- Преподавателю
- Другое
- Публикация по проблемам образования. Условий качества образования. Мониторинг учебно-воспитательного процесса
Публикация по проблемам образования. Условий качества образования. Мониторинг учебно-воспитательного процесса
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурова С.Г. |
Дата | 03.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Условий качества образования.
Мониторинг учебно-воспитательного процесса.
Бурова Светлана Григорьевна.
Учитель начальных классов
Цели:
1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля;
2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний
обучающихся;
3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего
в планировании и разработке программ мониторинговых исследований
4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее
социальным запросам.
Задачи:
1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга ОУ;
2) проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
3) разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, анализа информации мониторинговых исследований;
5) создать информационный банк данных по теме « Мониторинг качества образования в ОУ»:
- состояние и результативность методической работы;
- состояние качества преподавания и организация процесса обучения;
- состояние работы с родителями;
- состояние воспитательной работы;
- посещаемость;
- уровень развития обучающихся и состояние успеваемости;
- качество знаний и умений;
- состояние работы службы сопровождения (логопед, психолог, социальный педагог);
- здоровье и физическое развитие учащихся; систематический сравнительный анализ учебных достижений.
Гипотеза
Успешное решение проблемы повышения качества обучения возможно, если
будут созданы следующие условия:
1) создан банк данных мониторинга психолого-педагогического обследования
учащихся;
2) включение учащихся в творческую активную деятельность через систему
коллективных творческих дел, вовлечение учащихся в спортивную деятельность,
то есть работа всех учащихся через различные виды деятельности;
3) все субъекты образовательного процесса будут обеспечены информационно-
аналитическим комплексом, содержащим своевременную и объективную
информацию о результатах проведённого мониторинга.
4) цели мониторинга внутришкольного контроля направлены на создание условий
для педагогического творчества, мотивационную и организационно
подкреплённую поддержку педагогов.
Ожидаемые результаты:
-
повышение качества образования в школе;
-
повышение профессиональной компетенции педагогических кадров;
-
создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательного процесса.
Этапы работы над методической темой
На первом этапе определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной Включает методы сбора и систематизации информации:
-
наблюдения,
-
анализ документов,
-
посещение уроков,
-
контрольные срезы,
-
анкетирования,
-
тестирование
-
самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор школы.
Третий этап - аналитическийИнформация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
- календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
- этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
ТЕСТ
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов в ходемониторинга профессиональной компетентности
1. За что вас ценят ваши друзья?
-
а) Преданный и верный друг;
-
б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
-
в) эрудированный, интересный собеседник.
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:
-
а) целеустремленный;
-
б) трудолюбивый;
-
в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
-
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
-
б) я пытался это делать, но нерегулярно;
-
в) положительно, так как я давно это делаю.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?
-
а) Нет достаточно времени;
-
б) нет подходящей литературы;
-
в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
-
а) Невнимательный;
-
б) переоцениваю свои способности;
-
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
-
а) настойчивый;
-
б) усидчивый,
-
в) доброжелательный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
-
а) решительный:
-
б) любознательный,
-
в) справедливый.
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
-
а) генератор идей;
-
б) критик;
-
в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
-
а) сила воли;
-
б) память;
-
в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
-
а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
-
б) читаю художественную литературу;
-
в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
-
а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?
-
а) Спортсменом;
-
б) ученым;
-
в) художником.
13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?
-
а) Трудолюбивым;
-
б) сообразительным;
-
в) дисциплинированным.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?
-
а) Живи и наслаждайся жизнью;
-
б) жить, чтобы больше знать и уметь;
-
в) жизнь прожить - не поле перейти.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
-
а) Человек здоровый, сильный духом;
-
б) человек, много знающий и умеющий;
-
в) человек, независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
-
а) Думаю, что да;
-
б) скорее всего, да;
-
в) как повезет.
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
-
а) Приключенческо-романтические;
-
б) комедийно-развлекательные;
-
в) философские.
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?
-
а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
-
б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
-
в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос
Оценочные баллы ответов
Вопрос
Оценочные баллы ответов
1
2
3
4
1
а) 2
6)1
в)3
10
а) 2
6)3
в) 1
2
а)3
6)2
в)1
11
а)1
6)2
в)3
3
а)1
6)2
в)3
12
а) 1
6)3
в)2
4
а)3
6)2
в) 1
13
а)3
6)2
в) 1
5
а)2
6)3
в) 1
14
а) 1
6)3
в)2
6
а)3
6)2
в) 1
15
а) 1
6)3
в)2
7
а) 2
6)3
в) 1
16
а)3
6)2
в) 1
8
а)3
6)2
в) Г
17
а) 2
6)1
в)3
9
а) 2
6)3
в)1
18
а) 2
6)3
в)1
По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию. Суммарное число баллов:
18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54 Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:
-
1 - очень низкий уровень;
-
2-низкий;
-
3 - ниже среднего;
-
4 - чуть ниже среднего;
-
5 - средний уровень;
-
6 - чуть выше среднего;
-
7 - выше среднего;
-
8 - высокий уровень;
-
9 - очень высокий уровень;
-
10-наивысший.
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ_________________________________________________________________________
№
п/п
Объект мониторинга
Критерии анализа
1
Методологический компонент педагогической культуры
1.1 Личные олимпиадные первенства учащихся.
-
Российские олимпиады;
-
Краевые олимпиады;
-
Городские олимпиады;
-
Школьные олимпиады.
1.2 Личные первенства в исследовательских конференциях.
-
Российские конференции;
-
Краевые конференции;
-
Городские конференции;
-
Школьные конференции.
1.3 Командные первенства в турнирах и соревнованиях.
-
· Российские соревнования;
-
· Краевые соревнования;
-
· Городские соревнования;
-
· Школьные соревнования.
2
Рефлексивный
компонент педагогической культуры
2.1 Выступления различного рода.
-
Чтение лекций в институте повышения квалификаций работников образования;
-
Выступление на краевых методических конференциях;
-
Выступление на городских методических конференциях;
-
Выступление на школьных методических конференциях.
2.2 Участие педагогов в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
-
· Участие в качестве эксперта в составе Российской комиссии;
-
· Участие в качестве эксперта в составе краевой комиссии;
-
· Участие в качестве эксперта в составе городской комиссии;
-
· Участие в качестве эксперта в составе школьной комиссии.
2.3 Самообразование (степень ценности темы работы).
-
Представляет определенную ценность для развития методик образования любых предметов;
-
Представляет определенную ценность для развития методик образования отдельного предмета;
-
Представляет интерес для преподавания отдельного учебного курса;
-
Представляет интерес для преподавания отдельного учебного темы.
3
Проектный
компонент педагогической культуры
3.1 Инновационная деятельность.
-
Работа по собственной авторской программе;
-
Работа по экспериментальной программе;
-
Работа по новым методикам и технологиям;
-
Работа по экспериментальным учебникам.
3.2 Участие в программах повышенного уровня.
-
Участие в программах и проектах всероссийского уровня;
-
Участие в программах и проектах краевого уровня;
-
Участие в программах и проектах городского уровня;
-
Участие в программах и проектах школьного уровня.
3.3 Проведение открытых уроков.
-
На уровне всероссийском;
-
На уровне краевом;
-
На уровне городском;
-
На уровне школьном.
4
Коммуникативный
компонент педагогической культуры
4.1 Внутренние публикации.
-
Исследовательская работа;
-
Методическая разработка;
-
Статья в школьной газете;
-
Выступление (доклад).
4.2 Внешние публикации.
-
Методическое пособие для педагогов, учебное пособие для учащихся, рабочая тетрадь для учащихся;