• Преподавателю
  • Другое
  • Базовые установки этнопедагогики в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения

Базовые установки этнопедагогики в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения

В настоящее время многие ученые занимаются изучением особенностей формирования ценностных ориентаций, воспитания подрастающего поколения в рамках духовности и нравственности, тем не менее, проблема повышения эффективности воспитательной работы с обучающимися, остается все также актуальной. Мы обащаем внимание на необходимость совершенствования работы по духовно-нравственному развитию обучающихся при помощи средств и форм этнопедагогики, вляющейся кладезем мудрости каждого народа. Нами проанализи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кошелева Н. П.,

аспирант кафедры психологии

и социальной педагогики


Формирование ценностных ориентаций обучающихся техникума на занятиях английским языком.

Формирование духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций обучающихся - это одна из важнейших потребностей современного общества, которое, с одной стороны предъявляет высокие требования к личности, но, к сожалению, обнаруживает низкий уровень духовно-нравственного развития у подрастающего поколения.
Обучение и воспитание неразделимы в современном образовательном процессе. Каждый обучающийся является личностью, формирование которой во многом зависит от того, как организован образовательный процесс в образовательном учреждении. В ходе усвоения знаний и формирования умений по преподаваемой дисциплине, мы не можем игнорировать в обучающемся «личность», которая находится в процессе становления. Мы можем воздействовать на личность словом, вниманием к его потребностям, проблемам и вопросам, которые его интересуют.

Г. Н. Волков [1] ввел понятие «этнопедагогики» - науки, изучающей процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; а также собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности [1, 4].

Этнопедагогика, воплощая в себе кладезь житейской мудрости народа, являет собой базу, на основе которой, последующие поколения познают мир, взрослеют, готовятся к самостоятельной жизни.

В отличие от народной педагогики, современная педагогика, представленная различными школами, опирающимися на противоречивые системы ценностей, выражает интересы и потребности различных общностей, не сводима к единому знаменателю, даже если инструментом при этом будет универсализация и (или) глобализация. Глобализация системы образования в условиях коммерциализации, предоставление образовательным учреждениям современных технических средств, появления новых провайдеров на рынках образовательных услуг, формирует предопределенные условия возникновения глобальной педагогики [2, 79].

Этнопедагогика в таких условиях отступает на второй план, вытесняется новыми ценностями, пришедшими в жизнь общества под влиянием глобализации. Народные традиции и культура становятся пережитком. Особенно это касается малых народов. Их этническая принадлежность стирается под воздействием титульных наций, процессов активного внедрения ими представлений о месте человека в современном мире, о ценностях и установках, которыми он должен обладать.

Воздействие на сознание формирующейся личности противоречивых ценностей различных субкультур, прозападных и множества других, распространенных на современном информационном пространстве, дезориентирует, приводит к произвольному духовно-нравственному развитию, последствия которого непредсказуемы для общества. Поэтому на данный момент необходимо в полной мере разработать проблему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Этнопедагогика, в определении Г.Н. Волкова[1] - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

По нашему мнению, потенциал народного воспитания, на данный момент остается недооцененным. В то же время, именно сейчас значение его для духовно-нравственного развития подрастающего поколения особенно велико, так как, теряя связь со своими корнями, молодежь остается без «духовного стержня» и становится восприимчива к негативным явлениям окружающей действительности.

Немало ученых, затрагивают в своих трудах вопросы воспитания посредством народной педагогики (И.А. Арабов, Г.А. Аргунова, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, М. Г. Харитонов и др.).

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [4, с.161].

Подрастающее поколение принимает ценности, которые воспринимаются как наиболее адекватные окружающей реальности и соответствуют его потребностям и интересам. Из чего можно сделать вывод, что воспитательная работа в образовательных учреждениях еще недостаточно адаптирована к особенностям современной действительности.

В работе по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций старших школьников мы подбирали сюжеты народного творчества, чей нравоучительный смысл применим к реалиям сегодняшнего дня.

Структура программы, формирующего эксперимента состояла из 9 этапов воспитания духовно-нравственной культуры, предложенных Н.Н. Лебедевой [3]:

  1. Самоактуализация опыта деятельности

  2. Освоение сути духовно-нравственной ценности объекта

  3. Формулирование гипотез о значимости, смысле духовно-нравственных ценностей

  4. Отсеивание гипотез о духовно-нравственной ценности объекта

  5. Извлечение знаний о духовно-нравственной ценности в виде понятий

  6. Оценка духовно-нравственной ценности объекта

  7. Деятельность на основе ценностных ориентаций

  8. Сравнение собственных ценностей с ценностями других людей

  9. Анализ последствий поступков, поведения.

Содержание воспитательных мероприятий на каждом этапе, осуществлялось на основе средств и методов этнопедагогики.

В ходе обсуждений, был раскрыт поучительный смысл народных пословиц, поговорок, сказок, рассказов. Через участие в играх, пение песен, подростки были вовлечены в процесс изучения народной культуры.

Анализируя поведение героев народных произведений, учащиеся обнаруживали вечные общечеловеческие ценности. Понимание их значимости в жизнеустройстве человеческого общества в те далекие времена и сейчас, привело подростков к переоценке прежних ценностей и выстраиванию новой системы ценностных ориентаций, где духовно-нравственные ценности уже имели субъективно-значимый смысл.

Литература:

  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М. : Академия, 1999. - С. 4.

  2. Иванова, З. И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиции глобализации образования / З. И. Иванова // Известия Саратовского университета. - 2007. вып. 1. - 80 с.

  3. Лебедева, Н. Н. Развитие компетентности педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи // Сб. статей / Н. Н. Лебедева. - Омск: Министерство образования Омской области. -2009. - С. 3-9.

  4. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - Т.2. - 496 с.

© 2010-2022