ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ

Я, Сапрыкина Александра Анатольевна, воспитатель, в соответствии с годовым планом МДОУ 22.12.2014 года провела открытый показ экологической прогулки для детей старшей группы "По заснеженным тропинкам". ЦЕЛЬ: Обогащение и систематизирование экологических знаний  у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. ЗАДАЧИ:       .Формировать у детей систему элементарных экологических знаний; Уточнить знания детей об изменениях в природе в зимнее время; Развивать у детей умение  устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой, видеть причинно-следственные связи; Воспитывать у детей эмоционально-положительное и заботливое  отношение к природе, окружающему миру.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»















Конспект режимного момента - прогулка по экологической тропе:

" ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ "

(для детей старшего дошкольного возраста)













Составила:

Сапрыкина А.А., воспитатель







22 декабря 2014

ЦЕЛЬ: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у детей систему элементарных экологических знаний;

  • Уточнить знания детей об изменениях в природе в зимнее время;

  • Развивать у детей умение устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой, видеть причинно-следственные связи;

  • Воспитывать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к природе, окружающему миру.



  1. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

  • Исследование территории ДОУ и выявление важных природных объектов тропы

  • Создание карты-схемы тропы, нанесение маршрута, обозначение важных объектов

  • Изготовление условных обозначений для каждого объекта тропы

  • Составление плана работы на каждом объекте тропы

  • Планирование дальнейшей работы по экологическому направлению с детьми и родителями, участие в экологической акции " Покормите птиц зимой ".

2.Предварительная работа по подготовке к проведению прогулки по экологической тропе:

  • Изучение методической литературы, опыта педагогов на тему: " Организация экологической тропы в ДОУ "

  • Создание карты-схемы ДОУ " Лесная сказка ", значков, обозначающих важные объекты экологической тропы

  • Предварительная работа с детьми: беседы, рассказы воспитателя о времени года "Зима» , об объектах экологической тропы, правилах безопасности на прогулке в зимний период времени;

  • Подбор дидактических и подвижных игр, загадок и пословиц, чтение художественной литературы

  • Изготовление гирлянды для украшения елочки.



2.

3. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ :

  • " Белая березка "

  • " Рябиновая аллея "

  • " Хоздвор "

  • " Огород "

  • " Столовая для пернатых "

  • " Альпийская лужайка "

  • " Зеленая красавица "

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ " ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ ":

  • Сюрпризный момент (появление героя)

  • Объекты экологической тропы ДОУ

  • Работа с детьми и родителями по экологической акции " Покормите птиц зимой".

5. ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Костюм снеговика

  • Cюрприз-посылка

  • Карта-схема; значки, обозначающие объекты тропы

  • лупы (на каждого ребенка)

  • иллюстрации птиц (зимующих)

  • корм для птиц

6. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Дети знают и различают лиственные и хвойные деревья, находящиеся на территории детского сада;

  • Знают и называют: части строения деревьев, виды овощей и сезонных работ, перелетных и зимующих птиц ;

  • Понимают связь между живой и неживой природой;

  • Принимают участие в акции " Покормите птиц зимой ".

3.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

1. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:

Дети выходят на прогулку, а у крыльца стоит снеговик.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас в гостях сегодня Снеговик! А с гостями принято здороваться. Здравствуйте! (дети здороваются)

Снеговик: Здравствуйте ребята, я - Снеговик-почтовик, прибыл к вам с севера. Разношу поздравительные телеграммы от Деда Мороза , а вам посылка! (открывает посылку). Здесь послание от Деда Мороза. Он пишет, что получил ваше письмо, скоро придет к вам на праздник. А еще узнал, что у вас в детском саду растет елка и просит вас передать ей свои подарки. Как же нам это сделать, ребята?

Дети: Надо прогуляться к елке.

Снеговик: Дед Мороз нам составил маршрут. В посылке есть карточка. Что же на ней написано?

Дети: Это цифра "1",

Снеговик переворачивает карточку: - Что это?

Дети: Это дерево береза.

Снеговик: Значит надо идти к березе. Тогда в путь!

Дети организованно встают парами и проходят за Снеговиком.

2. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ:

1. " Белая березка "

Цель: Закрепление названия деревьев, находящихся на территории ДОУ, их строение, внешнее строение (сходство и отличие). Систематизирование представлений о хвойных и лиственных деревьях. Воспитывать умение слушать других людей.

Ход:

Снеговик: Наша первая остановка. Странно, на карточке на березе зеленые листочки . А на вашей березе ничего нет. Ребята, что же с ней произошло?

4.

Дети: Это летом на березе листья зеленые, осенью - листья пожелтели и

опали, а зимой береза стоит голая.

Снеговик: - А как вы догадались, что это береза?

Дети: Только у березы белый ствол с черными полосками!

Снеговик: Береза - символом России, нашей страны, нашей природы. Это дерево может прожить 150-180 лет! Березовые листья и почки целебны - их заваривают и пьют чай от многих болезней, все любят в бане париться березовыми вениками.

Расскажите мне, чем же отличается береза от других деревьев? Из каких частей она состоит?

Дети: У березы есть ствол, корни, ветви, листья и сережки. Главное отличие - белый ствол.

Снеговик: Верно. Давайте поближе рассмотрим ствол березы. В моей волшебной сумке есть необходимый для этого инструмент (показ инструментария). Вика, назови его, пожалуйста.

Вика: Это лупа.

Снеговик: Саша, из чего состоит лупа, через что мы увидим близко кору березы.

Саша: Через увеличительное стекло

Дети рассматривают кору.

Снеговик: Что ты увидел, Миша, а ты Дима?

Ответы детей.

2. " Рябиновая аллея "

Цель:

см. "Белая береза"

Ход:

Снеговик: Я нашел следующую карточку. Что на ней изображено?

Дети: Цифра "2", (снеговик переворачивает карточку), это дерево - рябина. Снеговик: Мы на рябиновой аллее, она очень красива зимой.

Аллея - это улица, вдоль которой посажены деревья. Повторите со мной это слово (дети повторяют вместе с ведущим "аллея" ).

Рябина тоже лекарственное дерево и живет оно почти 200 лет! Посмотрите на рябинку и на березу, чем они похожи между собой?

Дети:

- Строением.

Снеговик:

- Христина, а в чем ты увидела разницу?

Христина: У рябины есть гроздья красных ягод, а у березы нет ягод;

5.

различается цвет ствола.

Снеговик предлагает рассмотреть ствол рябины через лупу, слушает выводы детей.

Снеговик:

- А кто из вас знает для чего на рябине остались ягоды зимой?

Дети:

- Эти ягоды клюют птицы. Это корм для птиц зимой.

Снеговик:

- Это природа позаботилась о наших меньших друзьях. А я приглашаю вас дальше.

Физминутка:

- Чтобы мы с вами быстрее добрались до места, должно произойти чудо!

Закройте глаза 1-2-3.

Ты, и ты, и ты, и ты - все теперь снеговики!

Для начала перебираемся через сугробы высоко поднимая ноги!

Теперь шагаем гигантскими шагами! А здесь тропинка узкая - мелкими

шажками. Молодцы! Не успели оглянуться как добрались до места.


3. " Хоздвор ":

Цель: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.

Ход:

По дороге к хоздвору " , у рябины набросан " бытовой мусор (пластиковые пакет и бутылка, бумага, фантики от конфет и др.)

Снеговик: Сколько мусора! Разве такой должен быть детский сад? Какие будут предложения?

Вика: Надо мусор собрать в пакет и выбросить.

Снеговик: Опять выбросить? Куда, Ваня?

Ваня: В мусорные контейнеры, они нужны для того, чтобы выбрасывать в них накопившийся дома и собранный на улице мусор.

Снеговик: Какая полезная вещь! Если все люди на нашей планете будут складывать мусор в специальные места, тогда мы сохраним нашу природу и в детском саду, и в поселке и во всем мире станет чище.

4. " Огород "

Цель: Закрепить знания детей об овощах, сформировать обобщенное представление; о способах ухода за ними, связи живой и неживой природы. Вызвать интерес к работе на огороде детского сада.

6.

Ход:

Снеговик: Перед нами следующая остановка. Чтобы отгадать что за изображено на карточке под номером "3" (цифру называют дети) - надо внимательно послушать мою загадку и отгадать ее:

Здесь работай, не зевай,

Собирай урожай!

Надо славно потрудиться,

Чтоб чего-нибудь добиться

Витаминами весь год

Нас одарит ...

Дети: Огород.

Снеговик: Правильно. (переворачивает карточку, на которой изображены овощи). Куда мы попали- мы с вами должны прийти на огород, но кажется ошиблись- кроме снега здесь ничего нет! Куда подевались все овощи?

Дети: Урожай собрали осенью.

Снеговик: А какие овощи росли летом на вашем огороде? Какие овощи вы сажали на своей грядке?

Дети поочередно отвечают. Снеговик спрашивает каждого ребенка.

Снеговик: Мне хочется с вами поиграть. Я буду называть цепочку слов, но если вы заметите ошибку - можете смело меня исправлять.

Д/и "Найди лишнее слово"

Ход игры: Ведущий произносит логическую цепочку слов с одним исключением: редиска-капуста-ананас, помидор-яблоко-огурец, лук-чеснок-слива и др.

Дети называют лишнее слово, не относящиеся к данной цепочке слов

Снеговик: Все правильно. Лишние слова - это названия фруктов, а они где растут ?

Дети: Фрукты растут в саду.

7.

Снеговик: Чтобы собрать хороший урожай надо потрудиться! Какие работы проводятся на огороде, мы сейчас покажем в игре.

Подвижная народная игра "Царь Картошка"

Ход игры: Дети перед водой изображают действия - имитацию работ на огороде (копают, поливают, собирают урожай) .

Снеговик: Человек заботиться об урожае, назовите мне других помощников.

Дети: Солнце - согревает землю, дождик насыщает водой, птицы собирают вредных насекомых. Дождевые черви "вскапывают " землю, пчелы и бабочки опыляют соцветия и т.д.

Снеговик: Очень много сил прикладывают люди, чтобы вырастить и овощи и фрукты, а зачем они нам нужны?

Дети: В овощах и фруктах есть витамины. Чтобы мы выросли сильными и здоровыми.

Снеговик: Спасибо, я столько нового сегодня узнал! А нам пора в путь! А чтобы быстрее добраться до следующей станции нам надо полететь. Мы превращаемся... закрыли глаза.

1-2-3 ... ты, и ты, и ты - все мы с вами снегири. Снегирь - красногрудая птица, которая прилетает к нам только в холодное время года, чтобы перезимовать поближе к людям.

Дети и ведущий "летят " к кормушке.

5. " Столовая для птиц "

Цель: -Развивать интерес к наблюдением за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Воспитывать желание заботится о них.

Ход:

Снеговик: Вот мы и добрались до следующей остановки. Карточка - номер "4" (цифру называют дети). На карточке изображена кормушка.

Что это? Интересно, откуда она взялась?

Дети: Это кормушка для птиц. Её смастерили люди.

Снеговик: Андрей, для чего же нужны эти кормушки?

8.

Андрей: Чтобы в них можно насыпать корм и птицы не голодали зимой.

Снеговик : Надо и нам птиц покормит (насыпают корм в кормушку)

- Какие же птицы прилетают к вашим зимним столовым?

Дети перечисляют названия зимующих птиц.

Снеговик:

Как же мы можем назвать одним словом тех птиц, которые остаются с нами в самое холодное время года?

Дети: Зимующие птицы.

Снеговик просит повторить всех детей: "зимующие птицы"

Снеговик: Есть совсем необычные птицы, они прилетают с севера с первыми холодами. Они тоже зимуют с нами. Миша, назови их пожалуйста.

Миша: снегирь, клест, сойка, свиристели, зяблик, поползень.

Снеговик: Хочу с вами поиграть в игру "Бывает- не бывает" !

Д/ и "Бывает - не бывает "

Ход игры:

Ведущий перечисляет факты о птицах - правдивые и выдуманные. Дети должны отметить хлопками правдивые, топотом выдуманные.

Ворона крякает, воробьи самые большие птицы на планете, попугаи - зимующие птицы, утка плавает по небу, у синички желтая грудка, голуби живут стаями, снегири проводят у нас лето и т.д.

Снеговик: Правда ли это? А какие звуки произносит эта птица? А как правильно?

Снеговик: Мы продолжаем нашу прогулку - у нас осталась последняя карточка под номером "5" (цифру называют дети) - это альпийская лужайка.

6. " Альпийская лужайка "

Цель: Уточнить представления детей о хвойных деревьях- туе и ели (их видовом разнообразии) . Закрепить названия, их строения, условия роста, способах ухода.

9.

Ход:

Снеговик: Мы на всеми любимой альпийской лужайке, где любят бывать и дети и взрослые. Лилиана , напомни всем ребятам, какое сейчас время года?

Лилиана: Сейчас время года - зима.

Снеговик: А что происходит с растениями и деревьями зимой?

Дети: Цветы и растения увяли, с деревьев опали листья, их покроет снег, чтобы защитить от мороза.

Снеговик: Правильно, снег защищает от мороза деревья, кустарники и многолетние цветы. Но здесь есть и вечнозеленые растения- на нашей лужайки посажены хвойные декоративные деревья- это туя, у нее листья в виде веточек. Туя- южное теплолюбивое растение, но растет и у нас, если о нем правильно заботится . Посмотрите, как защитил их человек.

Дети: Укрыл защитной пленкой, чтобы сохранялось тепло.

Снеговик: Оглянитесь вокруг. На лужайке есть еще одно хвойное деревья.

Дети: Это ели.

Снеговик: Есть обычные зеленые невысокие, еще маленькие елочки. А рядом с ними - красавица голубая ель, это очень редкое дерево. Почему ее так называют?

Дети: Потому что кончики ее ветвей голубого цвета.

Снеговик: Правильно. Хвойные деревья вечнозеленые, у них вместо листьев у ели, сосны, кедра- иголки, а у туи веточки. Одна иголка живет 5- 7 лет. Расскажите мне, какие иголки у елки?

Д/и "Какие иголки у елки"

Ход игры:

Снеговик предлагает снять рукавицы и ощутить - какие же у елей иголки. Дети называют характерные приметы иголок. Активизируются прилагательные: острые, зеленые, твердые, колкие, короткие и т. д.

Снеговик: Ребята, а чем же полезна елка для нас?

Дети: Очищает воздух, выделяет кислород и полезные вещества, хвоя

10.

используется для изготовления лекарств, создает нам в новогодние праздники хорошее настроение.

Снеговик: Вот скоро самый любимый праздник в году, которой вы так любите. Как же он называется, Света?

Света: Это праздник - Новый год!

Снеговик: Самое главное украшение любого праздника - это красиво украшенная елка. Но как же жалко когда заканчиваются праздники и елки, срубленные в лесу, выбрасывают в мусорные контейнеры.

Ребята, что вы посоветуете? Как можно сохранить живые елочки?

Дети: Купить в магазине искусственную елку!

Снеговик: Замечательная идея! Надо рассказать родителям! В лесу родилась елочка, пусть там она растет! Чтобы и наша елка почувствовала праздник надо ее украсить!!!

Снеговик с детьми украшает елку. Благодарит за интересную прогулку и прощается.





11.

© 2010-2022