Эссе современный учитель Арктики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный учитель Арктики.

Устенкова Нина Николаевна - учитель физики и информатики

МБОУ «Алеко-Кюельская СОШ им. Г.Г. Софронова»

Среднеколымского улуса (района)

Далеко и высоко шагнул научно-технический прогресс. Человек поднялся в космос, опустился в глубокие воды океана, проник в атом, обуздал стихию вод и ветров, научился общаться на больших расстояниях с помощью электромагнитных волн.

Новые веяния пришли с новым 21-ым веком.

Современный мир быстро меняется, изменяется окружающий нас мир, вместе с тем изменяются и дети. Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Арктика со своим своеобразным укладом жизни и социокультурной средой также развивается, сохраняя и поддерживая традиции, изменяя сам характер социокультурного фона. При бурном развитии центральных улусов Арктические и отдаленные от центра республики районы имеют свои актуальные вопросы в силу своей отдаленности и труднодоступности. В связи с этим очень актуальным является проблема обеспечения доступа к информации, обмена информацией.

На сегодня очень актуальное требование к образованию - воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает роль и значение не только образования в обществе, но и роль педагога.

Образование, прежде всего, должно реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий детям равные возможности получения качественного образования, независимо от места проживания и условий обучения.

В центре внимания современного образования, а значит, каждого педагога поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее всестороннему развитию.

Каким должен быть современный учитель Арктики? Профессионалом в своем деле, шагать в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске. Изучать, пробовать, осваивать, искать свою формулу успеха, никогда не останавливаться на достигнутом.

Он должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции. Конечно, такая эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. Но это, поверьте, того стоит! Необыкновенно приятно видеть в своих учениках «частичку» своей работы, наконец, своей души!

Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь, что может быть лучше? Наиболее близка этим идеалам профессия учителя. По призванию учитель - это духовный наставник, квинтэссенция его труда - самоотречение и радость творчества, сила духа и способность сопереживания. Это человек владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Я согласна с требованиями, предъявляемыми к современному учителю:

  • эрудированный и образованный, поскольку только большой багаж знаний дает право учить других;

  • человек, который станет ученикам старшим товарищем, другом, выручит в любой жизненной ситуации, учитывая опыт современной психологии;

  • профессионал своего дела, квалифицированный специалист, владеющий качествами, которые способствуют успешной передаче знаний.

А какова же роль педагога в современном обществе? Развитие у учащихся интереса к тому или иному предмету, развитие творческих способностей каждого ученика не маловажно. Поэтому ставлю целью своей работы развитие у учащихся интереса к физике и информатике.

Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда. Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Мало знать и любить свой предмет, необходимо владеть методами преподавания и способами передачи знаний. Для меня главное состоит в том, чтобы дети ушли с урока, во всем разобравшись, всё уяснив, не потеряв интерес к изучаемому предмету. Ведь цель учителя не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, и развить желание и стремление в преодолении трудностей.

В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.

Считаю, что педагог должен владеть не только формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, опыты, эксперименты, практика. Но и необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями.

Использование новых информационных технологий расширяет возможности образования, раздвигает рамки урока, индивидуализирует процесс образования, даёт возможность учителю разнообразить формы проведения уроков изучения нового материала и его повторения, дополняет демонстрационный материал, а при его отсутствии или технических неисправностях последнего, заменяет таковой.

Немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание. Учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Он должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее - это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия. Грубость, крики, оскорбления в школе не допустимы!

Учитель должен нести доброе, светлое, вечное. Являясь классным руководителем 10 класса, считаю одной из важных задач своей воспитательной деятельности создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов воспитания, и всегда получаю поддержку.

Иногда задумываешься о том, что это доброе, светлое, вечное, не заключается в компьютере. Современные технологии, как известно каждому человеку, шагнули далеко вперед. Думали ли ранее учителя, еще несколько десятков лет назад, что будут удивляться не присутствию, а отсутствию персональных компьютеров и ноутбуков? Конечно же, нет, а что говорить о сотовых телефонах, веб-камерах, флешках и прочих удивительных достижениях науки. Казалось бы, все отлично, однако возможно очень скоро виртуальная реальность и компьютеры абсолютно вытеснят из человеческой жизни живое общение и разговоры по душам. Конечно же, немаловажен и тот факт, что медиа-технологии, при правильном обращении, внесут в урок динамичность, наглядность, дадут больше возможности в расширении кругозора, открывают много возможностей. Но развитию речи способствует живое общение. Поэтому, считаю, что хотя и важно на сегодняшний день тенденция о том, что каждый учитель должен владеть ИКТ-компетенциями, но самое главное в том, что бы каждый учитель сумел найти ключ к каждому ученику и открыть в каждом его знания.

Еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе - это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения. Стараясь идти в ногу со временем: ежегодно прохожу курсовую подготовку по предметам и разным темам. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания - так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он - Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда недетские трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком, начинается творческая деятельность педагога.

И наконец, учитель должен быть разносторонним, умным, добрым, красиво и опрятно одетым. Кроме того, учитель должен быть одновременно и психологом.

Так какой же он, современный учитель Арктики?

По моему мнению, современный учитель Арктики должен быть новатором своего времени, эффективно работающий со знаниями, это тот, кто всегда учится новому, а также учится творчеству, и учит творить - себя как личность ученику, всесторонне развитый и образованный человек, мотивирующий каждого ученика безусловно на достижение конкретных целей и задач. Это учитель - исследователь, консультант, воспитатель, психолог, организатор и руководитель проектов, вооружающий конкретными научными знаниями, развивающий коммуникативную и культуроведческую компетенции учащихся, помогающий перенести знания и умения на сферу повседневной деятельности, преданный своему делу и ученикам. Любящий, понимающий и отдающий свое сердце детям.

«Учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. «Учитель» - это жизнь.

Зачастую вспоминаю высказывание своих преподавателей. Они цитировали Галилео Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». «Поменьше учителя, по больше ученика». Процесс обучения состоит не в том, чтобы «подать все на блюдечке с золотой каемочкой», а в том, чтобы извлечь уже имеющееся. Мы должны только дать возможность учащемуся раскрыть себя, свои знания и таланты. Создать для этого реально эффективные условия.

Стоит вспомнить также замечательные слова К.Э. Циолковского «Основной мотив моей жизни, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

Мы, учителя, тоже работаем на «будущее», уверенные в том, что наши ученики смогут решить проблемы, поставленные временем, и способствовать улучшению жизни в нашем районе, республике, стране.


© 2010-2022