Рабочая программа по учебной дисциплине Оп 01 Основы экономической теории

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





ОП.01 Основы экономической теории ________________________________________________________________

название учебной дисциплины



















Чистополь, 2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №486 от 12.05.2014г, базисного учебного плана.

Разработчики:

_Нуретдинова Н.С. - преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Рассмотрено цикловой комиссией УТВЕРЖДАЮ:

"Естественно-научных и социально- Заместитель директора

экономических дисциплин" по учебной работе

протокол № от 2015г ­­­­­ ____________ /Гайнуллин М.З./

Председатель цикловой комиссии __________________2015г.

____________________ /А.Р. Фатхутдинова/



РАССМОТРЕНО:

Методическим советом

Методист_______ /Н.С.Нуретдинова/

_________________ 201__ г.



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

  1. условия реализации учебной дисциплины 12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 13



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 основы экономической теории

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05. Земельно-имущественные отношения

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области земельно-имущественных отношений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

____Общепрофессиональные дисциплины

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; разбираться в основных принципах ценообразования; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___75__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _50_ часов;

самостоятельной работы обучающегося __25 часов.































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

По учебному плану

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

20

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


Внеаудиторная самостоятельная работа

в том числе:

сообщение

конспект

реферат

доклад

расчеты

блок-схемы

25



6

5

4

6

2

2

Итоговая аттестация в форме (указать) ДЗ

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

____Экономическая теория

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Экономическая теория: предмет, метод и основные этапы развития

6


Тема 1.1.

Предмет, структура и функции экономической теории



Содержание учебного материала

6

2

1

А) Предмет экономической теории;

Б) Основные функции экономической теории;

Б) Микроэкономика и макроэкономика;

1

2

2


Практические занятия

1. Предмет и метод экономической теории



2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Основные этапы развития экономической теории



2

Раздел 2

Факторы современного производства и производственные возможности

6


Тема 2.1.

Производство и экономика





















Содержание учебного материала

6

2







1



А) Определения :производство, воспроизводство, расширенное и простое воспроизводство;

Б) Факторы производства

В) Человеческий фактор производства;

Г) Средства производства;

Д) Основной капитал и показатели его использования;

Ж) Оборотный капитал и фонды накопления

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

1. Производственные возможности общества

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Потребность как экономическая категория. Виды потребностей Закон возрастания потребностей



2

Раздел 3

Экономические отношения в обществе

10


Тема 3.1.

Собственность и формы организации бизнеса







Содержание учебного материала

2

2




1

А) Отношения собственности и их структура;

Б) основные типы и формы собственности;

В) Основные виды предприятия;

Г) акции и облигации

2


Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.2.

Товарно - денежные отношения в обществе





Содержание учебного материала

4

2


1

А) происхождение денег;

Б) полноценные и неполноценные деньги;

В) функции денег;



2

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся

Закон денежного обращения



2

Тема 3.3.

Экономические системы





Содержание учебного материала

4

2


1

А) Централизованная экономическая система;

Б) Рыночная экономика;

В) Смешанная экономика;



2


Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся

Условия перехода к рыночному хозяйству



2

Раздел 4

Рынок

30


Тема 4.1.

Рынок и его основные факторы















Содержание учебного материала

4



2





1



А) Понятие рынка. Основные виды рынков

Б) основные функции рынков

В) основные факторы рыночного саморегулирования

Г) Товар и его свойства;

Д) Стоимость и цена товара;

Ж) Полезность товара



2









Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Государственное регулирование цен Цена как рыночная форма стоимости . Виды цен



2

Тема 4.2.

Спрос и предложение товаров и рыночная цена















Содержание учебного материала

8



2






1


А) Определения спроса и предложения;

Б) Закон спроса; Закон предложения;

В) Неценовые факторы: рыночного спроса, рыночного предложения;

Г) График спроса; в условиях действия неценовых факторов;

Д) Рыночное равновесие

2



Практические занятия

  1. Спрос и предложение

  2. Эластичность спроса и предложения



2

2


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Теория поведения потребителя



2

Тема 4.3..

Монополия и конкуренция







Содержание учебного материала

8


Практические занятия

1.Монополия

2.Монополистическая конкуренция и олигополия



2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Монополия и конкуренция : модели современного рынка

  2. «Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование



2

2

Тема 4.4



Рынок труда











Содержание учебного материала

6



2





1


А) Рынок труда;

Б) Цена труда;

В) Номинальная и реальная заработная плата

Г) Основные формы и системы заработной платы

Д) Современные системы оплаты труда



2

Практические занятия

  1. Рынок труда



2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Регулирование заработной платы



2

Тема 4.5..

Рынок земли







Содержание учебного материала

4



2


1

А) Рента, дифференциальная и абсолютная рента.

Б) Цена земли;

В) Земельный налог



2


Практические занятия

  1. Рынок земли



2

Самостоятельная работа обучающихся


Раздел 5

Макроэкономика: показатели и экономический рост, нестабильность

15


Тема 5.1.



Измерения в макроэкономике











Содержание учебного материала

6

2


1

А) основные макроэкономические показатели;

Б) Номинальный и реальный ВНП;

В) Валовой внутренний продукт;

Г) Чистый национальный продукт;

Д) национальный доход



2






Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Методы расчета ВНП;

  2. Личный доход и его распределение



2

2


Тема 5.2.

Совокупный спрос и совокупное предложение



Содержание учебного материала

3


Практические занятия

1.Общее экономическое равновесие и благосостояние



2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Совокупный спрос; Совокупное предложение



1

Тема 5.3.

Экономический рост в обществе

Содержание учебного материала

2



2


1

А) Экономический рост и его измерение;

Б) Факторы экономического роста;



2

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5.4.

Макроэкономическая

нестабильность







Содержание учебного материала

4



2





1

А) Безработица и ее типы;

Б) Измерения и последствия безработицы;

В) Сущность и виды инфляции;

Г) Причины и последствия инфляции;



2

Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Неравномерность экономического роста. Денежно- кредитная политика



2



Раздел 6

Макроэкономическое регулирование

6


Тема 6.1.

Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства



Содержание учебного материала

4

2


1

А) Государственный бюджет и бюджетная политика;

Б) Фискальная политика и виды налогов;

В) Функции налогов;



2


Практические занятия

1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование



2

Самостоятельная работа обучающихся

_

Раздел 7 Дифференцированный зачет

4


Дифференцированный зачет

Содержание учебного материала

4

4

1

Дифференцированный зачет

Всего:

75



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, финансов, денежного обращения и кредита »

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно- методической документации;

- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

- видеотека по курсу;

Технические средства обучения:

- компьютер, мультимедийное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Л.М.Куликов, Основы экономических знаний, Москва «Финансы и статистика» 1998 ;

У.Ф.Борисов, Экономическая теория, ЮРИСТЪ МОСКВА 1997.;

Т.Г.Тальнишних, Основы экономической теории, МОСКВА 2003.;

Дополнительные источники:

Журнал «Налоговый вестник»;

Газета «Экономика и жизнь»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; разбираться в основных принципах ценообразования; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

должен знать:

генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Практические задания,

тестирование,

фронтальный опрос







Устный опрос, тестирование, письменная работа





© 2010-2022