- Преподавателю
- Другое
- Классный час Семейные ценности
Классный час Семейные ценности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Падалко О.А. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Внеклассное мероприятие
Тема: Семейная система ценностей
Возраст: учащиеся 10 - 11 классов, 1-3 курсов училищ, техникумов
Цель: Воспитание уважения к семейным ценностям.
Оборудование: карточки с проблемными семейными ситуациями, портреты жениха и невесты, маркеры, ватман, мультимедиа (проектор, презентация).
Оформление: «Семья - это кристалл общества»
В.Гюго
Содержание мероприятия
Звучит куплет и припев песни «Погода в доме»
Ведущий 1. Дорогие друзья, мы собрались в этом зале, для того чтобы поговорить о семейных ценностях. Но прежде давайте выясним, а что, же такое семья?
Ведущий 2.Выходит в зал и выясняет мнение студентов.
Ведущий 1. Подводит итог. Семья - первичная ячейка общества, основанная на связанных между собой кровнородственными отношениями.
Ведущий 2. Семейные отношения выражаются в широком спектре родственных связей: муж и жена, родители и дети, братья и сестры, свекровь и свекор, теща и тесть, сноха и зять, а также деверь, шурины, невестки и т.п.
Ведущий 1. Кровнородственные отношения вбирают в себя: физиологические (половые отношения, деторождения); юридические (регистрация в загсе, развод, алименты и др); экономические (имущественные, наследственные отношения); политические (семейная власть, лидерство); педагогические (воспитание детей и младших в семье); нравственные отношения.
Ведущий 2. А все ли семьи строятся на таких отношениях? Какие бывают семьи?
Ведущий 1.Выходит в зал и выясняет мнение студентов.
Ведущий 2. Записывает типы семей, названные студентами. Подводит итог.
Типов семей много и они подразделяются по разным критериям.
По структуре
Полные семьи:
-
С 1 ребенком;
-
С 2 детьми (однополыми);
-
С 2 детьми (разнополыми);
-
С 3 и более детьми;
-
Многодетная (с 4 детьми и более);
-
Со старшими членами семьи (с бабушкой, дедушкой и др);
-
Дети сводные;
-
Дети неродные, усыновленные.
Неполные семьи:
-
Муж и жена;
-
Одинокая мама;
-
Родители разведены;
-
Воспитывает отец;
-
Воспитывает опекун.
По материальной обеспеченности семьи:
-
С очень высоким материальным достатком;
-
С высоким материальным достатком;
-
Со средним материальным достатком (обеспеченная);
-
С низким материальным достатком (малообеспеченная);
-
Нуждающиеся (за чертой бедности).
По воспитательному потенциалу семьи:
-
Воспитательно сильная;
-
Воспитательно устойчивая;
-
Воспитательно неустойчивая;
-
Воспитательно слабая с утратой контакт с детьми и контроля над ними;
-
Воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой;
-
Маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);
-
Правонарушительная;
-
Преступная;
-
Психически отягощенная,
По направленности семьи ориентированные:
-
На деятельность;
-
На общение;
-
На самоудовлетворение (эгоистическая).
По социально-правовой устойчивости:
-
Социально устойчивая;
-
Социально неустойчивая;
-
Асоциальная;
-
Криминогенная.
Ведущий 1. Сегодня мы раскроем семейные ценности построенные на основе взаимоотношений.
Ведущий 2. Типы семей по взаимоотношениям:
-
Гармоничная;
-
Компромиссная;
-
Неустойчивая;
-
Мнимая;
-
Конфликтная;
-
Резко-конфликтная;
-
Потребительская.
Ведущий 1. Попробуйте определить тип семьи в песне, с которой началась наша встреча (звучит фрагмент песни «погода в доме). Подвести к тому, что тип семьи, судя по словам песни, можно назвать гармоничной или компромиссной.
Ведущий 2.
Все так устроено в природе,
Что каждая частица мира свою имеет половинку,
Он - Небо, а она - Земля;
Земля в себя приемлет то, что посылает Небо.
И вскармливает плоды его.
Когда ж Земле тепла недостает.
Его ей Небо посылает;
Оно же возвращает Земле утраченную влагу
И свежесть.
И Небо совершает ход свой.
Как муж - кормилец, что жену свою питает;
Земля же хранит очаг домашний,
Во чреве носит, пестует младенца. Руми
Ведущий 1.Этим стихотворением можно подтвердить, что важно - отдавать другому не только материальные, но и человеческие ценности.
Ведущий 2. Что же отдает один человек другому?
Ведущий 1. Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самым дорогим, что у него есть.
Ведущий 2. То есть он жертвует собой?
Ведущий 1. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого. Он или она делится тем, что есть в нем - своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью, всеми проявлениями своей жизни. Он или она проявляют великую силу терпения к своей половине, чтобы сохранить семью.
Ведущий 2. О каких семейных ценностях идет разговор?
Ведущий 1. Выходит в зал и выясняет мнение студентов.
Ведущий 2. Подводит итог.
Гармоничная или компромиссная семья характеризуется такими ценностями, как:
-
Любовь;
-
Забота о другом;
-
Ответственность;
-
Уважение к другому;
-
Знание другого.
Ведущий 2. Как вы думаете, возможна ли семейная жизнь без ссор и разногласий? Чтобы все всегда было гладко и сладко?
Ведущий 1. Вам предлагается за 5 минут подготовить и показать проблемную семейную ситуацию и предложить свой конструктивный выход из конфликта.
Работа в микрогруппах (студентам предложить разделиться на 5 подгрупп). При выполнении задания подгруппа показывает, а остальные определяют, отсутствие какой ценности привело, к данной конфликтной ситуации.
Содержание ситуаций.
Ситуация 1. Отсутствие любви - брак по расчету.
Вывод.
Ведущий 1. Любовь - действенная сила в человек, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность.
Ведущий 2. Парадокс любви в том, что существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами.
Ситуация 2. Отсутствие заботы о другом - во время болезни одного супруга другой развлекается с друзьями (или с подругами).
Вывод.
Ведущий 1. Любовь есть, деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим.
Ведущий 2. Где нет такой деятельной озабоченности, там нет любви. Если мы видим, что один человек не стремится сделать так, чтобы другому было хорошо и комфортно мы убеждаемся в том, сто любви нет, потому что не было заботы о другом.
Ситуация 3. Отсутствие ответственности - супруг (га) потерял (Ла) работу и не спешит её найти.
Вывод.
Ведущий 1. Тесно связан с заботой еще один аспект любви - ответственность. В наше время ответственность часто отождествляется с обязанностью, с чем-то навязанным извне.
Ведущий 2. Ответственность в настоящем смысле этого слова - полностью добровольный акт, это ответ одного на нужды другого, выраженные или невыраженные. Быть «ответственным» - значит быть способным и готовым «ответить». В любви взрослых это относиться, прежде всего, к душевным нуждам другого.
Ситуация 4. Отсутствие уважения к другому - увлеченность работой, хобби, без учета интересов второй половины.
Вывод.
Ведущий 1. Недостаток уважения к другому не принесет пользы для семьи. Уважение - это не страх и не благоговение: слово «уважение» - быть внимательным, наблюдать и, следовательно, обозначает способность видеть другого человека таким, каков он есть, осознавать её индивидуальность.
Ведущий 2. Уважать человека - значит быть заинтересованным в том, что бы он развивался по своему собственному пути. Таким образом, уважение исключает использование одного в целях другого. Я хочу, чтобы любимый человек развивался для себя самого и по - своему, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю, я ощущаю себя как одно с любимым человеком, но с ним таким, каков он есть, а не с таким, какой он нужен мне для каких, то моих целей. Уважение существует только на основе свободы.
Ситуация 5. Отсутствие знания другого человека - не соответствующий подарок в годовщину свадьбы.
Вывод.
Ведущий 1. Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы они не направлялись знанием. Знание было бы бессодержательным, если бы оно не было обусловлено озабоченностью и заинтересованностью.
Ведущий 2. Знание, которое является одной из сторон любви, никогда не остается поверхностным, оно проникает в саму суть. Это возможно, только если я могу подняться над заботой о себе, увидеть другого с позиции его собственных интересов. Знание другого человека помогает продолжить правильный курс в счастливой семейной жизни.
Ведущий 1. И так семейные конфликты часто возникают там, где нет уважения друг другу, заботы друг о друге.
Ведущий 2. Конфликты не страшны сами по себе, они даже иногда полезны, если в споре рождается истина. Хуже того, что люди не умеют правильно - конструктивно вести себя в ситуации конфликта, то есть, не сформированы семейные ценности. Такие конфликты часто завершаются разводом.
Ведущий 1. Давайте порассуждаем вместе, когда надо думать о том, что существуют семейные ценности и их необходимо беречь?
Ведущий 2. Для этого прокрутим пленку назад. Вернемся...(звучит «Свадебный марш» Мендельсона, на сцену выносят портреты жениха и невесты).
Ведущий 1. Вот перед вами жених!
Ведущий 2. А это прекрасная невеста!
Ведущий 1. А вы друзья, желанные гости. Как хорошие гости и настоящие друзья вы не придете на свадьбу без подарка. Вашим подарком этой паре будет «Семейный кодекс».
Ведущий 2. Вам предлагается за 5 минут составить не более 5 заповедей жениху и невесте, которые помогут сохранить, укрепить семейный союз и не доведут до бытовых ситуаций представленных вами ранее.
По выполнению задания каждой подгруппе предоставляется возможность защитить свой вариант кодекса.
Ведущий 1. Дорогие гости спасибо за подарки молодым. Мы уверенны - это поможет им в создании, сохранении и укреплении семейного счастья.
Ведущий 2. Давайте и мы себе сделаем подарки в виде жестов, прикосновений, мимики с положительным эмоциональным зарядом (ведущие демонстрируют).
Ведущий 1. Мы думаем, что это время не прошло даром, потому что мы утвердились в необходимости самой главной человеческой ценности - любви, на которой держится счастливая семья.
Ведущий 2. Да, любовь - это деятельность, активность, а не пассивный эффект.
Ведущий 1. Любовь - это «пребывание» в некотором состоянии, а не «впадение» в него. Ведущий 2. Любовь - это, прежде всего, давать, а не получать.
Звучит фонограмма песни «Погода в доме». В зрительный зал раздается текст песни,
все желающие подпевают.
Литература
-
Из истории педагогической мысли: Хрестоматия для учащихся ст.классов общеобразовательных учреждений /Сост.,авт.вст.ст. и примеч.. А.Ф.Мальпиевский идр.-М.,1995.
-
Селиверстова Т.Л.Мальчики! Девочки! Психологическое сопровождение полоролевой идентификации подростков.- Благовещенск.,2002.
-
Социальная работа: Словарь - справочник /Под ред.В.И.Филоненко. - М., 1998г.
-
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. В.А.Сластенина. - 2001.
Приложение.
«Погода в доме»
Какой прогноз у нас сегодня, милый?
С чем ты опять проснулся не в ладу?
Скажи мне просто - «Господи помилуй
Какую блажь имеешь ТВ ввиду?»
Припев
Главней всего погода в доме,
А все другое суета.
Есть я и ты, а все что кроме
Легко уладить с помощью зонта.
Какой прогноз - дожди или туманно
Не ждет ли нас нечаянно беда?
Тебя, как извержение вулкана
Я предсказать не в силах никогда.
Припев
Какой прогноз покуда небо зёздно.
Чего нам ждать весны или зимы.
Скажи мне все, а если будет поздно, то виноваты, будем только мы.
Припев