Применение мультимедийных педагогических комплексов в процессе обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение мультимедийного методического комплекса в процессе обучения

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий. Это затрагивает практически все процессы человеческой деятельности: проектирование, производство, управление и т. д. Все это приводит к значительному повышению требований к обучению детей.

Все это приводит к пониманию того, что обучение ХХI века должна осуществляться на качественно новой основе, адекватной научно-технической революции современного периода. В ее основе должно лежать использование современных образовательных технологий, направленных на фундаментализацию, информатизацию и индивидуализацию учебного процесса.

Замечено, что примерно один раз в полтора - два года удваиваются технические параметры аппаратных средств, один раз в два - три года меняются поколения программного обеспечения, а база стандартов, интерфейсов и протоколов изменяется приблизительно раз в пять - семь лет. Вследствие чего, современное общество и образование не успевают полностью адаптироваться к таким чрезвычайно динамично развивающимся условиям информационной среды. Поэтому современные учителя должны уметь пользоваться различными источниками информации, быть способными к быстрому обучению для эффективного решения задач из смежных областей, уметь ориентироваться в новинках программного обеспечения, быть открытыми к инновациям, уметь мыслить нестандартно, творчески подходить к работе и т.д.

В настоящее время существуют следующие основные способы трансляции знаний: лекция - когда один говорит, а остальные слушают, семинар - когда все говорят, а один слушает и, в случае необходимости, корректирует выступающих, и самостоятельная работа. Объем информации, которую требуется передать ученикам, весьма велик. При этом совокупное время уроков достаточно ограничено. Возрастание объема необходимой информации влечет за собой увеличение скорости ее передачи, но это ограничивается физическими возможностями человека. Поэтому потребность в новом способе трансляции знаний становится очевидной.

Одним из наиболее эффективных способов решения обозначенной проблемы является использование информационных технологий, адекватных существующей образовательной парадигме. Однако, ошибочно думать, что это просто развитие обыкновенной школьной доски, это нечто принципиально новое, позволяющее «уплотнить» информацию до максимума. Доска, мел, плакат, карта, схема, диапроектор, проигрыватель - все это по-отдельности уже применялось в учебном процессе, но качественных сдвигов в образовании не произошло. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе - это нечто новое, позволяющее объединить ранее использовавшееся.

Давно была обнаружена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около четверти его, если информация была представлена визуально - около трети, при комбинированном воздействии (зрительном и звуковом) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Не случайно в современном мире, когда требуется быстро и эффективно обучить людей используют не книги, фильмы и семинары, а тренинги.

Исследование данного вопроса показало, что для улучшения качества подготовки детей целесообразно использовать интерактивность, а также интеактивные обучающие средства.

Интерактивность (от лат. inter - «между, внутри» и activus - «деятельный») - модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности - виртуальной реальности, компьютерной графики. В более широком, радикальном смысле - усиление роли зрителя и даже замена авторского видения зрительской активностью, творческим воображением дилетанта [2].

Интерактивность подразумевает активное взаимодействие с пользователем. Когда присутствует интерактивность про пользователя можно сказать что он участвует в процессе, а не является его наблюдателем, как зачастую происходит при пассивном восприятии информации во время слушания лекций, просмотра видеоматериалов, прослушивания аудио-лекций и чтении текста. Вовлеченение школьников в активное действие дает качественное улучшение эффективности образовательного процесса.

Применение интерактивных программных комплексов при обучении, приводит к тому, что достигается более наглядное и образное представление информации, происходит индивидуализация и дифференциация процесса обучение, за счет организации интерактивного диалога, обеспечивается высокая степень самостоятельной работы студентов, что является фактором значительной активизации процесса познания.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

  2. ru.wikipedia.org.

Сведения об авторе:

Нехожина Евгения Петровна, кандидат педагогических наук.

дом. адрес: 433502 Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Осипенко, дом 15, кв. 60. Домашний телефон: 8-84235-7-30-45. Сотовый: 89033207058.

E-mail: [email protected]

© 2010-2022