- Преподавателю
- Другое
- От учебника к творческому замыслу урока
От учебника к творческому замыслу урока
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гришина О.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОТ УЧЕБНИКА К ТВОРЧЕСКОМУ ЗАМЫСЛУ
Одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся является формирование умения работать с книгой - учебником. Учебник был и остается основным посредником между учителем и учеником. Учебник должен являться опорой учителя в разработке всех звеньев педагогического процесса на всех его стадиях: от разработки замысла до его осуществления и дальнейшего совершенствования. В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета - обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения русскому языку и литературе в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач. По мнению учёного-лингвиста Закирьянова К.З., «...решаются эти задачи прежде всего и главным образом с помощью учебников. Таким образом, хороший учебник является одновременно и источником информации, и тренером, консультантом, и экзаменатором, и справочником, и воспитателем. Многофункциональность делает учебник уникальным средством обучения русскому языку в школе». От качества учебников во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся, так как учебник реализует содержание программы, регламентирует объём изучаемого материала, намечает пути и способы его усвоения, реализует образовательную концепцию.
Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в:
1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией;
2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;
3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнить и др.;
4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля;
5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы , конспектировании, составлении плана текста, написании тезисов , анкетировании ,рецензировании, составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.
Знакомство с учебником происходит на первом уроке в 5 классе. Кроме знакомства с такими понятиями, как «форзац», «титульный лист», а также знаковым аппаратом учебника, ученики получают задание подготовиться к викторине на самого лучшего знатока учебника. Вопросы могут быть самые разнообразные: что обозначает тот или иной условный знак, есть ли в учебнике словарь, какой?строки какого поэта размещены на той или иной странице?(упр.93)
Также мною активно используется прием «цепочка»(ученики по очереди демонстрируют знания определенного параграфа, произнося по одному законченному предложению.(например, сущ-самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Далее говорится о морфологических признаках сущ. После о синтаксической роли в предложении.) Этот прием очень эффективен и при подведении итогов на уроке, особенно после объяснения нового материала.
Для разнообразия теоретического материала используется иллюстративный материал, так как интересные и забавные рисунки часто способствуют длительному запоминанию теоретического материала. Например, в пятых классах уже не первый год я практикую следующее творческое домашнее задание по русскому языку:опираясь на вопрос в упр.351(какие слова обыгрывает художник?), сделайте сами 3 рисунка по данной теме. Дети такие задания выполняют очень охотно. Сейчас с помощью новейших технологий можно даже сделать своего рода презентацию или даже проект «Прямое и переносное значение слов» (слайды).
Неожиданным для учеников является следующий вид работы: рассказать по рисунку об антонимах(стр.166).
Возвращаясь к эффекту неожиданности, можно использовать следующий прием: взять самое обычное упражнение из учебника и дать его детям под запись. Весь фокус заключается в том, что по окончании этого мини-диктанта дети обменяются тетрадями и откроют определенную страницу в учебнике с правильной расстановкой букв. Подобные задания предоставляют ученикам возможность почувствовать себя в роли учителя.
Эффект неожиданности можно активно использовать по теме «Предложение». Например, из данных слов составьте предложения. А теперь откройте стр. такую-то и посмотрите, как из, казалось бы, простых предложений можно сделать стихотворение.
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами -
Звуком на душу навей.
<1847>А.А.Фет
На уроках русского языка можно также устроить «орфографическую дуэль». К примеру, тема - чередование гласных в корне. Соревнуются 1 и 3 ряд(кто больше), а средний ряд - секунданты, следят, чтобы не было ошибок.
Также можно попробовать дать такое задание: допустить как можно больше ошибок в слове. Данное задание не такое и простое, как кажется на первый взгляд, ведь допустить ошибку можно лишь в том случае, если не знаешь орфограммы, так как не каждая неверно написанная буква приравнивается к рангу ошибки.
Можно провести игру «Восстанови текст». Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает несколько отрывков текста без начала, конца или середины, знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у них пропущен. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста. Этот же прием очень популярен на уроках литературы.
Что же касается литературы, то здесь широко используются следующие приемы при работе с текстом: выразительное чтение, нахождение цитат или средств выразительности речи, сравнение произведений между собой, составление плана, сопоставление героев и сюжетов, выявление признаков какого-либо жанра в тексте, иллюстрация сюжета произведения и так далее.