Тема Великой Отечественной войны в произведениях Ставропольских писателей»

Литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли, которую Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий. Пребывание на Ставрополье оставило глубокий след в жизни и творчестве великих русских писателей золотого века русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова и Л.Н. Толстого. Их художественное наследие отличается глубиной и постоянством интереса...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬЯ.

1. ПРЕБЫВАНИЕ ВЕЛИКИХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ.

Литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли, которую Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий. Пребывание на Ставрополье оставило глубокий след в жизни и творчестве великих русских писателей золотого века русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова и Л.Н. Толстого. Их художественное наследие отличается глубиной и постоянством интереса к культурам народов Кавказа, к удивительной по своей красоте природе нашего края. Не случайно В.Г. Белинский назвал Кавказ «колыбелью поэзии Пушкина и Лермонтова». В творчестве гениальных художников слова отразились не только картины природы, уникальные пейзажи гор и степей, но и образы людей из предшествующих поколений, живших на земле Ставрополья, их обычаи и традиции, а также яркие исторические события, происходившие здесь. Достаточно прочитать поэму А.С. Пушкина «Кавказский пленник», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», рассказ Л.Н. Толстого «Набег», чтобы убедиться, с каким уважением к культуре, религии, обычаям народов Северного Кавказа относились классики русской литературы, как любили они природу нашего края , в каких восторженных тонах описывали её.

Во второй половине XIX века очагом культуры на Северном Кавказе была Ставропольская мужская гимназия, возглавляемая Я.М. Неверовым. В ней учились первые просветители горских народов: Адиль-Гирей Кешев, Коста Хетагуров, Исмаил Хубиев и многие другие. Из ее стен вышли знаменитые поэты, писатели, просветители, журналисты, художники, музыканты, известные политические и военные деятели России.

Многие известные теперь на весь мир писатели и поэты двадцатого столетия родились на благодатной земле нашего региона. Так, например, наш земляк

А.И. Солженицын является лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Другие художники слова, прославив свое имя на всю Россию, остались летописцами края: В. Марьинский, А. Губин, В. Ащеулов, А. Исаков, И. Кашпуров, А. Екимцев, И. Романов… Горячо и взволнованно говорят литераторы о земле Ставрополья, о ее красоте, о ее сынах и дочерях. Лучшие их книги посвящены нашему краю.

…будет память свята!

Не сгинут навсегда-

И личная утрата

И общая

II. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАВРОПОЛЬСКИХ ПОЭТОВ.


  1. ФРОНТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНТ А.М. ИСАКОВ

Летом 1942 году гитлеровские войска предприняли мощное наступление на юге России. Фашисты рвались к Волге, на Кавказе и в Закавказье с целью захвата нефтяных ресурсов, а затем нового наступления на Москву. Навечно останутся в памяти народа защитники Сталинграда, Севастополя, Керчи, Новороссийска… Ожесточенные бои разгорелись на Ставрополье, в горах Кавказа. С беспримерным мужеством сражались защитники перевалов, которым противостояли элитные части горных стрелков « Эдельвейс». Там каждый ледник до сих пор хранит следы боев. В августе 1942 года советские войска вынуждены были оставить Ворошиловск( ныне Ставрополье). Оккупация длилась до января 1943 года.

Немало наших земляков стало героями войны, о них знают и помнят не только на Ставрополье. Среди тех, кто прошел «огневыми» дорогами, были писатели, поэты, прославившие подвиг народа в самой страшной войне. Стихи А.М. Исакова, В.Д. Марьинского (Растеряева), В.А. Ащеулова, И.В. Кашпурова, И.С. Романова объединяют темы Родины, героизма народа в борьбе за свободу, памяти, материнской любви, интернациональной дружбы, связи поколений, фронта и тыла. Многие из них представляют собой воспоминания о боях, о фронтовой дружбе, о путях-дорогах простого солдата, «труженика войны», о далеком доме, где ждут матери, любимые. Часто такие «немудрящие» рассказы перерастают в философские раздумья о вечных ценностях, свободе, патриотизме, верности, любви.

Вспоминая о войне, которую прошел фронтовым корреспондентом,

А.М. Исаков писал:

Я же помню ее

По знаменам пробитым,

По товарищам павшим,

По собственным ранам…

( « Да здравствует юность…»)

Поэту довелось побывать на Кавказском, Южном, Третьем Украинском, Волховском, Ленинградском, Третьем Прибалтийском фронтах. Но особое место в его творчестве заняло освобождение Ставрополя. Другой наш земляк поэт Г.С. Фатеев отмечает: « Не каждому войну выпало счастье принести солнце свободы родному городу. Исакову оно выпало».

Но радость победы была омрачена смертью боевого друга и коллеги по творческому цеху И. Булкина, которому посвящено одно из лучших стихотворений «Товарищ с Волги».В нем нарисован обаятельный образ молодого лейтенанта и поэта, стихи и песни которого остались с солдатами и после его гибели:

С душою юной и горячей,

Среди любых стихий

Он был поэтом настоящим,

Читал бойцам стихи…

…Дарил бойцам стихи и песни-

Их и теперь поют.

Многие стихотворения и поэмы А. Исакова посвящены конкретным людям: партизанам братьям Игнатовым («Поджидала пшеница»), Анне Шилиной, партизанке, погибшей в 1942 году («Камыш- Бурун»), участнику боев за освобождение Ставрополя подполковнику А.Е. Короткову («Бой ведет Коротков»). Для человека, родившегося в казачьей семье, больно было видеть изуродованную землю, сожженные поля пшеницы, срезанные пулеметными очередями ветви деревьев. Эта тема звучит в стихотворении «Поджидала пшеница»:

Оседали осколки

На песчаное дно.

Золотыми слезами

Осыпалось зерно

Произведения А.Исакова о войне близки еще и тем, что многие из них восходят к фольклорной традиции: употребление постоянных эпитетов, свойственных народнопоэтическому творчеству, диалоги, повторы, просторечия. Это особенно чувствуется в стихотворении «Мать». Оно о силе материнской любви, о слезах, пролитых в ожидании весточки от сына-воина, о чувстве вины перед матерью за то, что редко писал.

О прекрасном писателе и человеке рассказал Г.Фатеев в стихотворении «Поэт»:

И хочется, чтоб время, не старея,

Входило в наши думы и сердца

На улице Исакова Андрея,

Хорошего поэта и бойца.

Не понаслышке знал о войне и В.Д. Марьинский (Растеряет):в 1942г. Добровольцем ушел на фронт, был дважды ранен в боях за Северный Кавказ. В это время начал писать стихи и перекладывать их на музыку. Так родилась «Песня о курганах», «Не пришли мы с войны», «Тополек», «А война продолжается…». Мое любимое стихотворение-баллада «Не пришедший с войны», посвященное неизвестному командиру роты.

Окончилась война, «солдаты давно дома с женами спят», «окопы высокой травой заросли», «тишина, только пение птичье вдали». Только для неизвестного, не помнящего ни имени своего, ни родных, ни отчего дома лейтенанта она продолжает вот уже восемнадцатый год.

Задыхаясь в бреду,

восемнадцатый год,

Командир в наступление роту зовет…

Он не вернулся с войны:

Восемнадцатый год все идет он вперед.

Все идет он вперед, и назад - не придет.

Резкий контраст между безмятежной мирной весной, «белой веткой», стучащейся в больничное окно (« И не знает она, что такое война, и не ведает, как за Кубанью-рекой в рукопашную шел лейтенант молодой …»), юной медсестрой, мечтающей сходить в кино и мечущимся на больничной койке в беспамятстве солдатом, («Бьется, мечется голос: «За Родину, в бой!», «Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» - Он кричит по ночам восемнадцатый год») усиливает драматизм повествования. Умело использует автор речевые повторы, свойственные русскому фольклору («лишь за этой стеной, за тяжелой стеной», «только он не придет никогда, никогда»),как заклинание звучащее(«восемнадцатый год», «не робейте, ребята! Ребята, вперед!», «человек в наступление роту зовет»), неожиданные сравнения («А в окне - кружат звезды, как стайка девчат»), вопросительные предложения («Где он жил? Где он рос? Где родные его?»). Нетрудно увидеть в строках

И гудят поезда, и цветут города.

И, как птицы, летят над землею года.

Может быть, у того лейтенанта жена

Где - нибуть на Кубани тоскует одна.

Может быть, до сих пор

в чудо верит и ждет

И, вздыхая, под вечер стоит у ворот

образец высокой поэзии, восходящей к традициям древнерусской литературы («Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»).

К. Симов дал высокую оценку стихотворению нашего земляка:

«Мне вообще кажется, что это одно из самых сильных стихотворений о войне, которые мне довелось читать после войны в нашей поэзии».

2. ТВОРЧЕСТВО В.АЩЕУЛОВА И И.РОМАНОВА.

Балладное начало присуще и творчеству В.А. Ащеулова, еще одного писателя, чье творчество неразрывно связано с военной темой. Ключевые образы лирики поэта - журавли, дороги, тишина, память. В стихотворении «Тишина» В. Ащеулов пишет:

Мне, солдату, особых усилий не надо,

Чтобы в памяти вновь громыхнула война.

Это стихотворение о солдате, мечтающем «средь военного гула» «хоть часик побыть в тишине». На войне самые простые вещи, которым в мирно время не придаешь значения, воспринимаются совсем по-другому. Ключевым в тексте становится слово «тишина», каждый раз приобретающее новые оттенки. Сад, луна, «осинник в предутренней дрожи», «прильнувшая к берегу молча, волна», соловей помогают понять мысль автора: почему так мало мы ценим все это в обыденной жизни?

Земля, завещанная нам предками, обильно политая потом и кровью, предстает перед нами в стихотворении «Вкус отчей земли». Любовь к Родине, чувство гордости солдатской судьбой звучат в этих строках:

С тобою я мерз,

зарываясь в снегу,

Горел в круговертях боя…

…Тебя ощущал я на запах и вкус

В прямом

а не в призрачном смысле…

…Как пахнет и греет,

и как холодит

земля,

что на божеский свет нас родит,

Всех больше солдату известно!

Во многих произведениях Ащеулов поднимает тему интернационализма. В стихотворении « Был у меня чеченец в разведгруппе…» рассказывается об отважном разведчике Сарайли, который «…за Дахау мстил и за Освенцим, где в топках жгли и русских и чеченцев…»

Поэт считает, что Родина одна для всех, кем бы ты ни был, какую бы религию ни исповедовал:

Он был по всем статьям единоверцем

В борьбе за то, что Родиной звалось!

Стихотворение не только о былой войне, но и о сегодняшней бессмысленной и страшной войне в Чечне, которая не нужна ни русским, ни «народу из рода Сарайли».

Одна из лучших работ В.Ащеулова «Перед боем друзья неизменно прощаются» перекликается со ставшими классикой стихотворениями К.Симонова «Смерть друга», В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Та же ситуация, та же простота и высокий накал чувств отличают поэта и патриота В. Ащеулова.

А друзья по окопу

Друзья по войне

За погибших в бою

Отвечают вдвойне, -

Так заканчивает автор произведение, воскрешая в памяти симоновские строки:

И кто-то, кто тебя не видел,

Из третьих рук твой груз возьмет

За мертвых мстя и ненавидя,

Его к победе донесет

И хрипловатый голос Высоцкого:

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих,

Все теперь - одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

…Судьбы военного поколения драматичны и в наши дни. Замечательный поэт И.С.Романов размышляет об этом в стихотворениях «Женщина седая», «Испытания», «Мои одногодки», «Черед. Памяти Вениамина Ащеулова…». Фронтовые раны, инвалидность, невнимание соотечественников, неустроенность жизни - об этом много думают лирические герои произведений поэта.

О войне пишут и те авторы, которые по молодости лет не могли быть на фронте (А.Е.Екимцев, Г.С.Фатеев). Для них эта тема неразрывно связана с детством, отнятым войной.

Поэт А.Екимцев вспоминает, как пришли мальчишки в пустую, голую школу, как помогали делать парты (« вернее, что-то вроде парт»), изобретали чернила из сажи, писали диктант на бересте, а учитель « почему-то носил с собою пистолет»,

Как мы от счастья трепетали-

Нам не забыть того вовек.

И как учебник выдавали

Один - на десять человек!

Тема Великой Отечественной войны в литературе Ставрополья представлена широко и многогранно. Но есть в ней общее, сближающее писателей разных поколений - соотнесённость их произведений с настоящим, мысли о будущем.

Всё это надо нам, живущим ныне,

Чтобы чище быть, честней и человечней.

Венки живых цветов, что принесли мы

К подножью монумента Вечной Славы,

Увянут скоро.

Не увянет память.

Останется любовь.

И вечно будут

Здесь назначаться светлые свиданья,

Как будет вечно продолжаться жизнь,

Оплаченная тысячами жизней, -

Так заканчивается стихотворение «У памятника Вечной Славы» прекрасного ставропольского поэта И.В.Кашпурова.

II. САМОБЫТНЫЕ ПОЭТЫ НОВОСЕЛИЦКОГО РАЙОНА.

Своеобразна и интересна литература родного края. В нашем районе есть замечательные поэты. Среди них А.Комаров, Е.Редько, Д.Ермаков, Р.Иващенко, А.Рязанцев и многие другие. Их творчество учит нас любить свой край, свою малую родину. Многие произведения теме Великой Отечественной войны.

Все произведения о Великой Отечественной войне подчеркивают связь времен и поколений. Преемственность героических и патриотических традиций, ярче высвечивают проблему памяти. Произведения писателей помогают нам осмыслить историю нашей страны, связь человека с родной природой.












АННОТАЦИЯ.

В докладе рассказывается о жизни и творчестве Ставропольских писателей, творчество которых посвящено теме Великой Отечественной войны, о самобытных писателях Новоселицкого района. Их художественное наследие отличается глубиной и постоянством интереса к культурам народов Кавказа, к удивительной по своей красоте природе нашего края. Не случайно В.Г. Белинский назвал Кавказ «колыбелью поэзии Пушкина и Лермонтова».









ЛИТЕРАТРУРА.


  1. Г.М. Гогоберидзе, «Литературное краеведение Ставрополья», Ставрополь 2001г.

  2. В.И.Сидоров, В.Б.Иванова, «Литература Ставрополья», Ставрополь 2003г.

  3. Материалы школьного музея.









СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве Ставропольских поэтов.

  1. Фронтовой корреспондент А.М. Исаков.

  2. Творчество В.Ащеулова, И.С.Романова.

    1. Самобытные поэты Новоселицкого района.







Тезисы

Кораева Ирина

МОУ СОШ № 7


Литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с лучшими произведениями отечественной культуры.

Навечно останутся в памяти народа защитники Сталинграда, Севастополя, Керчи, Новороссийска…

Немало наших земляков стало героями войны, о них знают и помнят не только на Ставрополье.

Стихи А.М. Исакова, В.Д. Марьинского (Растеряева), В.А. Ащеулова, И.В. Кашпурова, И.С. Романова объединяют темы Родины, героизма народа в борьбе за свободу, памяти, материнской любви, интернациональной дружбы, связи поколений, фронта и тыла.

Произведения А.Исакова о войне близки еще и тем, что многие из них восходят к фольклорной традиции.

Балладное начало присуще и творчеству В.А. Ащеулова, еще одного писателя, чье творчество неразрывно связано с военной темой.

Во многих произведениях Ащеулов поднимает тему интернационализма.

…Судьбы военного поколения драматичны и в наши дни. Замечательный поэт И.С.Романов размышляет об этом.

Тема Великой Отечественной войны в литературе Ставрополья представлена широко и многогранно.

Своеобразна и интересна литература родного края. В нашем районе есть замечательные поэты. Среди них А.Комаров, Е.Редько, Д.Ермаков, Р.Иващенко, А.Рязанцев.


© 2010-2022