хотя бы смотрят фильмы о Великой Отечественной войне…

В результате анкетирования и беседы с учениками, мы увидели, что не все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, её ветеранов. Только 4,8 % из опрошенных могут назвать ветеранов своего города. А ведь на сегодняшний день их осталось всего шесть: Шакуров Николай Тимофеевич (16.05.1926), Богданова Зинаида Дмитриевна (15.04.1926), Литвинов Павел Петрович (09.07.1921), Тищенко Алексей Гаврилович (26.09.1924), Хабарова Елизавета Ивановна (15.09.1924), Ступачева Лидия Александровна (12.03.1927), Муртазин Михаил Муртазинович (01.01.1927).

Выяснилось, что нынешнее поколение начинают забывать о том, какой ценой нам досталась Победа. Результаты анкетирования еще раз показывает актуальность нашей выбранной темы. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим бабушкам и дедушкам.

Есть и плюсы: во время нашего исследования, обучающиеся стали больше интересоваться о Великой отечественной войны, стали искать ответы на вопросы, которые они не смогли ответить.

Мы задались вопросом: а что будет через 10 лет? Может, мы совсем забудем о тех, кто умирал за нас, за наше светлое будущее? Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Ведь нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям.

Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» решили мы, и началась серьёзная работа.

Мы считаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться.



  1. Салехардцы в годы Великой Отечественной войны

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. В далёком северном городке Салехарде в самом разгаре свадьба - соединяются судьбы Зинаиды Мамеевой и Михаила Скурыхина. О чём мечтают молодожены? Конечно, о будущей счастливой жизни! Но всё перевернулось в одночасье. Михаил, как и большинство его друзей, работал связистом, поэтому-то и узнали они о начале войны самыми первыми. Было уже не до веселья. Ребята не могли дождаться утра, чтобы пойти в военкомат и проситься добровольцами на фронт. Вместе с ними рвался и Михаил, но у него, как у всех связистов, была бронь, поэтому его не взяли. Не нужно объяснять, какую роль играют средства связи во время чрезвычайных обстоятельств. Но и в тылу его молодой семье, впрочем, как и всем остальным, пришлось испытать горького до слёз.

В это же самое время в Салехардской школе № 1 в самом разгаре был выпускной бал. Духовой оркестр под управлением Бориса Григорьевича Манн играл без устали. Юноши и девушки готовились к вступлению во взрослую жизнь. Ведь впереди их ждёт так много интересного! Они ещё ничего не знают, а только строят планы, думают о том, что их ждёт впереди. Но уже произошло то ужасное, что уничтожит все их надежды. Всем классом они подадут заявление о добровольном вступлении в ряды Красной Армии и отправке на фронт. Многие вскоре погибнут в горниле тяжелейшей войны, и останется только фотография, на которой они запечатлены всем классом.

Духовому оркестру в этот день почти не дали отдохнуть. Они продолжали играть и днём, но уже за городом, где проходило всенародное гулянье. Сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз застало всех врасплох. Тут же на празднике состоялся митинг. После него сотни людей направились в военкомат с просьбой отправить их на фронт.

«Ничего не предвещало беды, - вспоминает старожил, почетный гражданин г. Салехарда Маргарита Ефимовна Ермакова. - Был обычный летний день. Стояла отличная погода. Вместе с другими ребятами я находилась на пионерской площадке, открывающейся летом при первой школе. Вдруг всех попросили встать на линейку. И с горечью на лицах наши вожатые объявили: «Ребята, началась война. Идите все по домам». А там, конечно, переполох. Страшное слово «война» пугало всех. Народ, в особенности молодёжь, побежал в военкомат. Все пытались записаться добровольцами - так велико было стремление защитить Родину от посягательств врага. Молодых сразу не брали, а забирали более опытных людей, а потом уж дошла очередь и до молодёжи. Так мне запомнился этот первый день войны».

Двадцать третьего июня на общегородской митинг на площади около Дома ненца собралось свыше четырёх тысяч человек. С гневом и возмущением говорили выходящие на трибуну о разбойничьем нападении гитлеровцев на нашу страну. Они заявляли о непреклонной воле и решимости советских людей стереть с лица земли фашистских захватчиков, каждый из выступающих и присутствующих готов был немедленно идти защищать Родину с оружием в руках. В военкомат потоком шли письма, телеграммы, заявления от жителей города и округа, и в них только одна просьба - отправить на фронт.

Вот, например, что писал работник Салехардского совхоза А.И. Плеханов:

«Прошу дать мне возможность одним из первых отправиться на фронт. В 1919 году, находясь в рядах доблестной Красной Армии громил колчаковцев. Сейчас мне 43 года, но я полон сил и с честью использую доверенное мне оружие. Очень прошу не отказать в просьбе».

Коллектив духового оркестра также не остался в стороне - молодые люди во главе со своим руководителем ушли защищать Родину. Большинство из оркестрантов погибли в первые годы войны. В живых остались буквально единицы.

Участник войны Галактион Филиппович Логинов часто вспоминал, как на его глазах был убит один из них - Иосиф Промоторов: «Вроде только что стоял, а уже нет его». Это было на Ленинградском фронте.

В конце ноября 1941 года в город пришла первая похоронка в дом Дмитрия Дмитриевича Булыгина. Он родился в 1909 году, работал учителем Салехардской начальной школы, потом её заведующим, затем директором Шугинской неполной средней школы. В 1940 году его назначили директором Салехардской школы ФЗУ. 16 июля 1941 года ушёл добровольцем в Красную Армию. Погиб 22 ноября 1941 году на Украине.

Нелегкую ношу - сообщение о смерти пришлось вынести почтальонам. Такая доля выпала Галине Ефимовне Дьячковой. Почти каждый раз, когда она приходила с работы, в глазах стояли слёзы: «Иду, и ноги трясутся, - говорила Галина. - Ну как я должна вручать эти похоронки, ведь все свои, знакомые. Надеются, ждут писем с фронта, а тут приходится вручать такое скорбное послание». Ей было тяжело ещё и потому, что она сама с нетерпением ждала вестей от мужа. Когда Николай Павлович Озорнин, супруг Галины, уходил на фронт, она провожала его с маленьким сыном
на руках, а вскоре должен был появиться второй ребёнок. Последнее письмо от мужа Галина получила где-то в октябре. Он писал: «Дорогая Галиночка! Пишу письмо. Скоро
пойдём в бой. Береги мальчишек, я люблю вас всех». Больше она не получала от него известий. Похоронку ей вручил военкомат.

Фронтовые солдатские письма... Написанные порой второпях, карандашом, свёрнутые треугольником, потёртые на сгибах. Им уже больше 70 лет. Время безжалостно уничтожило большинство этих живых свидетельств времени. С некоторыми из писем, сохранившихся в архиве, у родственников, нам довелось познакомиться. Приведем только одно из них. Оно хранится в музее средней школы №1.

Омская область, г. Сале-Хард, Окртопотдел, дом 4, кв. 2.Давыдовой Марии Васильевне. Путь следования.

Добрый день, моя дорогая мамочка и Нюра. Письмо пишу в вагоне, потому так плохо. Я получил ваших 2 письма 1 и 5 января, за которые сердечно благодарю. Получил перевод 50 рублей. Жив, здоров, того и вам желаю. Сейчас едем на запад, на фронт, защищать свою Родину. Письмо спущу в Омске или близко от Омска. Едем в теплушках, тесно. Письма не пишите, так как не знаю, где остановимся. Напишите папе, что я проехал на запад через Омск 13 января. Мама, сильно не плачь, не paccmpаивайся. Живы будем, не умрем, так встретимся.

Нюра, маму не обижай. Живите, не скучайте, обо мне изредка вспоминайте.

О! Знаю, что мама уже плачет. Зря! И еще раз - зря. Я должен защитить Родину от немецких фашистов.

Ну, будьте здоровы. Ещё бы пописал, да очень неудобно. Напишу с места. Привет всем знакомым.

Ваш Семен Давыдов

13 января 1942. Ст. Татаркино

4 часа дня. Целую вас всех!

Это единственное письмо, которое родные получили от Семёна Давыдова. Он так же, как и многие салехардцы, не вернулся домой.[4]

Заключение

Много смертей принесла нам война. В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.[6]

Подводя итоги сказанному, мы можем смело утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, верна. Действительно, в ходе исследовательской деятельности учащиеся стали овладевать знаниями о Великой Отечественной войны, о подвигах героев-земляков. Это значит, что историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится.

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:
1.Через историю своей малой родины мы приобщаемся к национальному достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым, терпеливым и героическим народом.
2. Наши земляки проявили героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны
3. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет и должна жить в памяти всего народа, в памяти каждого из нас.

Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Напоследок хотелось бы вспомнить воспоминания писателя Виктора Петровича Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили» [7]. До глубины души трогают эти слова писателя-фронтовика. Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы - помним! Мы - гордимся! Поклон вам до земли!».

Список литературы


  1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

  2. 1941-1945.at.ua

  3. Официальный сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
    podvignaroda.mil.ru

  4. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

  5. Книга Дорогами Памяти. «Издательство «Красный Север», г. Салехард, 2005г.

  6. project.1september.ru/

  7. obd-memorial.ru

  8. lit.1september.ru






Приложение 1

Анкетирование обучающихся 5-11 классов МБОУ СОШ №6

  1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны-

  2. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? -

  3. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? -

  4. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? -

  5. Заполни пропуски в песне "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова) «Вставай, страна________________,
    Вставай на _________________
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой!»

  6. Сколько Вы смотрели фильмы о ВОВ? Назовите их названия.

______________________________________________________________________

Приложение 2

Коллектив духового оркестра под руководством Б. Г. Манн (г. Салехард)

Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины


Приложение 3

Повестка о смерти Николая Павловича Озорина

Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины

Приложение 4

Письмо Семена Петровича Давыдова. (13 января, 1942г)

Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины

Приложение 5

Извещение о смерти Семена Петровича Давыдова (март, 1942г.)

Научно-исследовательская работа на тему Великая Отечественная Война в жизни моей малой Родины

© 2010-2022