Творческая работа Новые возможности для творчества в образовательном процессе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города-курорта Железноводска Ставропольского края









Конкурс «Учитель года-2016»

Номинация «Педагогический дебют»





Творческая работа

«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»



Москаленко Анны Владимировны

учителя английского языка















2015 - 2016

С одной стороны прогресс - это уничтожение старого,
с другой стороны - это сохранение его на новой основе.

Афоризм

Есть особая профессия на Земле - Учитель. Призвание его - открывать двери в мир знаний, воспитывать детей, дарить им свою доброту и тепло, отдавая частичку своего сердца.

Бесспорно профессия учителя - это тяжёлый психологический, умственный и физический труд, ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Профессия педагога это не просто профессия, - это стиль жизни, ведь неотъемлемой частью профессиональной деятельности является непрерывное самообразование, развитие профессиональных навыков и творческих способностей. Для успешной организации труда, учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний, грамотно планировать учебный процесс, владеть ораторским искусством, быть тонким психологом и вести активную научную деятельность. В одной из своих работ М.М. Рубинштейн отметил следующие основополагающие качества педагога: компетентность, личная моральная нормативность, стремление к самосовершенствованию, широта кругозора, умение на практике реализовывать теоретические знания, умение представить теоретический и практический материал ученикам, любить свой предмет и искренне хотеть поделиться своими знаниями с другими. Анализируя весь этот список, я пришла к выводу, что собрать в себе все эти прекрасные качества может только человек высокообразованный, воспитанный, целеустремлённый и творческий. Человек, всем сердцем любящий свою работу.

Каким должен быть современный учитель? Вне всяких сомнений, настоящий учитель должен стремиться к такой модели «совершенного педагога». Предъявление к учителю повышенных требований - вполне объяснимый момент, так как от его деятельности зависит дальнейшее развитие детей, подростков, их настоящее и будущее. Несомненно, учитель должен быть примером для своих воспитанников. Являясь молодым специалистом, я как никто другой осознаю - чтобы стать в будущем высококвалифицированным педагогом необходимо пройти длинный путь…

А пока я стою только в самом начале своего профессионального пути. С начала учебного года я работаю в средней общеобразовательной школе города-курорта Железноводска. Окончив с отличием Пятигорский Государственный Лингвистический Университет по специальности «Лингвист. Преподаватель английского языка», я для себя решила: хочу быть учителем. Желание обучать других зародилось во мне ещё в детские годы. В то время когда мои ровесники хотели стать врачом, бизнесменом, адвокатом, я точно знала - моя профессия будет творческой и интересной. Особенной, не такой как у всех! Я отлично училась в школе, интересовалась многими предметами, в особенности русским и английским языком. Увлекалась вокалом, рисованием, танцами, участвовала в конкурсах и соревнованиях. Родители всегда говорили - быть тебе артисткой или педагогом, и каким бы ни был твой выбор - ты не ошибёшься.

Будучи подростком за собою замечала, что с лёгкостью могу научить ребят тому, что знаю сама. Делиться своими знаниями и умениями мне было в радость, учитывая, что делала я это с большим рвением. Всегда остро воспринимала неудачи, но стремилась их преодолеть. В мои школьные годы мне посчастливилось встретить учителей, которые навсегда останутся в моей памяти. Они были интересными личностями, абсолютно разными людьми, но объединяла их общая черта: способность любить. Любить свой предмет и свою профессию.

Спустя много лет, переступая порог школы в начале моего самого первого учебного года в качестве педагога, меня не преследовало чувство страха, волнения, неуверенности в собственных силах. Быть может оттого, что мне было очень интересно окунуться снова в мир детства, захотелось стать частью этого маленького мира. И как только я попала туда - всё вокруг завертелось.

Никогда не забуду свой первый урок.… Готовилась тщательно, составляла конспект, читала методическую литературу, представляла и мысленно разыгрывала, каким он будет - мой самый первый урок в школе. И вот я стою перед классом, на меня с любопытством глядят ученики, с интересом слушают, пристально наблюдают. Именно тогда я поняла, что дети ждут от учителя чего-то нового, интересного, неожиданного. Именно в тот момент, мне захотелось надолго сохранить эту атмосферу в своём кабинете…

Так как я работаю также педагогом-организатором, то по своим личным наблюдениям могу сказать, что творческая жизнь школы представляет для детей особый интерес. Подготовка к концертам, акциям, конкурсам помогает раскрывать творческие способности ребят. Участие в мероприятиях разбавляет яркими красками повседневную школьную жизнь, оставляя в памяти самые приятные впечатления. Хотелось бы отметить, что выполнение обязанностей педагога-организатора помогли мне осознать, что к любому делу важен творческий подход.

Наша педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества, а творчески организованная педагогическая система является прекрасным средством для получения наилучших результатов. В современной литературе педагогическое творчество понимается как «процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах». И это действительно так. Мир постоянно меняется, а вместе с ним меняются устои, привычные вещи, зарождается нечто новое. Все сферы деятельности претерпевают изменения: не является исключением и сфера образования. Наряду с хорошо известными методами и технологиями появляются совершенно новые, направленные на улучшение качества образования. Школам сегодня нужны не просто учителя, знающие свой предмет, а педагоги, желающие открыть для себя новые возможности, и имеющие стремление к творческому поиску.

Я глубоко убеждена, что человек творческий способен: быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные способы решения проблем, видеть привычные вещи в новом необычном ракурсе, взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. Я полагаю, что творческая личность - это человек, имеющий способность превращать любую деятельность в творческий процесс. Сегодня мы знаем, что формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость раскрытия потенциала ребёнка: его познавательных интересов, способностей и возможностей. Чтобы реализовать эти задачи педагогу необходимо в первую очередь самому подойти к процессу обучения творчески.

В настоящее время существует много различных методик преподавания английского языка. Это и фундаментальная методика, и классический, лингвосоциокультурный метод, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие. Мы, учителя, ставим для себя множество целей и активно используем в своей практике самые разные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, личностно-ориентированные, технологии развивающего обучения. Мы стараемся реализовать их посредством применения разнообразных методов и форм работы. Информационно-коммуникационная технология, на мой взгляд - одна из самых современных и наиболее интересных в наше время.

Использование информационно-коммуникационных технологий даёт принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка, развитие речевой компетенции, расширение объёма знаний о культуре страны изучаемого языка, развитие способности к самостоятельному изучению английского языка, развитие способности к рефлексии (размышление, самооценка, самонаблюдение).

Я преподаю уроки английского языка в начальной и средней школе (2-9 классы), а значит, имею дело с разными возрастными группами учащихся. Для того чтобы сделать процесс обучения увлекательным я стараюсь преподнести материал в более доступной и понятной форме. Исходя из своего скромного опыта, могу сказать, что ребёнку, упустившему суть новой темы, попросту становится неинтересно на уроке, по той простой причине, что он начинает чувствовать себя отстающим от группы. Отсюда следует вывод, необходимо таким образом строить свой урок, чтобы в процесс обучения был вовлечён каждый школьник.

Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника. Наряду с русским языком и чтением он входит в число предметов, формирующих коммуникативную культуру школьника, способствует расширению кругозора и воспитания. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует характеру младшего школьника, воспринимающего мир через различные эмоции. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную и т.п.).

Как руководитель кружка «Английский - это весело!», на примере младшей школьной возрастной группы могу выделить игровой метод - как основополагающий метод в обучении иностранному языку в начальной школе. На своих занятиях активно использую познавательные игры: грамматические, лексические, фонетические, творческие. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, стало возможным использовать на уроках мультимедийные презентации, видеоролики, обучающие мультфильмы и программы, содержащие разные виды упражнений: загадки, ребусы, кроссворды, игры, песни. Стало возможным организовывать разнообразные формы урока: урок-путешествие, урок-телепередача, урок-исследование, круглый стол. В сочетании с возможностями интерактивной доски - эта технология, не имеет равных.

Доказательством успешного использования информационно-коммуникационных технологий на уроке является результат решения, поставленных задач. Какие задачи можно умело решать при помощи информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка?

- Например, при обучении фонетике часто используются мультимедийные возможности для прослушивания иноязычной речи. Это позволяет отрабатывать фонетические навыки.

- При обучении лексике используются средства визуальной наглядности: тесты, игровые программы, упражнения различного типа: заполнение пропусков, разгадывание кроссвордов, сопоставление слов и дефиниций, исправление ошибок, составление словосочетаний и предложений. Незаменимыми помощниками для оказания справочно-информационной поддержки являются автоматические словари.

- С помощью удачно выполненной презентации можно добиться хороших результатов в изучении той или иной темы. Использование логических схем, таблиц, помогает школьникам быстрее и легче воспринимать подачу грамматического материала.

- При обучении чтению и говорению ребёнок учится самостоятельно использовать лексические опоры в монологах посредством наглядных подсказок на экране.

Использование компьютера как средства обучения открывает учителю новые возможности для творчества в преподавании английского языка. Для меня настоящей палочкой-выручалочкой стало использование на уроках мультимедийных презентаций. Создание презентации требует серьёзной подготовки и обработки материала по нужной теме, а это значит, что всё лишнее - останется в стороне. Разобравшись в тонкостях программы, можно умело представить новую тему при помощи текстов, изображений, видео, выполнить с ребятами ряд упражнений на закрепление лексического или грамматического материала, организовать парное или групповое задание.

Опираясь на свой небольшой опыт, могу сказать, что подобная форма урока находит отклик среди учащихся. Нельзя не отметить тот факт, что концентрация внимания на уроке значительно выше, нежели без применения ИКТ. Привыкшие к компьютеру и всему, что с ним связано школьники любой возрастной категории, охотно воспринимают процесс обучения как некую игровую деятельность. Приятным бонусом является живой интерес среди «трудных» обучающихся. Такие моменты позволяют мне радоваться каждой маленькой победе и двигаться вперёд. Показывая свои презентации, я ненавязчиво стимулирую школьников на подготовку собственных проектов, для того, чтобы ребята могли творчески проявить себя. Являясь посредниками между обучаемым и компьютером, мы, учителя, с большим успехом располагаем к себе детскую аудиторию. Мне кажется, что учитель - это чудо-проводник, кудесник, умело преображающий скучные вещи в нечто интригующее и захватывающее. Однако мало кто задумывается о том, что для такого мастерства, учителю необходимо постоянно практиковаться, учиться на своих ошибках, не бояться экспериментировать.

Особый интерес у меня вызывает ещё одна перспективная технология, которую я не могу не отметить - технология сотрудничества. На технологии сотрудничества основан сингапурский метод обучения - страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования. Познакомившись поближе с данной технологией, я пришла к выводу, что эта технология напоминает мне идею кооперативного обучения. В своих работах подобную технологию описывали такие философы и психологи как Курт Левин, Джон Дьюи, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Е.С. Полат, Е.Г. Иванова.

Групповая работа - не новость для российской школы. Однако форма работы на уроке, не всегда оправдывает ожидания. Чаще всего оказывается так: девочка-отличница говорит, а все остальные пассивны, слушают. Метод сотрудничества подразумевает, что каждому участнику дается задание, он его выполняет, а потом вся группа делится своим мнением. Дети учатся взаимодействию. Они обучают друг друга, охотно делятся своими знаниями.

В Сингапуре используется не менее 250 разнообразных структур для проведения урока. Опишу одну из них: по знаку учителя класс разбивается на множество пар или несколько групп. Каждый участник должен найти ответ на вопрос и постараться помочь соседу. Только при таком условии команда (обычно состоящая из четырех человек) получит хорошую оценку. Подсказки приветствуются, но только те, что произносятся по команде учителя. Учеников предлагается делить на четыре уровня по успеваемости и сажать вместе для оказания помощи. При подобном построении урока учитель меняет свою роль: он становится посредником, наставником и помощником в одном лице. Практика показывает, что новый метод развивает жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, креативность. Вот почему я использую на своих уроках элементы сингапурской методики. На помощь мне приходят следующие структуры:

«Друзья по часам» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия;

«Одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

«опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

В чём я вижу плюсы этого метода обучения? Я считаю, что современный урок, включающий элементы сингапурской методики - это урок, который включает максимальное число работающих детей; урок, содержащий разные виды деятельности; урок, на котором ученику комфортно, весело и интересно; урок, развивающий креативное мышление.

Более того, метод сотрудничества помогает полностью реализовать компоненты программы ФГОС, а именно результативность учебного процесса, развитие познавательной, эмоциональной, волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу.

Жизнь идёт, всё меняется, и возможно уже завтра появятся новые технологии, которые помогут сделать процесс образования ещё более интересным. Почему многие реформы в сфере образования не оправдывают ожиданий? Потому как не происходит самый главный шаг вперёд. Первыми ступить на путь реформ должны учителя, ведь каждый из нас по отношению к себе самый строгий критик. Отработать на уроке программу, равнодушно выдать информацию, опросить. Педагог не любящий детей, не испытывающий чувства удовлетворённости своей профессией, не желающий развиваться - это едва ли та самая «совершенная» модель, описанная Рубинштейном. Можно не знать, не уметь многих вещей, но вопрос ведь в том, а хочешь ли ты этому научиться?

Я позиционирую себя как творческую личность: люблю организовывать мероприятия, участвовать в конкурсах, будь то экология, искусство или язык. У меня есть желание развиваться, хочется стремиться к новым достижениям, приобретать опыт. Участие в конкурсе «Педагогический дебют» это возможность посмотреть на своих коллег, это возможность приобрести опыт, который я положу в свою профессиональную копилку. На мой взгляд, в любой профессии можно добиться успеха, если тебе действительно нравиться то, что ты делаешь. Если твоя профессиональная деятельность приносит плоды. Если видишь, что это кому-то нужно, необходимо.

Каждый день я иду на работу с хорошим настроением, стараюсь делать свои уроки интересными, активно участвовать с ребятами в творческой деятельности школы. «Доброе утро, Анна Владимировна» - улыбаясь, кричит мне маленькая девочка в синей курточке. «Здравствуйте. Как у вас дела?» - спрашивают меня девятиклассники, проходящие мимо моего кабинета.

«Люби то, что преподаёшь и тех, кому преподаёшь». С этим девизом я начала свою карьеру педагога совсем недавно, и почему-то абсолютно уверена, что с выбором профессии не ошиблась!



© 2010-2022