Исследовательская работа Почему Петрушка?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Чернореченский»



Фестиваль - конкурс ученических проектов



ПРОЕКТ

ПОЧЕМУ

ПЕТРУШКА?


Выполнили:

Локтионова Евгения, 12 лет.

Гайлиш Ираида, 12 лет,

Кныш Полина, 11 лет.

Проверил: Фролова О.Н.,

педагог дополнительного образования,

І квалификационная категория,

тел. 68-2-72










ИСКИТИМСКИЙ РАЙОН

2012


Почему Петрушка?


Исследовательская работа

Оглавление:

1.Введение ……………………………………………………….……………….…….…...3

1.1 Аннотация……………………………………………………………..…...…..…… 3

1.2 Актуализация темы………………………………………………………….…….. 3

1.3 Цели и задачи………………………………………………………...………....…. 3

2. Основная часть ……………………………………………………………….....…..….5

2.1 Исторический аспект…...………………………………….……..………….…… 4

2.2. Родство Петрушки с иностранными персонажами кукольных театров……......4

2.3 Анкетирование учащихся, обработка результатов…………………………...…. 4

2.4 Театр Петрушек……………………..……………………………………………... 6

2.5 Работа с куклами-петрушками …………………………………………………...6

3. Заключение……………………………………………………………...…….…………10

4. Список литературы………………………………………………..………….….…....10

5. Приложение…………………………………………………………….……..…...….... 11







  1. Введение.

    1. Аннотация.

На занятиях кукольного кружка самыми нашими любимыми - являются верховые куклы-петрушки. Кукол-петрушек с удовольствием надеваем на руку и работаем на ширме. На первом же занятии у нас возник вопрос: «Почему эти куклы называются петрушками?»

В исследовательской работе мы:

  • провели анкетирование и опрос учеников начальной школы,

  • нашли информацию об истории Петрушки,

  • выяснили, как называют родственников Петрушки в разных странах;

  • узнали, что такое кукла-петрушка,

  • побывали в настоящем кукольном театре;

  • научились работать с куклой-петрушкой,

  • поставили кукольный спектакль;

  • участвовали в районном театральном фестивале.

В итоге нашего исследования мы узнали, что театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя-Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за неё, стоя за ширмой. Поставили кукольный спектакль, используя кукол-петрушек. Получили подтверждение нашей гипотезы, что действительно куклы-петрушки чаще всего используются при постановке детских кукольных спектаклей. Результаты нашего проекта так же были представлены во время школьной НПК, посвящённой Дню науки, что значительно увеличило интерес детей и преподавателей к кукольному театру.

  1. Актуализация темы.

На занятиях театрального кружка мы работали куклами-петрушками. Почему они называются петрушками, ведь они надеваются на руку и напоминают перчатку. Наш коллектив называется «Петрушка и Кº». Памятник Петрушке был поставлен в г.Керкраде (Нидерланды) в октябре 2005г.

-А кто же такой Петрушка?

С этим вопросом мы обратились к учащимся начальной школы. И узнали, что из 102 учащихся начальной школы примерно 78 ребят затрудняются ответить на этот вопрос или путают с приправой.

Поэтому нами была выдвинута следующая гипотеза:

куклы - петрушки чаще всего используются при постановке детских кукольных спектаклей.

1.2.Цели и задачи.

Анализируя результаты опроса ребят начальной школы и родителей, мы поставили перед собой следующую цель проекта: постановка спектакля с помощью кукол-петрушек.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи проекта:

  • узнать где и когда появился Петрушка;

  • определить его родство с иностранными персонажами кукольных театров;

  • познакомиться с театром петрушек;

  • научиться работать с куклой-петрушкой.



  1. Основная часть.

    1. Исторический аспект

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году.

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники - Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой - и с ледяными горками. Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей.

Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.

До IX - Х века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Мы обратились к толковому словарю и узнали.

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Голос Петрушки отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре за него кукольники использовали специальное приспособление - говорок, пищик. Как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это - «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

2.2.Родство Петрушки с иностранными персонажами кукольных театров.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки - улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).

Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившийся в Лионе в начале XIX века.

2.3 Анкетирование учащихся 1-4 классов, обработка результатов.

Перед поиском информации о Петрушке мы провели анкетирование учащихся начальной школы классов. Им были заданы следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты кто такой Петрушка?

2. Какой театр называется кукольным?

3. Что такое кукла- петрушка?

В нашем анкетировании приняло участие 102 человек. На первый вопрос нашей анкеты: Знаешь ли ты кто такой Петрушка? Мы узнали, что 88 человек не знают, лишь 14 человек частично ответили на наш вопрос.


знают

88

75%

Не знают

14

15%

Исследовательская работа Почему Петрушка?

Со вторым вопросом нашей анкеты: Какой театр называется кукольным? Справилось большинство ребят, 92 человек, что составило 90% - ответили на наш вопрос положительно, но, к сожалению, 10 человек, что составило 10% человек - затруднились ответить.

знают

92

90%

не знают

10

10%

Исследовательская работа Почему Петрушка?

На третий вопрос нашей анкеты: Что такое кукла- петрушка?

Ребята в основном даже не догадываются, что такое кукла-петрушка: 98 человек, что составило 96% -не знают ответа на наш вопрос, а 4 человека были близки к ответу, что составило 4% опрашиваемых.


знают

4

4%

не знают

98

96%

Исследовательская работа Почему Петрушка?

2.4 Театр Петрушек.

Кукла-петрушка или, как ее еще называют, перчаточная кукла - один из старейших компонентов традиционного кукольного театра.Куклы - петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка - перчатка, которая надевается на руку кукловода. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка - перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда.

Исследовательская работа Почему Петрушка?Исследовательская работа Почему Петрушка?

Куклы петрушки обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

Исследовательская работа Почему Петрушка? Исследовательская работа Почему Петрушка?


  1. Работа с куклами-петрушками.

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.

Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.

Исследовательская работа Почему Петрушка?

Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.

Исследовательская работа Почему Петрушка?

Когда кукла говорит, - она движется, когда молчит, - она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.

Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному - от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:

1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1);

2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец - в один рукав, безымянный и мизинец - в другой (рис. 2).

Исследовательская работа Почему Петрушка?Исследовательская работа Почему Петрушка?

Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3. Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре.

Исследовательская работа Почему Петрушка?Исследовательская работа Почему Петрушка?

На рис. 4 изображена кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.

Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья.

Мы освоили ряд упражнений с куклой-петрушкой.

1 шаг. Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 шаг. Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.

Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 шаг. Добавляем к движениям - голос, один из важных моментов.

Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 шаг. Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 шаг. Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:


  1. Заключение.

Исследование подтвердило, что в России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра.

До сих пор кукольный театр использует перчаточные куклы, а за ширмой театра Петрушка уступил место другим героям.

Итак, мы изучили историю Петрушки, собрали достаточное количество информации о Петрушке и его иностранных родственниках, провели анкетирование учащихся 1-4 классов, научились работать куклами-петрушками, побывали на спектакле в кукольном театре г.Новосибирска, поставили свой спектакль и выступили с ним на районном театральном фестивале, где стали лауреатами в своей номинации(см.приложение с.11). В процессе исследовательской работы мы попробовали себя в качестве актеров, режиссеров, вокалистов, кукловодов. По результатам нашего исследования мы убедились, что действительно с помощью кукол-петрушек можно создавать прекрасные кукольные спектакли.

4. Список литературы.

  1. Аверин Е. Когда занятия интересны. // Учитель. - 2000. - №5.

  2. АртёмоваА.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - Москва.: Педагогика, 1980. - 208 с., ил., 4л. ил.

  4. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск. «Современное слово». 1988.

  5. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких. - Москва. УЧПЕДГИЗ - 1961.

  6. Еценков В.Г. Кукольный театр в школе. - Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001 - 48 с., 65 илл.

  7. Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М.: Просвещение, 1982. - 191 с., ил., 8 л. ил.

  8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль «Академия развития», 1997.

  9. Корогодский З.Я. Ваш театр. Издательство «Знание». Москва, 1984.


5. Приложение.

Исследовательская работа Почему Петрушка?


© 2010-2022