• Преподавателю
  • Другое
  • Тезисы на республиканскую НПК Экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы

Тезисы на республиканскую НПК Экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы


Схаплок С.А.,

учитель адыгейского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10» Тахтамукайского района

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что одаренный человек - это не всегда воспитанный, культурный, грамотный и знающий прошлое своей страны представитель общества. Очень часто такой человек не владеет связной, образной, выразительной речью. Естественно, научить владеть точной, ясной речью - задача не из легких. Каковы же объективные причины, мешающие качественному обучению родному языку, и почему так важно изучение русского языка?

В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов, примеров десемантизации не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Кроме того, современная экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, что процесс проникновения иноязычной лексики отличается непредсказуемым характером. Такое обращение с языком незамедлительно отразилось в речи подростков. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой подростки для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонизмов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого учащегося, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории нашей родины, так и современности. Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки и которая перешла нам по наследству.

В этих условиях перед школой стоит глобальная задача - подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа, формирование нового стиля мышления - экоцентрического, без которого невозможно сохранение жизни в биосфере.

"Экос" в переводе с греческого означает "дом, жилище, местопребывание". Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы мы находим в работах Д. С. Лихачева, который отметил: "Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству". Экология является уникальной областью человеческого знания, так как само экологическое знание обладает ценностным характером. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека - к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, - это грани одной проблемы - сохранения в человеке человечности.

Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. Гуманизация - это приобщение науки к общечеловеческим критериям. Учитель - тот человек, который призван через содержание своего предмета воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит учителям гуманитарного цикла, ведь литература и искусство - самые мощные инструменты воспитания нравственности.

К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Поэтому мы должны научить ребенка не только знать и применять орфографические правила, но и осознавать, как через родную речь происходит познание мира, какова роль человека в происходящем. Как справедливо отмечает Н. М. Шанский, "язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства". Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. "В языке, - писал К. Д. Ушинский, - одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка". Поэтому обучение адыгейскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры адыгского народа. Будучи формой социальной памяти, средством выражения его самости, средством отражения национальной культуры народа, язык заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие влиять на формирование личности учащихся. Средством реализации воспитательных функций адыгейского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.

Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Древний человек жил среди природы и находился от нее в глубокой зависимости, в течение многих веков наблюдал за природными явлениями, приспосабливался к ним. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно - в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в удобной и легкой форме передавались самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях. Конечно же, эти знания передавались в завуалированной, сказочной форме, что делало их очень привлекательными в глазах детей.

Мы предлагаем использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М. А. Шолохов: "Величайшее богатство народа - язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах".

Используя пословицы и поговорки мы решаем сразу несколько задач:

  • Углубление знаний о народной духовной культуре в её прошлом и настоящем, о различных аспектах бытия.

  • Усвоение нравственно-поведенческих, культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре.

  • Воспитание уважительного отношения к языку, культуре собственного этноса и природной среде, в которой они формировались.

  • Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений и реализации собственных исполнительских навыков.

Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:

  • Познавательная - работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.

  • Ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.

  • Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе…

  • Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.

Использование такого дидактического материала на уроках русского языка не только повышает интерес к данному предмету, но и помогает понять, что язык формируется для говорящего на нем народа картину мира, что с помощью языка каждый ученик познает родную культуру. Каждый ребенок начинает чувствовать свою крепкую связь с народом и уже не может оставаться равнодушным, слыша неправильную речь, в которой преобладают жаргонизмы и иноязычные слова.

Кроме того, большое значение мы придаем наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Мы считаем, что обобщение этих наблюдений уместнее проводить в форме кратких тематических сочинений учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными, птицами и т. д.). В этих работах, наряду с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости её сохранения, заботы об объектах природы.

Таким образом, поставленные нами цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, - необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Человек ещё в глубокой древности интуитивно осознавал многие природные закономерности. Не имея письменности и научных знаний, он тем не менее умел читать книгу природы и передавать знания о ней из поколения в поколение. И наша задача - возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне. Мы считаем, что в процессе выполнения наших планов формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями и коммуникативно компетентный, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа -это первооснова красоты и величия, что любить природу - значит творить добро.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед - воспитывайте человека.

На наш взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь - "от экологии природы через экологию языка к экологии души".

Литература

  1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева - К.: Парус - М. 1997. - с.3.

  2. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика.- Тюмень: ТГУ, 1998.- 196с.

  3. Маринченко А.В.- Приоритет экологическому образованию: Москва: Феникс, 2008.-358с.

  4. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Академия, 2000.


© 2010-2022