• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение педагогического опыта «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»»

Обобщение педагогического опыта «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»»

1.                     Актуальность опыта         Процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. Новый федеральный го­сударственный образовательный стандарт по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» определил общие и про­фессионал...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»»Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области

«Муромский промышленно - гуманитарный техникум»



Обобщение педагогического опыта

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»»



Автор:

мастер производственного обучения

Долженков Игорь Владимирович

Меленки

Содержание:


  1. Наименование опыта

  2. Сведения об авторе

  3. Актуальность опыта

  4. Ведущая педагогическая идея

  5. Теоретическая база опыта

  6. Новизна опыта

7. Технология опыта

  1. Результативность опыта

  1. Адресная направленность

Библиографический список

Список приложений





  1. Наименование опыта

«Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».

  1. Сведения об авторе

Долженков Игорь Владимирович работает в ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум» мастером производственного обучения по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» с 2007 года. Стаж работы в занимаемой должности 7 лет, имеет высшую квалификационную категорию, педагогический стаж 7 лет. Окончил Ивановскую государственную сельскохозяйственную академию, факультет - механизация сельского хозяйства в 2006 году. Специальность по диплому: инженер-механик.

Имеет «Благодарность» за подготовку призёра профессионального мастерства областной олимпиады «Мастер по ремонту в ЖКХ - 2010» и грамоту департамента образования за третье место в областном смотр-конкурсе на лучшую учебно-производственную мастерскую по профессии «Мастер по ремонту в ЖКХ» в 2010 году. Награждён почётной грамотой Департамента образования администрации Владимирской области за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку молодых квалифицированных рабочих в 2011 году.

  1. Актуальность опыта

Процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. Новый федеральный государственный образовательный стандарт по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» определил общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Среди них - коммуникативная компетенция, которая включает владение способами взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, нести ответственность за результат выполнения заданий. В настоящее время в системе образования широко используются интерактивные методы обучения. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации мастера производственного обучения, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эта технология относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Я взял этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришел к выводу, что технология метода проектов - достаточно эффективна в учебно-воспитательном процессе.

Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие цели и задачи:

- теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»;

- проанализировать эффективность использования метода проектов с точки зрения формирования коммуникативной компетенции обучающихся;

- развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность обучающихся, которые являются не обучаемым объектом, а обучающимся субъектом;

-воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность;

- применять способы мотивирования обучающихся к профессии.


  1. Ведущая педагогическая идея


Идеи - очень емкая гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая его будущее

В.И.Загвязинский.

Создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся с помощью проектного метода обучения, организуя совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся - партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, разнообразные формы обучения (уроки-исследования, деловые игры и пр.) с учётом особенностей процесса обучения по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».

  1. Теоретическая база опыта

Метод проектов возник во второй половине ХIХ века в США. В основу метода легли педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи, по которой деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что обучающемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание образовательной программы».

В начале двадцатого столетия метод проектов нашел поддержку отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них:

· Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

· Организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

· Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

· Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

С 20-х годов ХХ века метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из образования.

Сейчас в связи с реформированием российского образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебно-воспитательный процесс.

  1. Новизна опыта

В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. Новизна опыта состоит в использовании метода проектов в учебно-воспитательном процессе с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся разного уровня подготовкой и способностями по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».

7. Технология опыта

Технология моего опыта заключается в четкой организации всей системы обучения на уроках учебной практики по профессии «Мастер жилищно - коммунального хозяйства» и во внеклассной деятельности, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения студентов, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения - групповой, индивидуальной.

Они послужили дидактическим материалом при изучении следующих тем.

В идее метода проектов меня привлекает то, что студенты сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет студентам возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности студентов. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

Главная цель введения в практику проектной технологии - раскрытие творческого потенциала каждого студента, развитие навыков сотрудничества, делового общения, опирающихся на сочетание индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы, имеющих внутри себя исследовательскую методику, обязательное создание конечного результата деятельности и как следствие - поднятие престижа профессии. Любую педагогическую технологию можно представить тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Типология проектов, которые выполняют студенты 1 - 3 курсов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и профессиональные.

Любой проект, который выполняют студенты, включает в себя следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный - подведение итогов и серьезный анализ выполненной работы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:

- В одних случаях она формируется мастером производственного обучения с учетом учебной ситуации, профессиональных интересов и способностей студентов;

- В других, тематика может предлагаться самими студентами. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса профессиональной программы с целью углубления знания и дифференциации процесса обучения.

В разработке проектов используются следующие этапы:

Первый этап: актуализация темы, определение цели и задач проекта

Второй этап: сбор идей

Третий этап: оформление эскизов отдельных деталей

Четвертый этап: защита проектов, выбор лучшего

Пятый этап - реализация проекта.

Рассмотрим опыт проведения учебного проекта, в котором принимали участие студенты группы МК-24 по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» на тему: «Монтаж и техническое обслуживание осветительных электропроводок в кабельных каналах и электрических плинтусах» (см. приложение 6).

Цели урока:

Обучающая:

- Научить студентов грамотно выполнять монтаж электропроводки в кабельных каналах и электротехнических плинтусах.

Развивающие:

- Развивать у обучающихся навыков выбора способа прокладки проводов и кабелей,

- Развивать логическое мышление при выполнении электромонтажных работ,

- Формировать профессиональную самостоятельность, привычку, самоконтроль, умение планировать и организовывать собственную деятельность.

Воспитательная:

- Воспитывать ответственность за выполненную работу, аккуратность, способность работать в группе, техническую культуру и творческое отношение к труду.

Урок предусматривал выполнение студентами проектной работы по определению дефектов при монтаже и эксплуатации электропроводок в кабель-каналах. Проектом предусматривалось создание 5 групп обучающихся. Каждая группа должна была самостоятельно определить правильную последовательность монтажа электропроводок в кабель-каналах, составить технологическую карту и выполнить учебно-производственную работу по:

- разметке трасс электропроводок,

- подготовке кабельных каналов и плинтусов к монтажу,

- сверлению отверстий,

- монтажу кабельных каналов, распаечных коробок и плинтусов различными способами,

-прокладке кабеля в кабельном канале, распайка проводов в ответвительных коробках.

После окончания работы над проектом каждая группа представляет презентацию своего проекта, группы анализируют проекты и с помощью мастера производственного обучения определяют дефекты и оценивают свою деятельность по таблице «Критерии оценок» и определяют лучший проект.

Использую метод проектов во внеурочной деятельности. В 2010 году мною была разработана программа кружка технического творчества «Мастер на все руки» (см. приложение 4.). Цели работы кружка:

  • создавать условия для творческого развития студентов;

  • развивать умения студентов применять полученные знания на практике, совершенствовать их;

  • развивать у студентов креативность мышления, способность к самостоятельному мышлению;

  • развивать у обучающихся интерес к технике и техническому творчеству;

  • развивать творческие способности и дарования обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности подростка;

  • способствовать удовлетворению формирующихся интересов и увлечений студентов;

  • повышать роль кружковых занятий как действенного средства профессиональной ориентации обучающихся.

Программа кружка рассчитана на 102 часа за учебный год.

В основе общетехнического творчества в рамках кружка заложено творческое восприятие и переработка приобретенных знаний и опыта студентов, умение применять полученные знания на практике, умение их совершенствовать. Внеклассные занятия по техническому творчеству и труду, помогают решать важнейшие задачи образования и развития подростков. Задачи связи обучения с жизнью, познания обучающимися окружающего мира, последовательного расширения их политехнического кругозора, задачи обогащения межпредметных связей. Организация внеклассной работы по техническому труду позволяет дополнять учебно-воспитательную работу, проводимую на занятиях специальной технологии, помогает повышать интерес обучающихся к выполняемым заданиям. В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работа выполняется в одиночку или коллективно. Программа реализуется на базе мастерских техникума с использованием оборудования, станков и инструментов, применяемых и в учебном процессе. При выполнении задания студенты совместно с мастером производственного обучения чаще всего описывают свою модель, создают и оформляют проекты по ее изготовлению, создают изделие или макет. Результатом деятельности является участие каждого студента в подготовке изделий для выставок технического творчества, макетов, которые впоследствии используются в учебно-производственном процессе (см. стр.17 приложения).

Разработанная программа кружка создает условия для развития познавательных и творческих способностей студентов и обеспечения условий для сохранения фундаментальности знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства и усиления их практической направленности.

Важную роль в личностном становлении студентов, развитии их коммуникативной компетенции играет военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества», которое создано в техникуме по моей инициативе в 2007 году. Военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества» является самодеятельным, добровольным самоуправляющимся объединением преподавателей и обучающихся. Военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества» призвано:

1. Уважать и ценить свою семью, техникум, район, город.

2. Знать историю своего города, техникума, чтить и уважать сложившиеся традиции.

3. Заботиться и помогать нуждающимся.

4. Беречь и охранять окружающую среду, способствовать благоустройству территории техникума.

5. Трудиться и бережно относиться к труду других.

6. Учиться и стремиться к интеллектуальному, творческому, физическому, нравственному самосовершенствованию.

7. Дорожить собственной честью и честью своего коллектива.

В рамках этого движения студенты техникума принимают участие в реализации социального проекта «Отчизны верные сыны» (см. приложение 7). Рассмотрим опыт разработки и реализации социального проекта, в котором принимали участие члены военно-патриотическое общественное объединение «Сыны Отечества».

В целом работа над проектом проходила пять стадий: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Исследования. 4. Результаты и выводы. 5. Оценка результатов и процесса.

- «Подготовка», где были определены тема и цели проекта. Под моим руководством студенты проводили анкетирование жителей города, были выявлены люди, которым неотложно требуется помощь и забота.

- «Планирование». На этом этапе определялись источники, способы сбора информации, способы представления материала. Совместно с обучающимися мы обсудили план действий. Обратились в учебные и общественные организации с целью привлечения их к проектной деятельности.

- «Исследование». Изучили Указы и постановления правительства по данной проблеме; посетили библиотеки с целью составления библиографического списка по данному вопросу; определили механизм реализации проекта, конечную цель, время проведения.

- «Результаты и выводы». Участники проекта провели в городе акции: «Своими руками», «Нерушимая память», «Больше чем слово», «Поздравляем ветеранов»; организована шефская помощь ветеранам и инвалидам войны (основными формами шефства стали: уборка в доме, проведение косметического ремонта, разовые поручения, беседы); проведены трудовые десанты по уборке территории района; организован постоянный уход за Братской могилой;

- к Дню Победы организована Вахта памяти на Братской могиле и у стелы Победы.

Проанализировав проведенные мероприятия, обучающиеся выявили перспективы проекта.

- «Оценка результатов и процесса», где обучающиеся участвовали в оценке проекта путем коллективного обсуждения и самооценок, а я, как руководитель оценивал усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, давал общую оценку проекта, поощрял.

Метод проектов действительно развивает умения студентов работать в группе, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку своей деятельности, способствует социализации личности обучающегося техникума. Так как это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность, включающая в себя:

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

- выработку гипотез собственных исследований, экспертную проверку или сбор экспертных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Работа над социальным проектом позволила сделать некоторые выводы. Во-первых: обучающиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы окружающей жизни, исследуют конкретные ситуации с целью преодоления трудностей, конструируют новые объекты или процессы. Участие в социальном проектировании способствует формированию активной гражданской позиции и социализации личности обучающегося, помогает овладеть новыми знаниями и умениями, а также формирует навыки их применения в практической деятельности. Во-вторых: проект обладает субъективной новизной, разрабатывается и выполняется самостоятельно под контролем и при консультации руководителя. В-третьих: участие педагога в социальном проектировании способствует повышению профессионального уровня по организации социально значимой деятельности обучающихся и формированию у них навыков коллективной исследовательской деятельности.

Использование мною проектной работы, целью которой является развитие студентов, позволяет привлекать студентов с разными способностями, придаёт им уверенность, положительно влияет на их отношение к профессии, развивает их интерес.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. При проведении уроков и внеклассных мероприятий использую стратегию и тактику продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество, партнерство с помощью таких способов как: дискуссии, обсуждения задач предметно-познавательного, предметно- коммуникативного плана, свободу самовыражения, вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность. С уважение отношусь к мнению студента, принятию его точки зрения. Благодаря такому взаимоотношению студентам на моих занятиях учебной практики интересно действовать, активно участвовать в ходе занятий, формулировать вопросы, а не только отвечать на них, т.е. им хочется занимать активную позицию. Своей задачей вижу осуществление помощи студенту увидеть его роль в уроке, перевести учебную деятельность в плоскость творческой. Именно поэтому урок превращается в сотрудничество. Для такого взаимодействия использую в работе разнообразные типы уроков, разнообразные формы опроса: фронтального и индивидуального, выборочного и углубленного. Стараюсь внести в задания элементы самостоятельного поиска, так создается проблема в обучении, что является важным основанием для активной мыслительной деятельности.

Развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов происходит через активное привлечение их к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, выполнению докладов, проектов. Творческие работы студентов использую в учебной и внеклассной работе, что повышает их значимость в глазах студентов.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности.

  1. Результативность опыта

Практическое использование образовательной технологии «Метод проектов» способствует повышению уровня учебной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения.

В 2010 году в областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Мастер по ремонту в ЖКХ», в г. Муром 2 место занял обучающийся Горелов Сергей; в областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Слесарь», в г. Ковров - 4 место обучающийся Баранов Иван;

В 2013 году в областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Мастер ЖКХ», г. Владимир - 4 место обучающийся Астанин Сергей; в областной олимпиаде профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Мастер ЖКХ», в г. Владимир - 6 место обучающийся Цырулёв Александр.

При анализе результативности у обучающихся отмечается позитивная динамика качества знаний











  1. Адресная направленность

Опыт данной работы, сложившийся в процессе работы в техникуме, адресован мастерам производственного обучения, работающим в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Предлагаемые материалы помогут мастерам производственного обучения использовать в своей деятельности технологию «Метод проектов» и стимулировать обучающихся к высококвалифицированной профессиональной деятельности. Вопросы развития коммуникативной компетенции студентов через метод проектов рассматривались на педагогических советах техникума, на заседании МК спецдисциплин. При творческом подходе данные материалы могут быть использованы мастерами производственного обучения, преподавателями спецдисциплин, интересующимися вопросами развития личности обучающихся, поскольку при проектировании уроков производственного обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности и направленность личности обучающихся. Диагностика мотивационной сферы - необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения обучающихся в познавательную деятельность.






Библиографический список:

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

  2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

  3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: - М.: Просвещение, 1991.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998.

  5. Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность. Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». Донецк: Издательство Дон ГУ, 1997, стр. 3-12.

  6. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., "Академия", 2000.

  7. Загвязинский В.И. , Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография/ 2011; изд-во ТюмГУ

  8. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. ; 2008 ; Academia

  9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Академия, М., 2002.

  10. Богоявленская А.Е. Определение наличия определенных учебных умений как условия развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». Вып. 21 [31]. Тверь, 2008. С. 24-33.

  11. Богоявленская А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». Вып. 3 [62]. Тверь, 2008. С. 76 - 87.

  12. Богоявленская А.Е. Методология самостоятельной учебной работы студентов: Учебное пособие.

Список приложений

1. «Благодарность» за подготовку призёра профессионального мастерства областной олимпиады «Мастер по ремонту в ЖКХ - 2010»;

2. Грамота департамента образования за третье место в областном смотр-конкурсе на лучшую учебно-производственную мастерскую по профессии «Мастер по ремонту в ЖКХ», 2010 год;

3. Почётная грамота Департамента образования администрации Владимирской области за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку молодых квалифицированных рабочих, 2011 год;

4. Программа кружка технического творчества «Мастер на все руки»

5. Фото

6. Методическая разработка «Монтаж и техническое обслуживание осветительных электропроводок»

7. Проект «Отчизны верные сыны»

Долженков Игорь Владимирович

18


© 2010-2022