Конспект занятия Поле чудес-Птицы

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Касьяновская СОШ

МКОУ ДОД Кантемировский ДДТ

















Занятие в объединении «Ландшафтный эколог»

Поле чудес

«Птицы»



Конспект занятия Поле чудес-Птицы







Педагог дополнительного

образования:

Голикова О.Н.







2015г

От составителя

Телевизионная игра «Поле чудес» знакома всем. Она привлекает к экранам миллионы телезрителей разного возраста. Многие воспитанники хотели бы принять участие в подобной игре. Педагог дополнительного образования способен помочь ребятам реализовать их желание, организовав игру.

Методика проведения и подбор оборудования не составляют больших трудностей для педагогов и детей, а учебно-воспитательный эффект от их проведения несомненно большой. В процессе игры ребята незаметно для себя вспоминают изученный материал и узнают новые сведения из биологии, экологии. У воспитанников развивается мышление, память, сообразительность, находчивость, расширяется их кругозор. Участие в игре помогает развитию речи и культуры поведения, способствует развитию дружеских отношений в коллективе детей. Немаловажно и то, что игры представляют собой один из видов интересно организованного досуга детей. Они помогают снять психологическое и эмоциональное напряжение.

Для проведения игры потребуется оборудование: барабан, волчок, табло, две шкатулки, черный ящик, поднос, призы.

Игра проводится по плану:

- знакомство с правилами игры;

- краткое вступление ведущего по теме игры;

- первый тур;

- второй тур;

- третий тур;

- игра со зрителями;

- финал;

- суперигра.

В начале игры ведущий сообщает всем присутствующим тему и правила проведения игры, в каждом туре представляет игроков. Пока один из участников крутит барабан, ведущий задает вопрос, ответ на который должны дать игроки. После того, как барабан остановился, игрок называет букву из слова ответа или все слово. За правильный полный ответ игрок становится победителем этого тура. В случае неправильного ответа игрок передает ход игры следующему игроку.

Пока один из игроков вращает барабан, ведущий может задавать игрокам поочередно вопросы о том, чем они интересуются, чем они собираются заниматься после окончания школы, кто их родители. Могут быть шуточные вопросы типа или другие, связанные с темой игры. Все три тура проходят аналогично.

Во вступлении ведущий говорит, что открытиям, успехам биологической науки мы обязаны отечественным и зарубежным ученым, которые благодаря своему самоотверженному труду развивают Цель: расширить знания учащихся о птицах, привлечь внимание воспитанников к необходимости изучать, привлекать и охранять птиц, воспитывать любовь к природе.

Задачи:

- развивать творческий потенциал учащихся;

- развивать кругозор учащихся;

- заинтересовать в познании нового;

- способность развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.





Педагог. Добрый день, дорогие друзья Сегодня, ребята, мы проводим необычный урок - урок-игру «Поле чудес» по теме: «Птицы - наши друзья».

Птицы привлекают любителей природы оперением, пением, полётом, биологией и поведением. Для того, чтобы понять загадочную жизнь птиц, научиться распознавать их в природе по внешнему облику или по их голосам, надо очень много знать о птицах. И вовсе не следует отлавливать и содержать птиц в неволе. Самые ценные наблюдения за поведением птиц можно получить только в природных условиях, где пернатые не зависят от человека. А для этого нужны знания. Давайте проверим их.

1 ученик:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Ведущий. Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... Именно в это время проводится День птиц.

Впервые праздник был организован юннатами Сокольниче­ской биостанции в далеком 1927 году. С тех пор День птиц 1 апреля стал массовым праздником. И сегодняшняя встреча - про­должение этой давней традиции.

Ведущая. Мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Сначала об удивительных фактах из жизни пернатых.

1-й ученик. Наверняка не всем известно, что скорость полета скворца - 70 км/ч, зяблика - 55 , ласточки - 75 , чайки - 45 , во­роны - 30 , воробья - 56.

2-й ученик. Известно ли вам, что размах крыльев у южноамери­канского кондора более 4 м, у альбатроса - 4, у черного грифа и пеликана - 2?

3-й ученик. Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч, фазан - 34, кроншнеп -до 15, а домашняя курица может бежать (при угрозе опасности) со скоростью до 14 км/ч?

4-й ученик. Наверное, не каждый знает, что вес африканского страуса - 90 кг, а высота его - более 2,5 м, страус эму весит око-до 50 кг, а высота этой птицы - 1,7 м.

5-й ученик. Не каждый знает и о том, что высота полета кондо­ра составляет 6 км, ласточки - 4, стрижа - 3, лебедя - 2,4.

6-й ученик. Различна и глубина ныряния у птиц: у баклана и га­гары она доходит до 10 м, у гоголя - до 4, а пингвины могут нырять на глубину до 265 м!

7-й ученик. Ученые установили, что в одной кладке у журавля и голубя - по 2 яйца, у большой синицы - 15, а страус эму отклады­вает до 18 яиц.

8-й ученик. Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г, у гагары - 180, у пингвина - до 500, а яйцо страуса весит до 1,5 кг!?

Ведущий. Дорогие друзья! Мы совершили небольшое путешест­вие в удивительный мир птиц, узнали много интересного о страу­сах и пингвинах, колибри и ласточках, стрижах и бакланах. Следу­ющая страница нашего мероприятия расскажет об образе жизни, по­ведении и значении пернатых. А настроиться нам сегодня поможет игра «Поле чудес».

Чтец. Веселья и смеха настала пора,

И все мы сюда собрались,

Чтоб шутки звучали, улыбки сияли,

А щечки, как розы, цвели.


Первый тур

Отбор участников 1 тура

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи.)

-Какая птица самая большая в мире? ( Африканский страус.)

- Какая птица самая маленькая в мире? ( Колибри.)

Представление участников первого тура.

Задание. Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче соловья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. (Горихвостка).

1 Г

2 О

3 Р

4 И

5 Х

6 В

7 О

8 С

9 Т

10 К

11 А

Рекламная пауза. Биология птиц леса (Учащимся демонстрируются кадры диафильма «Биология птиц леса» о дятле, удоде, глухаре, тетереве, зяблике, снегире, дрозде, которым сопутствуют стихи, загадки).

Второй тур

Отбор участников 2 тура

-Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки.)

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Рябчики.)

- Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Стрижи.)

Представление участников второго тура.

Задание. С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Эта птица прилетает с самого Северного Ледовитого океана, маленькая и беленькая, только кончики крыльев и полоска вдоль хвоста черные. Любит вдоль дорог бегать - корм искать. Недаром её ещё называют снежным подорожником. (Пуночка).

1 П

2 У

3 Н

4 О

5 Ч

6 К

7 А

Третий тур

Отбор участников 3 тура

-Откуда плывет утка? (От берега.)

-Каким образом дрова превратить в оседлую птицу, обитающую в степях и полупустынях? (Дрова - дрофа.)

-Смените букву в названии хищного млекопитающего с ценным мехом, и вы превратите его в домашнюю птицу. (Куница - курица.)

Представление участников третьего тура

Задание. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей спо-собностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (Поползень).

1 П

2 О

3 П

4 О

5 Л

6 З

7 Е

8 Н

9 Ь

Игра со зрителями

Ведущий задает вопрос зрителям. Если вопрос вызывает затруднение, ведущий открывает одну букву на табло. В ходе этого тура следует призвать всех сохранять тишину, не выкрикивать ответ, а сначала поднять руку и по просьбе ведущего ответить. За правильный ответ вручается приз.

Задание. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди ярко - коричневые, хвост, крылья, верх головы черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (Щегол).

1 Щ

2 Е

3 Г

4 О

5 Л

Финал

Приглашается финальная тройка игроков.

Представление участников финала.

Задание. Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть малень-кие. Раньше 12 ноября отмечали праздник - День синиц. Хохлатая синица. Узнают её по вздёрнутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков унич-тожает, но и семена шишек достаёт, это специалист по хвойным деревьям. Как её ещё называют? (Гренадерка).

1 Г

2 Р

3 Е

4 Н

5 А

6 Д

7 Е

8 Р

9 К

10 А

Суперигра

Задание. : Желтоголовые птицы держаться обычно высоко в кронах деревьев, выдавая свое присутствие беспрестанным тоненьким посвистыванием «сисисисисисиси...». По причине очень мелких размеров их бывает нелегко рассмотреть среди густых крон елей. Обычно их замечаешь, когда они порхающим полетом перелетают с дерева на дерево или, быстро махая крылышками, висят в воздухе у конца еловой лапы. Изредка они спускаются вниз и кормятся на нижних ветвях.

1 к

2 о

3 р

4 о

5 л

6 ё

7 к

Королёк - самая маленькая птица наших лесов.
В таком случае удаётся рассмотреть все детали их оперения и понять, почему эту птичку по-русски называют корольком, - за золото на голове.

Итог игры Награждение победителя.

- И закончим нашу с вами игру - призывом.

З.Александрова «Птичьи песни».
Ученик:

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чем поёт
Щегол и реполов.
Поёт на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд,
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери -
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушай в сад -
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут.
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд!
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд».
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

Приложение ЗАГАДКИ

1. Ходит царь круг города, Носит честь на голове. (Петух.)

2. В болоте плачет, а из болота не идет.

(Кулик.)

3. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет -Крохи собирает, В полях ночует, Коноплю ворует. (Воробей.}

4. Есть на дереве дворец, во дворце живет...

(Скворец.)

5. Спереди - шильце, Сзади - вильце, Сверху - синее суконце, Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

6. Сивая латка, Черная латка По березе скачет. (Ворона.)

1. Что за зверь: Белый, как снег, Надутый, как мех, Лопатками ходит, А рогом ест? (Гусь.)

8. Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не сторож, а всех будит. (Петух.)

9. Хроменькая тетенька Пошла по воду. (Утка.)

10. Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)

11. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

12. Живет в лесу, ухает, как разбойник, Люди его боятся, а он людей боится.

(Филин.)

13. Харитонова жена Под тыном шла Семьсот рубах нашла. Ветерок подул, Все рубахи раздул. (Курица.)

Шуточные вопросы.

1. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет. Ведь он пе может разговаривать.)

2. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка:)

3. Когда температура тела у птицы выше: зимой или летом? (Одинаковая круглый год- птицы теплокровны.)

4. От какой птицы зависит количество детей в семье? ((№ аиста.)

Вопросы

  • Какие птицы не высиживают яйца? (Кукушки, сорные куры некоторые шалашники и др.)

  • У каких наших промысловых птиц воспитывают птен цов и самец и самка? (Рябчики, белая и серая куропатки)

  • Какая наша птица переносит птенцов в лапах? (Вальдш­неп.)

  • Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Кляст.)

  • Какие птицы самые дальнозоркие? (Грифы.)

  • Какая наша птица поет хвостом? (Бекас.)

  • Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

  • Какая птица накалывает добычу на колючки кустарни­ка? (Сорокопут.)

  • Какая птица имеет хвост в форме музыкального инстру-^мента? (Лирохвост.)

  • Какая птица совершает самый дальний перелет? (По­лярная крачка.)

  • Какая птичка может летать хвостом вперед? (Колибри.)

  • Какая птица лает, как собака? (Самец белой полярной куропатки.)

  • Есть ли у скворца своя песня? (Нет.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе игры мною:

- определена совокупность средств, методов и приёмов, направленных на формирование экологического воспитания обучающихся 5-7 классов;

- разработаны сценарии мини-спектаклей для просветительской деятельности природоохранного содержания;

-раскрыты понятия «Экологическая культура», «Экологическая игра»

-дана характеристика возрастных особенностей обучающихся 5-7 классов.

Я считаю, что разработанный мною методический материал целесообразно использовать при проведении внеклассных мероприятий по экологии и биологии как для учащихся 5-7 классов, так и с

привлечением их к просветительской работе, предоставив им возможность для самореализации в этом виде деятельности.


© 2010-2022