- Преподавателю
- Другое
- Программа лагеря Путешествие в Фольклороград
Программа лагеря Путешествие в Фольклороград
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширинкина Р.Н. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Березниковская средняя общеобразовательная школа»
Бардымского муниципального района Пермского края
Программа профильного лагеря народоведческой направленности «Путешествие в Фольклороград»
при МОУ «Березниковская СОШ»
(возрастная группа 11-14 лет)
Срок реализации: июнь 2011 г.
Автор: Ширинкина Равия Назиевна,
учитель начальных классов
МОУ «Березниковская СОШ»
Адрес: 618153 Пермский край
Барымский район с.Березники
ул.Ленина, 3
тел. (34292) 54-1-46
Березники, 2011 г.
Пояснительная записка
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем - эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что культура и быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт родного языка, культуры, морально-этических воззрений народа.
Поэтому наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождение лучших образцов народной педагогики. Еще К.Д.Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история.
Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности. Это значит, что разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены как органические составные части единого целого - народной исторической памяти, народного самосознания.
Условия летнего лагеря как нельзя лучше подходят для организации системной работы по ознакомлению детей и подростков с народной культурой. В этом и состоят актуальность и педагогическая целесообразность данной программы.
Цель: приобщение детей и подростков к духовному богатству народа через развитие их образно-эмоциональной сферы.
Задачи:
-
Придать целенаправленность летнему отдыху детей и подростков,
-
Ознакомить детей с традиционно-бытовой культурой татарского и башкирского народов, развивать интерес к разным видам народного творчества.
-
Воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к культурному наследию прошлого.
-
Способствовать развитию творческих способностей , воображения, ассоциативного мышления, фантазии детей через активизацию творческой деятельности.
-
Формировать умение сотрудничать со сверстниками во внеучебное время.
Программа краткосрочная, рассчитана на 18 рабочих дней, ориентирована на учащихся 5-7 классов в возрасте от 11 до 14 лет.
Основными методами организации деятельности являются:
-
Метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
-
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
-
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
-
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Ожидаемые результаты работы лагеря:
-
Целенаправленный характер летнего отдыха детей и подростков.
-
Знания детей о разных видах народного творчества.
-
Укрепление у школьников осознанного отношения к себе, как к носителю культурного наследия своего народа.
-
Самореализация личности в творческой деятельности.
-
Приобретение навыков сотрудничества со сверстниками во внеучебное время, соблюдение правил поведения и общения.
Основное содержание
Реализация программы будет осуществляться через запланированные мероприятия, которые делятся на 2 группы.
I группа - «Общелагерные мероприятия». Проходят они на протяжении всей смены. Включают в себя ряд разнообразных конкурсов и заданий, дающих каждому ребенку показать свои творческие, интеллектуальные и организаторские способности. (Приложение №1).
II группа - «Отрядные дела». Проходят на протяжении всей смены. Эти мероприятия направлены на создание более близких взаимоотношений в коллективе, на воспитание понимания и доверия. Они дают возможность быть услышанным каждому, научиться принимать правильные решения, от которых зависит судьба всего отряда.
Мероприятия этой группы объединены сквозной темой - путешествие современного ребенка в мир прошлого. Они органически сочетают в себе сказочно-занимательные и культурно-познавательные аспекты, что позволяет изложить этнографический материал в доступной форме и одновременно придают ему яркую эмоциональную окраску.
План мероприятий
Название тематического дня
Содержание и форма проведения
1-й день: «Встречай нас, Фольклороград!»
Знакомство с планом работы отряда и режимом дня. Оформление уголка отряда. Деление на звенья. Распределение обязанностей. Проведение инструктажа по ТБ.
2-й день:
«На улице Загадок»
Игра «Счастливый случай»
3-й день:
«На площади старинных подвижных игр»
Разучивание татарских народных игр
«12 палочек», «Волк и овцы», «Кот и мышь», «Иголка, нитка, узелок»
4-й день:
«В ателье татарского народного костюма»
Знакомство с особенностями национального татарского, башкирского и русского костюмов. Изготовление плоскостных моделей женских и мужских костюмов для картонных кукол
5-й день:
«В парке сказок»
Конкурс инсценированных сказок
6-й день:
«В музее старинных вещей»
Экскурсия в краеведческий музей в г. Оса
7-й день:
«В переулке частушек»
Знакомство с разновидностями частушек, сочинение частушек, конкурс на лучшее исполнение
8-й день:
«В картинной галерее»
Виртуальная экскурсия в музеи г.Казань Иллюстрирование небылиц, считалок и др.
Конкурс рисунков
9-й день:
«В сквере скороговорок»
Состязание «Кто кого перевыскороговорит ?»
10-й день:
«В сапожной мастерской»
Знакомство с искусством изготовления татарских ичиг, выполнение аппликационных работ из кожи, конкурс выполненных работ
11-й день:
«В пригороде Гармошка»
Встреча с известными гармонистами поселения
12-й день:
«У памятников деревянного зодчества»
Виртуальная экскурсия в музей деревянного зодчества в с. Хохловка, изготовление макета терема из бумаги, выставка работ
13-й день:
«На бульваре музыкально-песенных игр»
Разучивание татарских и башкирских народных игр «Кэрия-Зэкэрия», «Утыр, утыр, Мэликэ»
14-й день:
«В гостях у вышивальщиц»
Знакомство в видами российской вышивки, вышивка картины крестом на линованной в клетку картоне
15-й день:
«В кафе «Татарская кухня»»
Знакомство с книгой «Татарские народные блюда», изготовление «глиняной» выпечки, конкурс на самое красивое «блюдо»
Правила поведения за столом
16-й день:
«На проспекте народных праздников»
Малый Сабантуй
17-й день:
«На танцевальной набережной»
Разучивание татарских и башкирских народных игр с элементами танца «Исемлэп эйтешеп бию», «Минлебай», «Карабай»
18-й день:
«Помни о нас, Фольклороград!»
Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Оформление альбома.
Подведение итогов работы
Режим дня лагеря «Путешествие в Фольклороград»
9.00 - Приход детей в лагерь
9.05 - 9.15 - «Новости» - утренняя линейка
9.15 - 9.30 - «Спортивный дозор» - утренняя зарядка
9.30 - 10.00 - «Смак» - завтрак
10.00 - 12.00 - Подготовка к отрядным или (и) общелагерным мероприятиям
11.00-11.20 - «Смак» - второй завтрак
12.00 - 13.00 - Общелагерные мероприятия
13.00 - 13.30 - «Смак» - обед
14.00 -14.40 - Отрядные мероприятия
14.40 - 15.00 - «Итоги» - завершающая линейка
15.00 - Уход детей домой