- Преподавателю
- Другое
- Инструкционная карта практического занятия
Инструкционная карта практического занятия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыжиков С.Н. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина " Менеджмент".
Курс _____ группа______ дата __________ .
Тема: "Решение ситуационных задач по распределению полномочий"
Вид занятия: Практическая работа.
Задачи: научиться делегировать полномочия, закрепить знания об организации как функции управления, научиться проводить анализ преград на пути делегирования полномочий и принятия дополнительной ответственности. Показать два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти и отказ от нее.
Развивать: творческий потенциал, умение добиться "выполнения работы другими", эффективно передавать задачи подчиненным и направлять перепоручение полномочий на усиление мотивированности причастных лиц.
Воспитывать: способность подчинять личные интересы общим, чувство ответственности за принятые обязательства.
Студент должен:
знать: принципы разделения и специализации коллективного труда, проблемы делегирования полномочий, последовательность этапов делегирования задач, линейные и аппаратные полномочия, ответственность исполнителя и ответственность руководителя.
уметь: эффективно распределять полномочия, определять последовательность перепоручения задач, преодолевать сложности, связанные с не желанием руководителей передавать, а подчиненных принимать полномочия.
иметь представление: о "классической концепции полномочий", концепции принятия полномочий, линейных полномочиях, аппаратных полномочиях, функциональных полномочиях, параллельных полномочиях.
Оборудование: Инструкционная карта.
Литература: Максимцов М.М. Менеджмент, М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ,1998 г стр. 115-142, 162-174. Мескон М. Основы менеджмента, М.: «Дело», 1992.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Методические указания по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение каждого задания отводится 15 минут рабочего времени. Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируете свое мнение об основных элементах организации, как функции управления. Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам. Ответьте на заданные вопросы к заданиям письменно. Запишите в тетрадь дату занятия, тему, номер задания, ответ на него.
-
Выполнение практической работы.
2.1.Актуализация знаний:
-
ответьте на вопросы для самоконтроля (устно).
-
Какой вид деятельности выполняет руководитель, осуществляя функцию организации?
-
Назовите основные элементы организации деятельности.
-
Что представляет собой делегирование?
-
Если работник обладает полномочиями, что это значит?
-
Нести ответственность - что под этим подразумевается?
-
Раскройте организационный смысл концепции принятия полномочий.
-
Принцип эффективной организации разделения полномочий.
-
По каким причинам работники неохотно принимают дополнительную ответственность?
2.2. Выполнение заданий:
-
изучите задание;
-
ответьте на вопросы письменно;
-
в заданиях 1и 2 поставьте только номера ответов;
-
в задании 1 номера этапов должны быть проставлены в соответствии с последовательностью действий;
-
в задании номер 5 таблицу необходимо перенести в тетрадь.
Задание 1.
Правильное перепоручение задач должно привести к усилению мотивированности всех причастных лиц, тогда как плохо выполненное делегирование повлечет за собой демотивацию деятельности.
Чтобы содействовать эффективной передаче задач, определите последовательность следующих действий:
-
Проверьте нынешнюю загрузку этого сотрудника. Вам не скажет спасибо тот, кто подумает, что вы свалили на него дополнительную работу. Возможно, придется некоторую часть передать кому-нибудь другому,
-
Учите сотрудника, пока оба не почувствуете удовлетворения от того, что он справляется с задачей.
-
Обсудите ваш план с выбранным сотрудником. Объясните задачу, ее важность и почему Вы выбрали именно его. Получите его согласие на принятие работы.
-
Установите и согласуйте процедуру контроля.
-
Выберите наиболее подходящего сотрудника для выполнения работы. Это будет в значительной степени зависеть от задачи.
-
Передайте необходимые полномочия и ответственность по задаче.
-
Определите задачу, которую Вы намерены поручить другому лицу. Желательно, чтобы это была продолжительная по времени задача, а не одномоментная.
Задание 2.
Какие задачи Вы бы делегировали?
Прочтите следующий перечень задач и отметьте те, которые Вы могли бы, как руководитель организации с численностью персонала 100 человек, передать для выполнения своим сотрудникам?
-
Набор новых сотрудников
-
Проект в области, в которой Вы особенно компетентны.
-
Подготовка прогнозов или бюджетов.
-
Рекомендации по изменениям в будущем.
-
Меры дисциплинарного воздействия на служащих.
-
Повседневная работа.
-
Разработка предложений по новой политике и методике ее проведения.
-
Осуществление оценочного опроса служащих.
-
Индивидуальная подготовка или обсуждение со служащим, как помочь ему/ ей улучшить свою работу.
-
Подготовка данных к докладам по сложным проблемам.
-
Разбор жалоб потребителей.
-
Где провести рождественский завтрак отдела?
Задание 3.
В практике менеджмента известны два способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы.
-
Какой способ управления сотрудниками фирмы Вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.
-
В чем Вы видите преимущество неформального управления по сравнению с директивным?
Задание 4.
Для реализации планов предприятия каждый из работников должен выполнять конкретные задания, вытекающие из целей организации.
Постановка целей и разработка соответствующих политики, стратегии, процедур и правил способствует оптимальному решению задач. Все это обеспечивается путем делегирования полномочий, повышения ответственности исполнителей и выполнения организационных полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий, которыми обладает руководитель, другому лицу с учетом его возможностей. Руководитель не может один выполнить все функции организации. Его время и способности ограничены. Поэтому сущность управления заключается в умении добиться выполнения работы функции. Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связь ответственности и организационных полномочий.
Ответственность означает обязательство работника выполнять делегированные ему задачи, и отвечать за удовлетворительные результаты их решения.
Организационные полномочия представляют собой право использовать ресурсы предприятия, направлять усилия его сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, но необходимо учитывать личностные и деловые качества человека, занимающего ее в данный момент.
Вопросы.
-
Если Вы - менеджер, то какие из своих задач и полномочий Вы могли бы, по Вашему мнению, делегировать подчиненным?
-
Какую систему контроля за, выполнением задачи Вы бы избрали?
-
Если Вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли Вы снять с себя за них ответственность полностью?
-
Какие свои задачи и полномочия Вы никогда ни кому делегировать не будете?
Задание 5.
В приведенной ниже таблице отметьте крестиком тот тип полномочий, который, по Вашему мнению, больше соответствует каждой из указанных задач административного аппарата.
Задачи административного аппарата
Типы аппаратных полномочий
Рекомендательные
Функциональные
Обязательное согласование
-
Стратегическое планирование
-
Маркетинг, исследование рынка
-
Бухгалтерский учет
-
Аудит
-
Правовая защита
-
Финансы
-
Отношения с персоналом
-
Связи с общественностью
-
Административно-хозяйственное обслуживание
-
Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
-
Задание на дом:
-
Приведите примеры рекомендательных и функциональных полномочий в конкретной ситуации.
-
Приведите примеры параллельных полномочий в органах власти РФ.
-
Как изменялась норма управляемости в течение 20 века? К чему это может привести при сохранении тенденции?