«Теоретические и методические аспекты преподавания кубановедения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кравченко О.И.

г. Белореченск

«Теоретические и методические аспекты преподавания кубановедения»

«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский,

философ, востоковед,

профессор Лондонского университета)

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Воспитание здоровых, активных, целеустремленных, грамотных, свободных от негативных привычек и воздействий молодых людей, являющихся патриотами России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества - вот самая актуальная задача современного образовательного процесса. А учебная дисциплина «Кубановедение», активно вошедшая в образовательный процесс, как нельзя лучше отвечает требованиям сегодняшнего дня. «Кубановедение» - это знание о своей малой родине - Кубани, её природе, истории, хозяйстве, быте, верованиях, традициях кубанцев. «Кубановедение» - это процесс познания от ближнего к дальнему, от воспитания любви и уважения к родному дому до формирования патриотизма, от воспитания гражданина России и патриота малой родины, знающего и любящего свой край, до человека, желающего принять активное участие в их развитии.

Главная цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.

«Главная особенность процесса усвоения, как отмечает Н.Ф. Талызина, состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». [6, 95]

В курсе «Кубановедение» большое внимание уделяется проблемам развития истории и культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней, рождают новые подходы в методике преподавания. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций края помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.

Ценностный подход (аксиологический), основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания предмета - вот один из важных аспектов в преподавания кубановедения. В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучении культуры Кубани необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни определенного времени.

Созвучным современным педагогическим идеям аспектом преподавания кубановедения является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека. При создании произведений культуры, творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры казаков и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.

Используя диалог, как метод обучения, необходимо определить его тему, спрогнозировать результат, подготовиться к диалогу, наметить продолжение диалога, в котором происходит общение участников общественного процесса. Очевидно, что у школьников на уроке кубановедения появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогическую обстановку.

Весьма продуктивным способом изучения кубановедения в школе является личностно-ориентированный подход, который предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся - вот характерные черты личностно-ориентированного содержания.

Наиболее интересным, по моему мнению, является работа с детскими ассоциациями и представлениями. При изучении новой темы, новых терминов, определений я часто прошу ответить учащихся, как они понимают это, какие ассоциации возникают, что знают об этом.

Внедрение в работу приема «Тонкие и толстые вопросы» способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. Составлять эти вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением ждали ученики, во-вторых, не ответить на некоторые совсем было бы просто невозможно, и наконец, в третьих, даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Прием «Тонкие и толстые вопросы» дает возможность детям более подробно изучить материал и проконтролировать свои знания.

В последние годы набирает силу системно-деятельностный подход. С этой позиции, метод проектов, применение которого имеет особое значение в изучении курса кубановедения, является одним из эффективных. Он позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто «базовый объем знаний», а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Метод проектирования стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств - познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа над проектом избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

Одним из эффективных методов преподавания кубановедения являются мини-проекты (на один урок), помогающие реализовать многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (определить цель, составлять план

работы, описать основные шаги по достижению поставленной цели);

  • формирование навыков сбора и обработки информации,

материалов;

  • умение представить и проанализировать работу;

  • формирование позитивного отношения к работе.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения, хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Наиболее удобна следующая схемы работы: этап планирования, исследование, изготовление продукта, представление проекта.

Такие мини-проекты я использую на уроках в 5-х , 6-х и 7-х классах. Ученики на уроке решают поставленную учителем проблему, оформляя ее в виде творческой работы (стенда, буклета, кластера). Эти работы оцениваются и впоследствии вывешиваются на выставочный стенд. В некоторых случаях возможен подготовительный этап, когда учащиеся получают опережающее домашнее задание, используемое впоследствии на уроке.

Школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие темы, хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность урока, переходит в научно - исследовательскую деятельность. Результатом этого является представление ученических проектов на конкурсах, получивших популярность в крае: «Проектная деятельность на уроках кубановедения», «Эврика». В нашей школе вот уже три года подряд проходит школьная научно-исследовательская конференция, на которой учащиеся разных возрастных категорий представляют и защищаю свои проекты.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». [2,134]. Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель сегодня осуществляет скрытое управление процессом обучения, является вдохновителем учащихся.

Предмет «Кубановедение», с одной стороны, дает богатые возможности для развития интеллектуальныхспособностей, умственного кругозора, готовности к принятию необычной информации. С другой стороны, остро нуждается в том, чтобы школьники, его изучающие, могли выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего, мыслить в категорияхвероятного,оценивать события (в противовес «черно-белому мышлению»). Мало знать исторические факты, важно уметь анализироватьих, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделятьпричинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Учитель призван быть творцом своих уроков.

Список литературы.


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,

Салмина Н.Г. Молчанов С.В. «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли» - М., 2010.

  1. Арканов А.К. «Идеи Ушинского». М.: Просвещение, 2002

  2. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического

мышления на уроке: Пособие для учителя». М.:Просвещение, 2011.

  1. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» Издательский центр

«Академия», 1998.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М.

Народное образование. 1998.

.

6


© 2010-2022