- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине Оп 01 Основы экономической теории
Рабочая программа по учебной дисциплине Оп 01 Основы экономической теории
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нуретдинова Н.С. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы экономической теории ________________________________________________________________
название учебной дисциплины
Чистополь, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №486 от 12.05.2014г, базисного учебного плана.
Разработчики:
_Нуретдинова Н.С. - преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Рассмотрено цикловой комиссией УТВЕРЖДАЮ:
"Естественно-научных и социально- Заместитель директора
экономических дисциплин" по учебной работе
протокол № от 2015г ____________ /Гайнуллин М.З./
Председатель цикловой комиссии __________________2015г.
____________________ /А.Р. Фатхутдинова/
РАССМОТРЕНО:
Методическим советом
Методист_______ /Н.С.Нуретдинова/
_________________ 201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
-
условия реализации учебной дисциплины 12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 13
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 основы экономической теории
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области земельно-имущественных отношений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
____Общепрофессиональные дисциплины
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; разбираться в основных принципах ценообразования; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___75__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _50_ часов;
самостоятельной работы обучающегося __25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
По учебному плану
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
20
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Внеаудиторная самостоятельная работа
в том числе:
сообщение
конспект
реферат
доклад
расчеты
блок-схемы
25
6
5
4
6
2
2
Итоговая аттестация в форме (указать) ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
____Экономическая теория
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Экономическая теория: предмет, метод и основные этапы развития
6
Тема 1.1.
Предмет, структура и функции экономической теории
Содержание учебного материала
6
2
1
А) Предмет экономической теории;
Б) Основные функции экономической теории;
Б) Микроэкономика и макроэкономика;
1
2
2
Практические занятия
1. Предмет и метод экономической теории
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
Основные этапы развития экономической теории
2
Раздел 2
Факторы современного производства и производственные возможности
6
Тема 2.1.
Производство и экономика
Содержание учебного материала
6
2
1
А) Определения :производство, воспроизводство, расширенное и простое воспроизводство;
Б) Факторы производства
В) Человеческий фактор производства;
Г) Средства производства;
Д) Основной капитал и показатели его использования;
Ж) Оборотный капитал и фонды накопления
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
1. Производственные возможности общества
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Потребность как экономическая категория. Виды потребностей Закон возрастания потребностей
2
Раздел 3
Экономические отношения в обществе
10
Тема 3.1.
Собственность и формы организации бизнеса
Содержание учебного материала
2
2
1
А) Отношения собственности и их структура;
Б) основные типы и формы собственности;
В) Основные виды предприятия;
Г) акции и облигации
2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Товарно - денежные отношения в обществе
Содержание учебного материала
4
2
1
А) происхождение денег;
Б) полноценные и неполноценные деньги;
В) функции денег;
2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
Закон денежного обращения
2
Тема 3.3.
Экономические системы
Содержание учебного материала
4
2
1
А) Централизованная экономическая система;
Б) Рыночная экономика;
В) Смешанная экономика;
2
Практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающихся
Условия перехода к рыночному хозяйству
2
Раздел 4
Рынок
30
Тема 4.1.
Рынок и его основные факторы
Содержание учебного материала
4
2
1
А) Понятие рынка. Основные виды рынков
Б) основные функции рынков
В) основные факторы рыночного саморегулирования
Г) Товар и его свойства;
Д) Стоимость и цена товара;
Ж) Полезность товара
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1.Государственное регулирование цен Цена как рыночная форма стоимости . Виды цен
2
Тема 4.2.
Спрос и предложение товаров и рыночная цена
Содержание учебного материала
8
2
1
А) Определения спроса и предложения;
Б) Закон спроса; Закон предложения;
В) Неценовые факторы: рыночного спроса, рыночного предложения;
Г) График спроса; в условиях действия неценовых факторов;
Д) Рыночное равновесие
2
Практические занятия
-
Спрос и предложение
-
Эластичность спроса и предложения
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
Теория поведения потребителя
2
Тема 4.3..
Монополия и конкуренция
Содержание учебного материала
8
Практические занятия
1.Монополия
2.Монополистическая конкуренция и олигополия
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
Монополия и конкуренция : модели современного рынка
-
«Плюсы» и «минусы» монополии и ее регулирование
2
2
Тема 4.4
Рынок труда
Содержание учебного материала
6
2
1
А) Рынок труда;
Б) Цена труда;
В) Номинальная и реальная заработная плата
Г) Основные формы и системы заработной платы
Д) Современные системы оплаты труда
2
Практические занятия
-
Рынок труда
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Регулирование заработной платы
2
Тема 4.5..
Рынок земли
Содержание учебного материала
4
2
1
А) Рента, дифференциальная и абсолютная рента.
Б) Цена земли;
В) Земельный налог
2
Практические занятия
-
Рынок земли
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5
Макроэкономика: показатели и экономический рост, нестабильность
15
Тема 5.1.
Измерения в макроэкономике
Содержание учебного материала
6
2
1
А) основные макроэкономические показатели;
Б) Номинальный и реальный ВНП;
В) Валовой внутренний продукт;
Г) Чистый национальный продукт;
Д) национальный доход
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
-
Методы расчета ВНП;
-
Личный доход и его распределение
2
2
Тема 5.2.
Совокупный спрос и совокупное предложение
Содержание учебного материала
3
Практические занятия
1.Общее экономическое равновесие и благосостояние
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Совокупный спрос; Совокупное предложение
1
Тема 5.3.
Экономический рост в обществе
Содержание учебного материала
2
2
1
А) Экономический рост и его измерение;
Б) Факторы экономического роста;
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 5.4.
Макроэкономическая
нестабильность
Содержание учебного материала
4
2
1
А) Безработица и ее типы;
Б) Измерения и последствия безработицы;
В) Сущность и виды инфляции;
Г) Причины и последствия инфляции;
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
-
Неравномерность экономического роста. Денежно- кредитная политика
2
Раздел 6
Макроэкономическое регулирование
6
Тема 6.1.
Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства
Содержание учебного материала
4
2
1
А) Государственный бюджет и бюджетная политика;
Б) Фискальная политика и виды налогов;
В) Функции налогов;
2
Практические занятия
1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
2
Самостоятельная работа обучающихся
_
Раздел 7 Дифференцированный зачет
4
Дифференцированный зачет
Содержание учебного материала
4
4
1
Дифференцированный зачет
Всего:
75
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, финансов, денежного обращения и кредита »
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
- видеотека по курсу;
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Л.М.Куликов, Основы экономических знаний, Москва «Финансы и статистика» 1998 ;
У.Ф.Борисов, Экономическая теория, ЮРИСТЪ МОСКВА 1997.;
Т.Г.Тальнишних, Основы экономической теории, МОСКВА 2003.;
Дополнительные источники:
Журнал «Налоговый вестник»;
Газета «Экономика и жизнь»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
должен уметь:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; разбираться в основных принципах ценообразования; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
должен знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик
Практические задания,
тестирование,
фронтальный опрос
Устный опрос, тестирование, письменная работа