Заочная экскурсия «Литературные места Курского края»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области





Заочная экскурсия

«Литературные места Курского края»

















Выполнила:

Учитель Истории Курского края

Моисеенко Татьяна Петровна













п. Сахаровка



План

1.Введение.

2. «Литературные» районы Курской области.

3. Писатели - земляки.

4.Литературные музеи Курской области.

5.Заключение.













































Введение.

"Москва еще лежала в колыбели, а Курск уже сражался за Москву",- эти поэтические строки ярко отражают тысячелетнюю летопись нашего города.

Курская земля с богатой родословной взрастила немало именитых земляков, потрудившихся во славу Отечества.

Курская литература вправе считать своими могучими истоками мудрое духовное слово Преподобного Феодосия Печерского и труды тех курян, кто, образно говоря, "с конца пера вскормлен".

Основная задача нашего мероприятия направлена на популяризацию краеведческой литературы.

Плодородная литературная нива представлена звучными именами, среди них поборники русского просвещения: писатель-монах Сильвестр Медведев и историограф Иван Голиков, поэт Ипполит Богданович, прославившийся своей поэмой "Душенька", писатель и журналист Николай Полевой, издавший популярный в свое время журнал "Московский телеграф", великий лирик Афанасий Фет, братья Владислав и Евгений Марковы. Из писателей-земляков и тех, кто творил на курской земле в XX веке, хорошо известны: Николай Асеев, Аркадий Гайдар, деревенский самородок Пимен Карпов, Юрий Герман, Валентин Овечкин, Константин Воробьев. До недавнего времени из Курска раздавалось доходившее до миллионов читателей во всем мире, взволнованное слово писателя-фронтовика, крупного российского прозаика Евгения Носова.

Цели мероприятия: - познакомить обучающихся с именами и биографиями некоторых писателей -земляков; - осветить их вклад в литературную жизнь России; - рассказать о том, как память о них увековечена Курской области и вообще в России.

Актуальность: 2015 год объявлен Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2014 г. № 436 Годом литературы. На литературной карте России Курск занимает не последнее место. В нашем благодатном крае родилось и живет много талантливых людей, составивших гордость российской и мировой литературы. У каждого из них своя творческая судьба. Их произведения включены в школьные программы. Творчество исследуют ученые-литераторы, их выдающийся талант отмечен высокими наградами, государственными и всероссийскими литературными премиями.

Сегодня, когда растет интерес к истории родного края, духовному миру наших предков, к православным корням Отечества, которые дороги каждому, нельзя не сказать об известном каждому православному человеку святом - Преподобном Серафиме Саровском. Среди земляков, которыми мы гордимся, имя Серафима Саровского и имя Феодосия Печерского занимают особое место. Изучая жизнеописание и литературное наследие курских святых, мы говорим о них, прежде всего как о мастерах слова.

Наше мероприятие рассчитано на 60 минут.

Оборудование: презентация, книги некоторых писателей, записи с романсами на стихи курских поэтов.

«Литературные» районы Курской области.

Взглянув на карту Курской области и почитав биографии наших писателей - земляков мы можем выделить несколько районов, которые больше всего связаны с литературной жизнью. Там родились или жили знаменитые писатели.

Среди этих районов мы можем отметить :

  • Хомутовский район - там родился писатель Пимен Иванович Карпов.

  • Льговский район - родина таких мастеров слова как, Аркадий Петрович Гайдар ,Николай Николаевич Асеев ,Валентин Владимирович Овечкин ,Юрий Павлович Герман.

  • Медвенский район - Константин Дмитриевич Воробьев.

  • Золотухинский район - там некоторое время в своей усадьбе жил Афанасий Афанасьевич Фет

  • Щигровсий район - родина двух писателей братьев Марковых Владислава Львовича и Евгения Львовича.

  • И конечно больше всего имен связано с городом Курском это :Серафим Саровский , Феодосий Печерский, Евгений Иванович Носов, Иван Иванович Голиков, Карион Истомин, Ипполит Федорович Богданович, Николай Алексеевич Полевой, Сильвестр Медведев .

Конечно имена не всех писателей мы «нанесли» на карту Курской области а лишь их часть, но их количество так велико что мы не можем вместить рассказ о них всех в одно мероприятие. Мы бы хотели кратко рассказать о жизни некоторых писателей.

Писатели - земляки.

О наиболее известных писателях чьи имена увековечены в Курском крае мы поговорим чуть позже , а сейчас Нам бы хотелось рассказать вкратце, из-за ограниченности по времени, о не очень известных, но не менее талантливых писателях и поэтах .

Пимен Иванович Карпов (1884 - 1963).

Противоречивое развитие действительности, запутанность и сложность литературных исканий предреволюционной поры привели к причудливым изломам биографии и художественного творчества Пимена Ивановича Карпова, весьма одаренного и вместе с тем во многом неудачливого писателя.

Сын крестьянина села Турки Рыльского уезда Курской губернии, он вошел в литературу как самоучка, под непосредственным влиянием примера Л.Г. Чемисова. Первые выступления П. Карпова в печати были вызваны событиями 1905 года. "Я написал нечто о забастовке, о "красном петухе", - вспоминал писатель. - ...Потом послал в "Курскую весть" (леворадикальная газета, издававшаяся во время революции 1905 года). Корреспонденция и стихи были напечатаны. А автор их был незамедлительно арестован, посажен в Рыльскую тюрьму. Бежал в Финляндию, позднее перебрался в Петербург.

Первая книга очерков и статей "Говор зорь" (1909) была достаточно хорошо принята. Блок писал, что в книге "есть не одни чернила, но и кровь".

Идеи, намеченные в первой книге П. Карпова, получили дальнейшее развитие в романе "Пламень" (СПб, 1913), конфискованном и сожженном цензурой. Собственно, трудно его назвать романом в полном смысле слова. Блок достаточно точно охарактеризовал содержание и сюжет произведения П. Карпова: "страсть, насилия, убийства казни, все виды мучительств душевных и телесных - это "фон" повести; на таком фоне борются два начала: начало тьмы, сам дьявол, помещик, "камергер-деторастлитель" Гедеонов... и начало света, хлыст Крутогоров". Причем "светлое" в Крутогорове выражено не столько в какой-то положительной программе, сколько в лютой злобе ко всему миру. Так Пимен Карпов "отстранял" и мистифицировал реальные страдания и муки деревенской России.

Народная Россия всегда была дорога и свята для поэта.

Пребывание на родине, знакомство с реальной жизнью родной деревни получило известное выражение и в поэзии П. Карпова (сборники стихотворений "Звезды", М., 1922; "Русский ковчег", М., 1922).

В дальнейшем П. Карпов пережил творческий кризис. Процесс перестройки, который требовал отказа от прежней идеологической основы и связанной с нею системы образности, у него затянулся. Лишь в тридцатые годы писатель возвратился в литературу книгами-воспоминаниями "Верхом на солнце" (М., 1933) и "Из глубины" (М., 1956).

И все же творчество П.И. Карпова, несмотря на всю категоричность авторской самокритики, заслуживает серьезного изучения. Даже в своих заблуждениях он отражал не только свои индивидуальные взгляды и настроения. Именно потому Л.Н. Толстой и говорил о том, что надо "непременно" прочитать "Говор зорь" Пимена Карпова, а Блок сказал, что "...из "Пламени" нам придется, рады мы или не рады, запомнить кое-что о России".

С 1995 г. в Хомутовском районе ежегодно проводятся Карповские чтения.

Владислав Львович МАРКОВ (1832 - после 1905)

Популярный при жизни писатель В.Л. Марков, более сорока лет печатавший в российских журналах свои произведения, которые можно сравнить с произведениями Вальтера Скотта или Лажечникова, не заслужил ни одной рецензии - ни положительной, ни критической. А им написано шесть повестей, пять романов, много рассказов. В течение десятилетий пользовались популярностью его произведения, особенно исторические... В конце 40-х гг. Владислав Марков успешно окончил Курскую гимназию, в 1854 г. - университет и по примеру отца поступил на военную службу. К 70-м гг. вышел в отставку в чине штабс-капитана. Вернулся в родные места, где вскоре включился в общественную жизнь уезда. Был мировым судьей в Щиграх, потом - уездным гласным земского собрания. В середине 80-х гг. переехал на жительство в Харьковскую губ. В мартовском номере "Отечественных записок" за 1862 г. появилась первая повесть Маркова "Лето в деревне", благожелательно встреченная читателями. В ней автор правдиво рассказывает о деревенской жизни, о думах и надеждах крестьян накануне отмены крепостного права. В 1864 и 1866 гг. выходят еще две его повести: "Просветитель" и "Кто любит?" Во всех трех повестях описывается своеобразная красота курской природы, правдиво показаны нравы и деревенские обычаи. Но как только затрагивается социальная тема, сразу проступает проблема межсословных отношений, и реализм подменяется тенденциозностью. Красной нитью прослеживается в творчестве Маркова мысль: дворянству должна принадлежать руководящая роль в жизни страны.

Наиболее полный расцвет литературного творчества Маркова настает после его отставки. Он пишет основные свои произведения, к которым относится его дилогия, состоящая из исторических романов - "Курские порубежники" и "Лихолетье. (Смутное время)". Кстати, после журнальной публикации в "Русском вестнике" "Курские порубежники" трижды выходили отдельными изданиями. Действие романа начинается с 1603 г., в последний период царствования Бориса Годунова, когда в результате неурожаев начался голод, усилились бедствия, участились грабежи и убийства. На юге России, в Курске, а также порубежном с Польшей городе организуются в окрестных лесах шайки бунтарей. В романе детально описываются Курск, его кремль-крепость и слободы. В 80-х гг. в журнале "Наблюдатель" была напечатана повесть Маркова "Однодворцы", а следом появился роман "Знакомые люди". В конце 80-х гг. "Русский вестник" опубликовал его "Рассказы из деревенского быта". Не увядает литературное творчество Владислава Львовича и в 90-х гг. В журнале "Русское обозрение" в 1895 г. был напечатан роман Маркова "Мечты и жизнь", который через два года издали отдельной книгой. В 1897 г. "Русский вестник" опубликовал его "Деревенские рассказы". В 1903 г. отдельной книгой выходит в свет его новое произведение "Всякая птица свои песни поет". В том же году в "Русском вестнике" напечатан его исторический роман "Рассвет. Предки в трудное время", время действия которого - последняя четверть XVII в., период короткого царствования Федора Алексеевича, действий царевны Софьи и молодого Петра. К оценке творчества В.Л. Маркова вполне подходят слова В.Г. Белинского: "Всякий успех всегда необходимо основывается на заслуге и достоинстве. Человек, умственные труды которого читаются целым обществом, целым народом, есть явление важное, вполне достойное изучения".

М. Шехирев

Евгений Львович Марков(1835-1903)

Брат В.Л. Маркова. Родился и прожил почти всю жизнь в родовом имении Александровка (с. Крутое Щигровского у. Курской губ.). Образование получил в Курской гимназии, затем в Харьковском университете, который он окончил в 1857 со степенью кандидата естественных наук; слушал лекции в ряде университетов Германии.

Вернувшись в Россию, преподавал в Тульской гимназии. Затем служил в учёном комитете Министерства народного просвещения, возглавлял гимназию в Симферополе, руководил народными училищами Крыма. Подлечив там туберкулёз, вернулся в Щигры, где занимался сельским хозяйством и земской деятельностью (председатель земской управы уезда).

С 1887 г. жил в Воронеже. Служил управляющим губернского отделения Дворянского земельного банка и председателем Крестьянского банка. Был почётным членом Воронежского губернского статистического комитета, с 1890 - председателем Воронежской губернской учёной архивной комиссии.

Автор многих публицистических статей и беллетристических произведений. Публиковался в "Отечественных записках", "Русском вестнике", "Голосе" и других ведущих органах российской периодики пореформенной поры. Продолжил литературную традицию путевых очерков просвещённого путешественника. Его книги: "Очерки Кавказа", "Берег моря", "Очерки Крыма", "Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов", "Путешествие по Святой Земле" и особенно воронежский цикл экскурсионных заметок ("Поездка в Дивногорье", "Червлёный Яр", "Хазарские городища", "Древний город Костенек", "Белогорские пещеры", "Поездка к камню Буилу" и др.) - содержат, помимо колоритных картин природы, описания историко-археологических памятников, многие из которых с тех пор оказались повреждены или вовсе утрачены. В трудах Воронежской губернской учёной архивной комиссии Е.Л Марков опубликовал, в частности, свои воспоминания о кладоискателях Щигровского уезда, об археологических находках на Ратском ("Святом") городище.

На автобиографическом материале впечатлений курского детства и юности построены его романы "Барчуки. Картины прошлого", "Чернозёмные поля", "Сомнения в школьной практике" и др. Художественное осмысление пугачёвского восстания дано им в историческом романе "Разбойница Орлиха" (1895). В отличие от своего брата, В.Л. Маркова, Е.Л. Марков резко критикует дворян, злоупотреблявших своим положением. Дворяне, полагает он, призваны помогать крестьянам, руководить ими, а те должны старательно работать на своих участках и на барских полях. Деревенскую нищету и обездоленность Марков склонен объяснять главным образом мужицкой нерадивостью. Причину пугачёвщины усматривает в злоупотреблениях властей и в произволе со стороны помещиков, забывших о своих обязанностях.

В 1903 Е.Л. Марков на собственные средства построил школу в с. Мелехино. Будучи членом попечительского совета Курской учительской семинарии, оказывал материальную помощь в обеспечении учебного процесса.

Погребён в родовом имении Патепник Щигровского уезда.

Его именем называлась до революции Щигровская земская библиотека, в здании которой в настоящее время расположен краеведческий музей с установленной на нем мемориальной доской.

Иван Иванович Голиков(1735 - 1801).

Одним из первых произведений в русской историографии, высоко оценившим экономическую политику Петра I, его усилия по развитию торговли и промышленности России, было многотомное сочинение самозабвенного собирателя документов петровской эпохи, русского историка И.И. Голикова "Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России".

Иван Иванович Голиков родился в 1735 году в Курске в семье купца, вскоре разорившегося. Будущий историк учился грамоте у приходского дьячка, служил "мальчиком" и приказчиком, затем стал вести дело сам. Еще в юности на него произвело огромное впечатление описание Полтавской битвы. Позднее, уже в Москве, он купил рукописную летопись о жизни Петра I и "Рассуждение" о Северной войне П. Шафирова. "С какою жадностью читал я сии книги, и каким оне мне казались тогда сокровищем, я изобразить не могу", - вспоминал Голиков.

Переезд И.И. Голикова в Петербург еще более укрепил его интерес к петровской эпохе, где он "жадничал все схватить, все узнать". Он развил бурную деятельность по собиранию всего, что написано о деятельности Петра, сумел найти редчайшие документы по разным архивам страны, собрал до 1500 печатных и рукописных книг.

По случаю открытия памятника Петру I в Петербурге в 1782 году И.И. Голиков дал клятву написать историю Петра I.

В 1788-1789 годах при поддержке Демидова вышли в свет его "Деяния Петра Великого" в 12 томах, а в 1790-1797 годах появились еще 18 томов "Дополнений" к ним. Вместе с "Дополнениями" "Деяния" составили 30 томов. В предисловии к сочинению И.И. Голиков говорит о себе, что он "совсем не историк..., но только собиратель воедино дел Петровых". Чувство беспредельного благоговения к Петру лишило И.И. Голикова возможности критически разобраться в источниках. Автор видел в Петре идеального монарха, прославлял его экономическую политику в России. По словам автора "Деяний" Петр "обращался с купцами, яко отец с детьми". Превознося реформы Петра, отвечающие интересам русского купечества, И.И. Голиков отмечает: "Мы видели его отеческие попечения о приведении торговли российской и торгующих в лучшее состояние". Эта оценка Петра с точки зрения класса торговцев, стремившихся к союзу с самодержавием, с "просвещенным монархом".

В "Деяниях" И.И. Голиков дает такую характеристику Петра: "Он не терпел праздности как в себе, так и в других". Далее автор отмечает "экономию" и бережливость Петра, который "жил более, как домостроительный дворянин, а не как государь". Образ Петра, несомненно, идеализирован в сочинении Голикова. В этой идеализации отразилась со всей полнотой точка зрения купечества XVIII века.

Для своего времени, однако, "Деяния Петра Великого" имели громадное значение, как первый свод исторических фактов и попытка систематизации их. На этом сочинении воспиталось не одно поколение русских людей, и тот ореол необычайного, которым была окружена деятельность Петра, был создан в значительной степени работой И.И. Голикова. Труды его до середины XIX века являлись основным источником изучения России конца XVII - начала XVIII веков и многогранной деятельности Петра I.

А.С. Пушкин в 1834 году приступает к работе над историей петровского времени. Он собирает материалы для задуманного большого труда. Поэт законспектировал "Деяния" Голикова, с краткими примечаниями и комментариями.

Великий критик В.Г. Белинский внимательно прочитал "Деяния" и в 1841 году написал две статьи о сочинении нашего земляка, о котором сказал: "Прекрасное, отрадное явление в русской жизни этот Голиков!".

Выдающийся советский писатель А.Н. Толстой, работая над романом "Петр I", пользовался "Деяниями" И.И. Голикова.

Труды Ивана Ивановича Голикова особенно ценны тем, что он, издав собранные материалы, увековечил их существование, так как личные архивы многих сподвижников Петра утеряны или погибли.

Карион Истомин(1650(?)-1717)

Карион Истомин родился в Курске. Историки предположительно называют годом его рождения 1650. Образование получил у С. Медведева в Спасской школе. К. Истомин, как и С. Медведев, был талантливым учеником С. Полоцкого.

К. Истомин знал политику и риторику, владел латинским и греческим языками. Исследователи отмечают, что свое поэтическое творчество он начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя "пречестну деву и добросиянну", поэт говорит о роли мудрости в управлении государством (имя Софья в переводе с греческого означает "мудрость").

К. Истомин был сторонником просвещения и образования. Так, он обратился к царевне Софье со стихами, в которых просил ее основать в Москве учебное заведение для преподавания различных наук. Он использовал поэзию и для педагогических целей. Им были составлены "Малый букварь" (1694 г.) и "Большой букварь" (1696 г.). Ко всем буквам написаны небольшие дидактические стихотворения, к каждой статье сделаны гравюры (это первый иллюстрированный букварь). Букварь К. Истомина был первым аналогом современной азбуки. Важно и то, что поэт строит обучение не только по церковным книгам, но и по "гражданским обычаям".

Творчество К. Истомина отличалось разнообразием жанров: акафисты, богословские трактаты, наставления. Создал он и стихотворную энциклопедию "Полис", в которой дал характеристики различных наук, стран света. Большинство же произведений К. Истомина еще не напечатано.

К. Истомин создавал акростихи. Их особенность состоит в том, что из начальных букв строк складываются целые слова или фразы.

Необходимо отметить, что С. Медведев и К. Истомин подготовили почву для дальнейшего развития литературной деятельности в крае.

Ипполит Федорович Богданович(1743 - 1803)

В самом конце 90-х годов восемнадцатого века Курск стал пристанищем признанных и достаточно известных писателей.

В 1798 году здесь поселился Ипполит Федорович Богданович (1743-1803), прославленный автор поэмы "Душенька". Видный журналист (он редактировал в свое время журналы "Невинное развлечение", "Собрание новостей", газету "Санкт-Петербургские ведомости"), член Российской академии, он был не чужд осторожной оппозиционности по отношению к тогдашнему правительству (примыкал к группе Николая Панина, стремившегося к конституционной монархии) и вольнодумных настроений (переводил Руссо, Вольтера, Гельвеция).

Поэма "Душенька" (1783) знаменовала отход И.Ф. Богдановича от классицизма, вхождение в "сферу романтического искусства". Используя античную легенду об Амуре и Психее, поэт внес в нее национальное содержание, придав своей героине (Душеньке) черты характера русской барышни, изобразив подробности, связанные с русским бытом. Как заметил академик Д.Д. Благой, "действительно легкий разговорный слог и столь же непринужденно звучащий, изящный, подчас поистине "артистический" стих "Душеньки" были замечательными достижениями нашей литературы. В этом отношении учениками Богдановича стали не только Карамзин, но и Батюшков ... и даже Баратынский. Некоторые же куски поэмы, написанные четырехстопным ямбом, непосредственно приближают нас к ямбам пушкинского Онегина".

Выйдя в отставку при Павле I, Ипполит Федорович вынужден был расстаться со столицей, отойти от активной литературной деятельности. В Курске он жил скромно, на небольшую пенсию.

Тем не менее, И.Ф. Богданович сразу оказался центром притяжения для всех, кто интересовался литературой и искусством. Автор "Душеньки" был внимателен к людям, отзывчив, охотно ссужал любителей книгами из своей библиотеки.

Между прочим, он взял на себя руководство образованием молодого Щепкина, тогда еще крепостного графа Волькенштейна. "Это произошло случайно: однажды в воскресенье Богданович приехал к графу Волькенштейну; вошедши в залу, он увидел меня с книгой в руках и тотчас обратился ко мне с вопросом: "Ты, душенька, любишь читать?" - вспоминал М.С. Щепкин. С тех пор до самой смерти своей И.Ф. Богданович снабжал Михаила Семеновича книгами и при случае беседовал об их содержании.

Когда на престол вступил Александр I, И.Ф. Богданович стал думать о возобновлении деятельности в Академии, собирался переиздать свои сочинения. Новому царю он послал оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича...", написанную в Курске 15 сентября 1801 года.

Император, нуждавшийся в поддержке общественного мнения, милостиво принял оду, автору ее был пожалован перстень. И.Ф. Богданович собирался возвратиться в Петербург. Но болезнь и последовавшая за нею смерть помешали исполнить это намерение.

В Курске на могиле И.Ф. Богдановича был установлен памятник

Николай Алексеевич Полевой(1796-1846)

Николай Алексеевич Полевой, поразивший современников разносторонностью своего дарования (романист и драматург, переводчик Шекспира, журналист и критик, историк и публицист, казалось, не существовало области литературы, к которой он не был бы причастен), родился в Иркутске, в семье потомственного курского купца. В 1811 году Полевые возвратились в Курск, где, собственно, и сформировался будущий писатель. О том, как в темной купеческой среде приобщался он к литературе, складывались легенды.

"Ему было около 20 лет от роду, когда решил он учиться и образовываться, - писал В.Г. Белинский. - Отец его, человек старого времени, неблагосклонно смотрел на его любовь к книгам, и Полевой занимался ими тайком. Кончив свои дела по торговле, ночью, вместо того, чтобы спать, принимался за учение. Не всегда он мог доставать для этого огарок свечи, потому что отец его запретил ему сидеть по ночам. Не было свечи - он пользовался лунным светом... В таких страшных, разрушительных для здоровья трудах провел он три года. В это время написал он статью о проезде императора Александра через Курск и послал ее в "Московские ведомости". Статья обратила на себя внимание курского губернатора, который захотел познакомиться с молодым автором. Это живо затронуло самолюбие старика-отца, и он позволил своему сыну заниматься".

Доля истины, которая есть в этом рассказе, скрывается за преувеличениями. В семье Полевых к книге всегда относились с уважением. "...Отец постоянно читал все выходившие в ту пору русские газеты и журналы и с увлечением предавался спорам на политические и религиозно-философские темы..." И учился латинскому и французскому языкам будущий критик не у "пьяного дьячка", а у известного книголюба, владельца замечательной библиотеки - А.П. Баушева. Любознательность молодого человека и его страсть к литературе получили поддержку и пищу для своего развития еще в Курске. Н. Полевой "скоро сблизился с князем Мещерским и почти каждый день бывал у него... Князь любил литературу и мог сообщить много нового. Он передавал ему взгляд французской теории искусства..."

Ко времени переезда в Москву (1820 г.) Н.А. Полевой во многом уже был подготовлен к тому, чтобы стать профессиональным литератором: критиком, писателем, переводчиком, издателем.

В 1825 г. Полевой стал издавать первый в России журнал "Московский телеграф", закрытый правительством в 1834 г., увидевшем в нем крамольное издание.

Конечно, большая часть того, что написано Полевым, ныне имеет чисто историческое значение. Но для своего времени его деятельность и как критика, и как писателя была важной и значащей.

Целиком в духе нового тогда художественного направления развивалось творчество Н.А. Полевого. Его произведения, в которых романтически противопоставлялись мечта и действительность, стремления личности и законы общества, в свое время высоко ценились читателями. Молодой Белинский не без восторженности замечал, "что повести и романы Полевого "Симеон Кирдяпа", "Живописец", "Блаженство безумия", "Эмма", "Дурочки", "Аббадона" и пр. - чистейшие стихи без всякой примеси прозы, хоть писаны и прозою".

"Полевой показал первый, что "... литература - не игра в фанты, не детская забава, что искание истины есть ее главный предмет и что истина - не такая безделица, которою можно было бы пожертвовать условным приличиям и приязненным отношениям", - говорил В.Г. Белинский.

В "Рассказах русского солдата", во многом основанных на курском материале, молодой купец, от имени которого ведется повествование, любовно представляет город. "Если вы будете в Курске,- говорит он, - советую вам подойти на берег Тускари к бывшему Троицкому монастырю и полюбоваться оттуда видом на Стрелецкую слободу, окрестности ее и скат под гору к Тускари. Не менее хорош вид и на Ямскую слободу, которая раздвинулась на луговой стороне реки..."

Не случайно В.Г. Белинский говорил, что в "Рассказах русского солдата" ощущается народный дух, есть все то, "что называется народностью, из чего так хлопочут наши авторы, что им менее всего удается и что всего легче для истинного таланта".

Сильвестр Медведев(1641-1691)

В XVII веке широко было известно имя Сильвестра Медведева (в миру Симеона Агафониковича Медведева). Он родился в 1641 году в Курске в семье подьячего. За острый ум, образованность был вызван на работу в Москву в Приказ тайных дел. Как лучшему работнику, Медведеву предложили учиться в Латинской школе. Наставником его был известный просветитель Симеон Полоцкий. Именно под его влиянием Медведев принял монашеский постриг. Это позволило избрать в жизни иной путь, чем подьячество, уготовленное ему по рождению. По свидетельству С.Н. Брайловского, изучавшего биографию С. Медведева, Симеон приехал "в Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, от Курска в 27 верстах". Историки утверждают, что Сильвестр Медведев, перебравшись на Курскую землю, занял здесь одно из первых мест как человек образованный и просвещенный.

В 1676 году монах покинул тихую обитель, перебравшись в Москву, где вскоре стал "справщиком и книгохранителем" Печатного двора.

После смерти своего учителя С. Полоцкого (1680) С. Медведев продолжает дело просвещения. В 1682 г. он основал в Москве школу при Заиконоспасском монастыре и составил проект ее преобразования в академию.

С. Медведев занял место "первого придворного стихотворца". Выступая в защиту просветительских идей, он горячо спорил с раскольниками, старообрядцами и догматами православия.

Отношение к С. Медведеву было различным на протяжении долгих лет. Одни называли его карьеристом, другие считали мягким, откровенным человеком, горячим сторонником просвещения, "глубоко образованным и широко начитанным".

Роковым стало для Медведева обвинение в заговоре против Петра I. Как участник этого заговора, Сильвестр Медведев был казнен в 1691 году.

Заслуги С. Медведева в истории литературы велики. Его считают "отцом славяно-русской библиографии". Известно сочинение "Оглавления книг и кто их сложил", которое стало началом библиографической работы в стране.

С. Медведев вслед за своим учителем С. Полоцким подготовил традицию хвалебной оды. Медведев задолго до Ломоносова создавал в своих одах образ идеального монарха.

Литературные музеи Курской области.

В нашем крае память о писателях и поэтах запечатлена разными способами это и памятники и памятные мемориальные доски а так же музеи - о них мы расскажем подробнее.

Музей А.П. Гайдара

Не зарастает тропа и в другой музей Льгова - дом, где 22 января 1904 года родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков). Музей этот был открыт в марте 1973 года стараниями льговского краеведа и подвижника С.В. Лагутича, который стал первым его директором. Кстати, Семену Викторовичу принадлежит заслуга создания и Льговского краеведческого музея с интереснейшими экспозициями, фондами, серьезной изыскательской и просветительской работой. Сейчас под эгидой музея, который называется литературно-историческим, находятся на положении филиалов и асеевский, и гайдаровский музеи.

Показательно, что последний формировался при активнейшем участии детей - тогдашних кружковцев районного Дома пионеров, которым в ту пору руководил С. В. Лагутич. Очень большую помощь в формировании фондов музея и создании экспозиции оказал Курский областной краеведческий музей и, в частности, заведующая его литературным отделом Е. Д. Спасская, профильные учреждения из Орла, Арзамаса, Канева.

Украшением экспозиции стали подлинные меховая куртка и унты Гайдара, а также письменный стол, привезенный из Москвы Э. А. Морозовой, директором областной детской библиотеки. Здесь можно увидеть трубку писателя, подаренную его сыном Тимуром (он несколько раз бывал во Льгове, а впервые приезжал сюда со своим сыном Егором - тогда подростком).

В комнатах музея воссоздана атмосфера семьи Голиковых: старинная мебель, предметы быта, письменные принадлежности.

В музее проводятся экскурсии, беседы, читаются лекции по гайдаровской тематике. Ежегодно музей посещает около 10 тысяч человек.

Музей учрежден 18 марта 1973 г.

Музей Н.Н. Асеева

Расположен музей в доме, где родился и жил до 16 лет Николай Асеев. Мемориальная доска из белого мрамора свидетельствует: "В этом доме родился и жил с 1889 года по 1905 год поэт, лауреат Государственной премии СССР Асеев Николай Николаевич".

Создан по инициативе увлеченного краеведа Сергея Афанасьевича Хухрина, ставшего директором музея, при непосредственном участии которого была оформлена экспозиция, собраны из разных городов музейные экспонаты.

Открыт для посетителей 15 октября 1988 г. как филиал областного краеведческого музея. В фондах более 7 тысяч предметов.

В экспозиции раскрыта жизнь и творческая деятельность известного русского советского поэта Николая Николаевича Асеева (1889-1963), дружба с В.В. Маяковским, которому он посвятил поэму "Маяковский начинается", за что в 1941 г. был удостоен Государственной премии СССР.

В залах находятся предметы домашнего обихода, бытовавшие в конце XIX-начале XX веков. Сохранилось много личных вещей поэта, подлинных документов. Представлена его прекрасная библиотека, в которой множество подаренных ему известными писателями, выдающимися деятелями книг с их автографами.

Музей учрежден 27 июля 1988 г.

Музей писателя К.Д. Воробьева.

Работа по созданию музея началась в 1989 г. Возглавили ее заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Гавриловна Григоржевич и учитель русского языка и литературы Марина Анатольевна Каргалова.

Музей был открыт 25 сентября 1991 г. Это по существу единственный в области музей, посвященный жизни и творчеству замечательного писателя - нашего земляка Константина Дмитриевича Воробьева.

Небольшая экспозиция существует еще на его малой родине - в с. Нижний Реутец Медвенского района, в доме, где писатель родился и рос.

В школьном музее площадью 68 кв. м. представлены письма, фотографии, книги писателя, воспоминания его друзей и жены Веры Викторовны Воробьевой. Жила она в Москве, но неоднократно приезжала в Курск и в Медвенский район. Вера Викторовна стала близким другом школы N 35. Бывают здесь курские писатели и многочисленные почитатели творчества К. Д. Воробьева.

Дирекция школы ввела в обязательную учебную программу повести и рассказы, написанные Константином Воробьевым о войне, и его произведения гражданского звучания. Ежегодно учащиеся совершают экскурсии на поле Куликово, заслужили памятную медаль в честь Сергия Радонежского.

Вторая жизнь писателя

Она началась на его родной земле в школе №35 г. Курска 20 лет назад. Здесь вырос литературный музей, в котором сейчас насчитывается 1700 экспонатов, есть большая видео- и фонотека о жизни и творчестве нашего земляка. С 1995 года школа носит имя К.Д. Воробьева, а в 2003 году музею было присвоено звание народного.

В августе 1988 года, просматривая старые журналы, я случайно наткнулась на слова литературного критика Игоря Золотусского, поразившие меня своей емкостью: "Проза К. Воробьева обнажена, как открытая рана. Она похожа на оголенный электрический провод и небезопасна на ощупь. Удары тока передаются от ее строк к читателю и вызывают в ответ сердечную дрожь..." В сентябре того же года в макулатуре, собранной учащимися, обнаружила книгу К.Д. Воробьева "Повести и рассказы", Москва, 1987 г. Обратила внимание на необычное название одной из повестей: "Это мы, Господи!"

Читать ее было непросто: требовалось останавливаться, чтобы еще раз осмыслить глубину текста. После прочтения книги в душе осталась боль за страдания и мучения военнопленных в фашистских концлагерях и гордость за умение русских людей, находившихся в экстремальной ситуации, сохранять чувство собственного достоинства, не терять самообладания и даже чувства юмора. Конечно, тут же возникло желание познакомиться с судьбой необыкновенного писателя из небольшого курского села Нижний Реутец Медвенского района. Так началось мое открытие писателя.

Свой интерес к его книгам я постаралась передать детям. Вскоре по решению педагогического совета в школьную программу с 3 по 11 класс было включено изучение произведений Константина Дмитриевича.

Частые гости в музее - поэты, писатели, художники. Встречи с ними формируют у ребят способность мыслить, рассуждать, интересоваться прошлым родного края, его замечательными людьми. Около 800 человек посещают наш музей ежегодно.

Школьников глубоко волнует личность писателя, его жизненный путь. Ученица 9 класса Ксения Карагодина пишет: "...через всю жизнь наш земляк пронес любовь к своему Нижнему Реутцу Медвенского района. Тоска по лугам, избам, стадам коров не покидала его никогда. Наверное, воспоминания о них и были для него связующим звеном с его Родиной".

Сам писатель оставил о родном Нижнем Реутце такие строки: "Две сотни белых хат двумя посадами рассыпались над речкой... Хаты тонут в садах, а вокруг - безбрежный океан хлеба..."

С большим удовольствием школьники принимают участие в литературно-музыкальных композициях: "Воробьев глазами детей", "Он пишет, страдая за людей", "Всюду крик, и голос срывается", а также в театрализованных представлениях, которые проходят в школе. Интересными, волнующими, трогательными становится встречи с дочерью писателя Натальей Константиновной Воробьевой, которая ежегодно приезжает в Курск. "Бывая в Курске, в музее отца, в его родном доме в Нижнем Реутце, я как бы заново постигаю смысл жизни, обыденной человеческой жизни, которая нас и бьет, и пестует, и испытывает на прочность", - написала однажды Наталья Воробьева.

А вот как оценивают роль музея сами ребята: "...Пусть наш музей будет достойным подарком Константину Дмитриевичу. Пусть, глядя с небес, он видит, что жизнь его прожита не зря, что его помнят и чтят, а его произведения стали высоконравственным завещанием грядущим поколениям", - пишет восьмиклассник Максим Руденко.

Выпускница 2007 года Оля Шумихина написала: "Наверное, в судьбе каждого человека есть события, изменившие его жизнь. В моей жизни таким событием стало начало занятий в народном литературном музее К.Д. Воробьева. Вспоминаю, как я впервые с трепетом переступила порог этого священного кабинета, где не только учат красоте русской речи, но и бережно хранят память о нашем замечательном земляке - писателе Константине Воробьеве, как поразили меня подробности его нелегкой жизни и трудной творческой судьбы, поведанные человеком, создавшим этот музей и вселившим в него тепло".

Очень проникновенно сказал еще один школьник: "Благодаря Константину Воробьеву мы поумнели на целую правду и научились вместе с ним любить, терпеть, прощать и верить".

Приближается 90-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Воробьева. Работа по увековечиванию его памяти уже ведется. В Курске будет открыт памятник Константину Воробьеву, выйдет в свет пятитомное издание, в которое будут включены все произведения К.Д. Воробьева: повести, рассказы, неопубликованные ранее очерки, стихи и рецензии, переписка с друзьями, литературными критиками, письма читателей, воспоминания односельчан, детей писателя. Мы планируем выстроить повести и рассказы по временам: сначала мальчишка, потом юноша, затем человек мужающий, совсем взрослый и, наконец, тот, чьи годы перешагнули через 50-летний рубеж.

Музей был открыт 25 сентября 1991 г.

Усадьба А.А. Фета

В д. Воробьевка Золотухинского района в XIX в. располагалась усадьба замечательного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина) (1820-1892). Здесь он прожил последние 13 лет жизни, здесь им был написан прекрасный лирический сборник "Вечерние огни".

К счастью, от усадьбы многое сохранилось: двухэтажный особняк, бывшая конюшня (Афанасий Афанасьевич обожал лошадей и имел свой конезавод) и другие строения, где жили дворовые люди. А кроме того, почти в девственной красоте осталась окружавшая Фета природа - старинный парк, пруд, правда, уже запущенные.

На фасаде здания две мемориальные доски. На них надписи: "В этом доме с 1879 по 1892 годы жил русский поэт, певец родной природы Афанасий Афанасьевич Фет".

12 июля 1879 года здесь гостил Лев Николаевич Толстой. В 1892 году здесь побывал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Теперь в этом доме располагается Воробьевская школа, где на втором этаже с любовью создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта.

Каждое лето в д. Воробьевке, непосредственно в старинной усадьбе, на природе устраиваются фетовские чтения. Сюда приезжают сотни любителей поэзии, искусствоведы, писатели и поэты. Бывали здесь и потомки Л. А. Фета, ныне живущие за границей.

В числе самодеятельных фольклорных коллективов непременно выступает ансамбль "Афанасий" Курского городского Дворца пионеров и школьников, названный в честь великого мастера русской поэзии.

За домом (в нём располагается школа-девятилетка) вертикально стоящая гранитная плита сообщает: "Здесь в усадьбе Воробьёвке с 1877 по 1892 гг. жил А.А. Фет", а у входа беломраморная мемориальная доска напоминает, что у поэта в разные годы гостили Лев Николаевич Толстой и Пётр Ильич Чайковский. Композитор заезжал в Воробьёвку по пути в соседнее село Уколово, где жил его родной брат Николай Ильич. Очарованный природной и рукотворной красотой имения, Чайковский сочинил лёгкий, как "пух Эола", "Вальс цветов", а позднее - проникновенные романсы на стихи Фета.

Музей Е.И. Носова в шк. № 27 г. Курска.

15 января 2003 г., в день рождения писателя Евгения Носова, в курской школе № 27 открылся музей. Его экспозиция посвящена жизни и творчеству нашего знаменитого земляка.

То, что музей находится именно в этой школе, неслучайно. здесь большое внимание уделяют художественно-эстетическому направлению в воспитании подрастающего поколения. "К большому нашему сожалению, Евгения Ивановича знают только как писателя, - пояснил завуч по художественно-эстетическому циклу школы №27 В. Раздобарин. - Но мало кому известно, что Носов был еще и талантливым живописцем, замечательным фотографом".

В музее представлены личные вещи Евгения Ивановича: ручка, которой он писал, оригиналы рукописей, деревянные поделки (Носов увлекался резьбой), гармошка, произведения Мастера и книги из его личной библиотеки. Помимо этого, на стендах выставлены уникальные фотоработы Евгения Носова. Но самыми главным и интересными экспонатами организаторы музея считают большие репродукции живописных полотен писателя. Также здесь можно увидеть экспозицию работ учащихся художественных классов школы № 27, иллюстрации к произведениям Носова, выполненные как профессиональными художниками, так и самими учениками.

Кроме «именных» музеев в Курске работает Литературный музей.

Литературный музей открыт на основании Постановления губернатора Курской области А.Н. Михайлова как филиал Курского областного краеведческого музея. Музей располагается в старинном здании, с конца ХIX в. по 1914 г. владельцем которого был крестьянин Ф.С. Трофимов.

В экспозиции музея, размещенной в восьми залах общей площадью 228 кв. м., отражена литературная жизнь Курского края, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Сотрудниками музея собран материал о 136 курских поэтах и писателях.

В экспозиции представлены материалы о первом русском святом-курянине Преподобном Феодосии Печерском; именно с ним связано первое упоминание о Курске в «Житии Феодосия Печерского», написанном летописцем Нестором.

С Курским краем тесно связано гениальное художественно-публицистическое произведение «Слово о полку Игореве», которое повествует о героических и вместе с тем трагических событиях периода раздробленности Руси и княжеских междоусобиц. Неизвестный автор славит опытных и отважных курских воинов, «с конца копья вскормленных».

Тесными узами с Курским краем был связан поэт, декабрист В.Ф. Раевский.

Особое место в экспозиции музея отведено писателям Константину Воробьёву и Евгению Носову. В 2001 г. им была присуждена литературная премия им. А.И. Солженицына.

Много внимания в экспозиции уделено современной литературной жизни Курского края, организации и деятельности Курского отделения Союза писателей России.

Ежегодно Литературный музей посещает более 10 000 человек.

Заключение.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Конечно из-за ограниченности во времени мы не смогли подробно поговорить о вкладе названных писателей в российскую литературу, да и далеко не всех писателей назвали поименно , но мы надеемся что после того что вы услышали о наших земляках и их заслугах Вам обязательно захочется прочитать произведения таких замечательных авторов.



© 2010-2022