Программа по охране труда

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РМЭ

«МАРИЙСКИЙ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»


_________ / Батанов Д.Н./

Приказ № 065 от «1» сентября 2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП 11.Охрана труда


специальность 25.01.10. Лесное и лесопарковое хозяйство






















2015г.



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»


Организация-разработчик: ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»

Разработчики:

Зуева Вера Серафимовна - преподаватель ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»



Рекомендована цикловой методической комиссией «Лесное дело и ландшафтное строительство» ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ»

Протокол заседания цикловой методической комиссии

№ от « » _____________ 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации учебной дисциплины


12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Охрана труда

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Программа учебной дисциплины может быть использована для очной и заочной форм обучения по специальности 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;

использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда; проводить инструктажи по охране труда;

осуществлять контроль за охраной труда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

правила и нормы охраны труда;

источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретиче-ские, правовые и нормативные основы охраны труда


36


Тема 1.1.

Правила и нормы охраны труда

Содержание учебного материала

6

1

Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в учреждениях лесного хозяйства. Правовая основа охраны труда: ТК РФ, Конституция РФ, Федеральный закон, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила. Основные понятия охраны труда. Условия труда, факторы оказывающие воздействие на условия труда. Общие сведения о травмах и заболеваниях. Причины травматизма и заболеваний на производстве. Анализ травматизма и профессиональной заболеваемости.



6

2

Практические занятия

2


1

Осуществление контроля за охраной труда.

2

Тема 1.2.

Экономические механизмы управления охраны труда

Содержание учебного материала

2

1

Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Материальные затраты на охрану труда; экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований и улучшению условий труда.



2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач на тему «Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда».

5



Тема 1.3.

Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

8

1


Организационные основы безопасности труда: органы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, обучение по охране труда, инструктаж и проверка знаний по охране труда;


2

2

2

Специальная оценка по условиям труда.

2

3

Расследование несчастных случаев на производстве, анализ травматизма, ответственность за нарушение требований по безопасности труда.


2

4

Особенности обеспечения безопасных условий труда в различных сферах лесохозяйственного производства. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ.


2

Практические занятия

6



1

Использование в профессиональной деятельности правил охраны труда.


2

2

Проведение инструктажей по охране труда.

2

3

Разработка мероприятий, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда.


2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач на тему «Расследование несчастных случаев на производстве. Оформление документации».

7

Раздел 2. Идентифи-кация и воздействие на человека негативных факторов производ-ственной среды



12

Тема 2.1.

Источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия и определения: опасность, идентификация опасности, риск. Номенклатура опасностей. Производственная среда. Негативные факторы: химические, биологические, физические. Источники и уровни негативных факторов на производстве. Причины их проявления в производственной среде. Приборы и порядок измерения метеоусловий, уровней шума, вибрации, состояние воздушной среды, освещенности и радиации.


4

2

Практические занятия

2



1

Проведение анализа травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.


2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Классификация мероприятий по охране труда для предприятий в профессиональной деятельности».

4

Тема 2.2.

Воздействие на человека негативных факторов

Содержание учебного материала

2

1

Метеорологические условия. Микроклимат производственных помещений. Нормируемые параметры воздуха. Освещение. Светотехнические характеристики. Виды освещения. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Шум, вибрация, радиация


2

2

Раздел 3. Защита человека от вредных и опасных производ-ственных факторов


23


Тема 3.1.

Методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов

Содержание учебного материала

2

1

Защита человека от физических, химических и биологических негативных факторов (защита от шумов и вибраций, ультразвука, от электромагнитных полей и излучений, от ионизирующих излучений). Экобиозащитная техника. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях. Методы и система очистки воздуха. Загрязнение воздуха вне территории предприятия. Санитарно-защитная зона. Защита человека от опасностей механического травмирования, предохранительные ,тормозные, оградительные устройства, средства автоматического контроля и сигнализации, знаки безопасности, системы дистанционного управления. Средства защиты от опасных и вредных производственных факторов.


2

2











Тема 3.2.

Основы пожарной безопасности

Содержание учебного материала

6


1

Защита человека от опасных факторов комплексного характера

- пожарная безопасность. Защита человека от опасных факторов комплексного характера- пожарная безопасность Основные причины и классификация пожаров. Общие сведения о горении. Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ и материалов. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий. Ущерб от пожаров. Система предупреждения пожаров. Задачи пожарной охраны.


6

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме «Воздействие на организм человека вредных веществ, находящихся в воздухе. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

4


Тема 3.3.

Основы электробезопасности


Содержание учебного материала

2

1

Действие электрического тока на человека. Виды поражения. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Явление стекания тока в землю. Напряжение прикосновения. Напряжение шага. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Условия и причины поражения человека электрическим током. Организационно-технические мероприятия по защите от поражения электрическим током (средства защиты от поражения электрическим током, электрозащитные средства при обслуживании электроустановок, организация безопасной эксплуатации электрооборудования). Статическое электричество. Защита от статического электричества. Атмосферное электричество (молниезащита зданий и сооружений, категории зданий и сооружений по молниезащите).


2

2

Практические занятия

2








1

Использование инструкции по электробезопасности

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме «Знаки сигнализации (безопасности) и знаки пожарной безопасности в рабочих зонах».

5

Раздел 4.

Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда и принципы оказания медицинской помощи

4

Тема 4.1.

Психофизиологические основы и эргономические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

2

1

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Понятие психология. Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения.

Виды трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма. Основные понятия эргономики. Эргономическая совместимость элементов системы «человек - техническое средство - производственная среда». Средства отображения информации (СОИ).


2

1

Тема 4.2.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях

Содержание учебного материала

2


1

Понятие первой помощи. Основные принципы оказания первой помощи на производстве: при отравлении, кровотечениях, обмороке, ожоге, отморожении, электротравме, судорогах, вывихах и переломах.


2

1

Дифференцированный зачет

2


Всего:

75





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда».

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор;

персональный компьютер;

экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Законодательные и нормативные документы по охране труда:


  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации, 2013 г.

  2. Конституция Российской Федерации, 2013 г.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации, 2013 г.

  4. Федеральный закон 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

  5. Федеральный закон 17 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».

  6. Федеральный закон 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

  7. Федеральный закон 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  8. Федеральный закон 52 « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55.

  9. Федеральный закон 69 «О пожарной безопасности».

  10. Федеральный закон 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях».

  11. Федеральный закон 184 «О техническом регулировании».

  12. Федеральный закон 426 «О специальной оценке условий труда».

  13. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на произ­водстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279

  14. Руководство 2.2.2006-05, утв. Главным государственным санитарным врачом 29.07.2005г.

  15. ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

  16. СП 4616-88 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

  17. ГОСТ 12.1.012-2004 Вибрационная безопасность. Общие требования.

  18. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

  19. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.

  20. Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН 2.2.4.1191-03 Электромагнитные поля в производственных условиях; ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях.

  21. СанПиН 2.2.4.548-96, утв. ГКСЭН России 01.10.96,

  22. ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Основные источники:


  1. Девисилов В.А. /Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.А. Девисилов. 5-е издание , переработанное и дополненное- М.: Форум-Инфра-М. 2014- 512 с.

  2. В.В. Панкратов /Курс охраны труда в Российской Федерации: учебное пособие / Панкратов В.В., Файнбург Г.З. - Издательство Перм. гос. тех. ун-та. - Москва-Пермь, 2012.- 300 с.

Дополнительные источники:


  1. Ю.А. Ефимцев /Охрана труда в лесном хозяйстве: Учебник для средних учебных заведений по специальности 250202 «Лесное и лесопарковое хозяйство» /Ефимцев Ю.А. - Москва: ООО Издательский дом «Лесная промышленность» 2013 г. - 315 с.

  2. Девисилов В.А. /Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.А. Девисилов. - М.: Форум-Инфра-М. 2002- 200 с.

  3. Белов С.В. /Безопасность жизнедеятельности; Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений /С. В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа. 2002.- 357 с.

  4. Кукин П.П. /Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М: Высш. шк. 2001, - 431 с: ил.

  5. Гарнагина Н.Е. /Безопасность и охрана труда. Учебное пособие для вузов /Н.Е. Гарнагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред., О.Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001.- 279 с.: ил.

  6. Алексеев СВ., Усенко В.Р. /Гигиена труда. - М: Медицина, 1988.

Интернет - ресурсы:


  1. edu.ru - организация Охраны труда.

  2. grigorkir.ru/ - лекции по БЖД.

  3. twirpx.com/file/37620/ - лекции по Охране труда.


Периодические издания:


  1. Журнал «Охрана труда и социальное страхование», ежемесячный журнал .- 2009 - 2014 гг.

  2. Научно-практический журнал «Охрана труда», ежемесячный журнал .- 2014г.- по настоящее время.

  3. Производственно- технический журнал «Библиотека инженера по охране труда «ежемесячный журнал, 2014 г. - по настоящее время.







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Проведение анализа травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности»; оценка.

Уметь разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Разработка мероприятий, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда»; оценка.

Уметь использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Использование в профессиональной деятельности правила охраны труда»; оценка.

Уметь проводить инструктажи по охране труда.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Проведение инструктажей по охране труда»; оценка.

Уметь осуществлять контроль за охраной труда.

Индивидуальный контроль. Практическая работа «Осуществление контроля за охраной труда; оценка.

Знать правила и нормы охраны труда.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.

Знать источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.

Знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.

Знать методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов.

Индивидуальный контроль. Тестирование, оценка.




Разработчики:

ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ» преподаватель __В.С. Зуева___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

ГБОУ СПО РМЭ «МЛТ» директор С.А. Костерин___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ ______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


© 2010-2022