• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта по теме: «Спортивные бальные танцы как историко-культурный и эстетический феномен»

Обобщение опыта по теме: «Спортивные бальные танцы как историко-культурный и эстетический феномен»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта по теме: «Спортивные бальные танцы как историко-культурный и эстетический феномен»

Танец (польск. tanec, от нем. tanz) - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положение тела танцора. Танец непосредственно связан с музыкой.

Первоначально танец выполнял ритуальную функцию и носил анимистический характер - танцевальные сюжеты складывались на основе наблюдений за животными, их движениями и повадками.

Значительно позже, пройдя через моменты развлекательности, танец стал выполнять просветительскую функцию. Например, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира и двух его началах (инь и янь).

Танцы могут служить и средством массового внушения, психологического манипулирования (африканские народные танцы и ритуалы шаманов); механизмом массовой релаксации, способом снятия излишней агрессивности (воинственные танцы).

Такое влияние танцев на организм философы объясняют тем, что вся природа - живая и неживая, макро- и микрокосмос - подчиняется определенному ритму. Человек как часть Вселенной также подчиняется его законам. Чем больше внутренний мир человека соответствует ритму природы, тем гармоничнее его жизнь во всех проявлениях (И. Шванева). Это хорошо понимали в древности. Суфист Хазрат Инайят Хан писал: «Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние Гармонии и ритма».

Исторически бальные танцы оформились как культурное явление примерно в конце XVIII в. Бальный танец - танец, который является средством массового развлечения и исполняется парой или большим количеством пар на танцевальных вечерах, балах; возник в XIV в. в Италии, в XVI-XVII вв. законодательницей бальных танцев становится Франция, в XVII в. бальные танцы распространяются по всей Европе.

Спортивные бальные танцы - самостоятельный вид танцевального спорта, включающий десять танцев: медленный и венский вальсы, медленный и быстрый фокстроты, танго, самбу, румбу, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. В XX в. созданы международная и государственная федерации (профессиональная и любительская) танцевального спорта, разработаны критерии судейства, проводятся чемпионаты, первенства, турниры и конкурсы различного уровня.

Венский вальс. Год создания: 1775 г. В 1924 г. Имперское Общество учителей Англии приняло решение стандартизировать танцы, известные в то время. Все танцы из современной европейской программы были достаточно подробно описаны. Исключение составлял венский вальс, который был не очень популярен в Англии. Единственным настоящим вальсом тогда считался «английский вальс» (сейчас - медленный). Венский вальс позднее был добавлен к списку европейских танцев, но так и не был включен в конкурсную программу Блэкпульского фестиваля. Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к XII, XIII столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz».

В настоящее время существует две версии о происхождении венского вальса - германская, в Англии долго называли его «немецкий» вальс, и французско-итальянская. «Венским» он стал в начале XIX века в Вене под музыку И. Штрауса, когда пережил бурный подъем.

Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Один из первых танцев в ритме «три четверти» - крестьянский французский танец из Прованса, о годе появления которого - 1559 г., писала Парижская газета «Ла Patrie» 17 января 1882 года. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую «Volta», хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение. В течение 16-ого столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентльмена. Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентльмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше. Самое известное изображение этого танца - картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно, что фоном картины является зал Французского королевского суда.

В 1754 г. в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев - «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, похожие на вальс, впервые исполнялись в Париже в 1775 году.

В настоящее время Венский Вальс исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

Медленный вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине XVIII века. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874 г., в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский Клуб» и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).

Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 г. было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 г. Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 г. Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Характеристики Медленного вальса. Движение: Свинговое (с замахом), Мягкое, Плавное, По кругу, Маятниковое. Настроение: чувственное, романтическое, грустное, лирическое. Жизненность: знакомство, любовь, нежность, грусть. Цвет: теплый, мягкий. Музыкальный размер: ¾. Тактов в минуту: 29-30.

Джайв. Год создания: 1927. Джайв появился в XIX веке на юго-востоке США, причем одни считают, что он был негритянским, другие - что это военный танец индейцев-семинолов во Флориде (вокруг пойманного бледнолицего или его черепа). Есть версия, что негры танцевали его еще в Африке, а затем его стали танцевать индейцы. Слово «Jive» похоже на южно-африканское слово «Jev» - «говорить пренебрежительно», подобное же значение есть в негритянском сленге: «обман, хитрость», хотя возможно происхождение от английского «jibe», на сленге - «дешевые товары», «марихуана». Точно неизвестно, какое из этих слов было исходным для названия танца и поэтому неясен изначальный смысл, вкладываемый в этот танец. В 1880-ых г. танец уже был конкурсным - его танцевали негры на юге США на приз, которым чаще всего был пирог, поэтому танец был известен, тогда как Cakewalk (Пирожковая прогулка). При этом танец состоял из двух частей - сначала торжественная процессия пар, затем заводной танец, который участники танцевали в специально сшитых костюмах. Музыка, сопровождающая этот танец, называлась Ragtime (rag - тряпка), возможно, потому, что участники одевали их лучшие «тряпки» (одежду), или потому что музыка была синкопированная и «рваная». Музыка и танец были популярны среди негритянского населения Чикаго и Нью-Йорка. Этот зажигательный негритянский танец с энергичной музыкой резко контрастировал с ограниченным и строгим танцем верхних белых классов США и Великобритании. Со смертью королевы Виктории в 1901 г. общество почувствовало большую свободу и огромное количество простых танцев, основанных на тех же ритмах, стало популярно и среди белых: путаник янки, техасская тряпка, вертлявые скачки, виляющая бочка, На корточках, Чесотка, Молотьба и Жатва. Некоторые имели животные названия, явно сельского и пантомимического характера: хромая утка, несущаяся лошадь, медведь гризли, шаг краба, скала орла, летящая петля, турецкий шаг, прыжок кенгуру, рыбий шаг и скачки кролика. Современный джайв все еще включает Bunny Hug (Скачок Кролика) как один из основных шагов. Это шассе в сторону - когда кролик или заяц пугается, он с места прыгает в сторону. Все эти танцы исполнялись под музыку рэгтайм, с акцентами на ударах 2 и 4, в синкопированных ритмах.

Существенные перемены в танцах начались с 1910 г., когда многие индивидуальные танцы стали танцеваться в паре, танцоры начали комбинировать фигуры, танцуя их в произвольном порядке. Каждый танцор - мужчина превратился в ведущего, в мгновенного балетмейстера. Изменение произошло как изменение интереса от шагов к ритму. Это совпало с песней Ирвинга Берлина «Alexander's Ragtime Band» в 1910 г., которая быстро стала всемирным хитом. В двадцатые годы Ragtime трансформировался в популярный свинг. Фокстрот был изобретен Гарри Фоксом для выступления на шоу в Нью-Йорке в 1913 г..

Современная версия джайва имеет основные шаги, составленные из быстрого синкопированного шассе (шаг, приставка, шаг) влево и вправо (у партнерши наоборот), вместе с более медленным шагом назад и возвращением вперед. Бедра выводятся на счет «и» после каждого шага, вес находится сильно впереди на всех шагах, причем все шаги делаются с носка. Во время шассе (например, влево) ступня ноги, с которой делается шаг (левой), поднимается на уровень колена опорной ноги, при этом далее правая нога поднимается так же сильно и создается оптическая иллюзия «moonwalk» (лунных шагов), танцоры при этом кажутся невесомыми. Базовая техника латиноамериканских танцев, в отличие от европейских, впервые была упорядочена и описана Уолтером Лэрдом (Walter Laird).

Квикстеп. Год создания: 1923. Квикстеп - это быстрый фокстрот. В 20-е годы многие оркестры и джаз-бэнды начали исполнять фокстроты в быстром темпе, переходя от чинного девятнадцатого века к буйному ритму двадцатого. Те, кто умел танцевать фокстрот, на балах, вечерах были постоянно недовольны тем, что какие-то движения невозможно стало танцевать, приходилось придумывать новые. Об этих проблемах писали многие популярные в то время газеты. В программу танцевальных вечеров, чтобы предупредить любителей «настоящего» фокстрота, танец стали включать под названием «quick-time-foxtrot», иногда «quick-time-steps» и, наконец, коротко - «quickstep». Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр Поля Вайтмана выступал в Великобритании. Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре - все эти движения, явно или не явно, сильно изменившись, или просто напрямую попали в квикстеп из трех танцев - чарльстон, шимми и Black Bottom. Чарльстон родом с островов Кабо-Верде (Cape Verde), название танца идет от порта Чарльстон, в котором негритянские докеры танцевали энергичный круговой танец (типа «яблочка»). В настоящее время квикстеп танцуется в ритме 200 ударов в минуту. Основные движения - это прогрессивные шаги, шассе, повороты, многие другие движения, заимствованные из фокстрота. Базовое движение для начинающих - четвертные повороты. Но основным отличием от других европейских танцев являются «прыжки», как в продвижении, когда пара как бы «стелется вдоль паркета», c поворотами или без, так и на месте, с оригинальными киками и более сложными движениями.

Пасодобль. Год создания: 1920. Название «Paso Doble» на испанском языке означает «два шага», а также созвучно «Paso a Dos» - «танец для двух (ног)». Эти названия связаны с маршевым характером танца на счет «раз, два» или «левой, правой». Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Танцоры пасодобля изображают тореро и его плащ, характер музыки соответствует процессии перед корридой. Впервые бои быков появились на острове Крит, но только в 1700-ых они начали проводиться в Испании. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-ых, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. Основное отличие пасодобля от других танцев - это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жестко фиксированная голова, в некоторых движениях наклоненная вперед и вниз. Различные существующие движения можно интерпретировать как битву двух быков. Вес корпуса впереди, но большинство шагов делается с каблука. Хореография танца соответствует мелодии испанского цыганского танца «Espana Cani», который имеет три музыкальных акцента. Эти акценты есть в пасодобле, они создают драматический, захватывающий характер танца. Первый акцент состоит из двух частей - 4 с половиной и 6 с половиной восьмерок - фанфары о начале корриды и парад участников. Второй акцент - 8 с половиной восьмерок - битва быка с тореадором. Третий - праздник победы тореадора над быком (или наоборот). Зрителям очень нравится этот броский, эмоциональный танец, который многие танцоры тренируют меньше всего и уделяют ему слишком мало внимания. В отличие от самбы, ча-ча-ча и румбы, которые многими педагогами интерпретируются как танцы, где главную роль исполняет партнерша, пасодобль - типично мужской танец, основной акцент в котором делается на движения партнера-тореадора, а партнерша, как в стандарте, просто следует за ним, изображая его плащ.

Румба. Год создания: 1913. Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. Танец подчеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками... были более важны для танца, чем мелодия. Румба появилась в Гаване в XIX веке в комбинации с европейской Contradanza. Название «Rumba», возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году - «rumboso orquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь» (в русском морской аналог - «румбы», то есть направление). У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения появились на других Карибских островах и в Латинской Америке. Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение этой сельской румбы с Guaracha, Cuban Bolero, в дальнейшем добавились Son и Danzon. Американская румба - измененная версия танца «Son».

Самба. Год создания: 1956. История самбы - это история слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. В XVI веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (а не животами). Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио (прогрессивные, локи и т.п.), которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро). Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и был описан в 1885 г. как «изящный бразильский танец». Происхождение названия «Samba» неясно, хотя «Zambo» означает «ребенок от негра и местной (бразильской) женщины» (мулат). Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия. Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905 г. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point).

Самбу часто называют «южноамериканским вальсом», ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену.

Танго. Год создания: 1910. Изначально танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими народными испанскими танцами было завезено с поселенцами в Аргентину. Хотя это только одна из версий. Еще одна из версий - происхождение от африканского танца Tangano, завезенного вместе с рабами-неграми, которая считается Andrews наиболее вероятной. Один или оба этих танца в Аргентине в трущобах Буэнос-Айреса слились с гаванским танцем (Куба) Habanera, получившийся танец известен как Milonga (милонга). Милонга первоначально была популярна в низших слоях Аргентинского общества, а в начале XX столетия начала привлекать внимание и высшего света. Милонга - очень мягкий танец с близкими касаниями (например, прижимание головами), с визуальным акцентом на движениях ног (особенно заметно в современном аргентинском танго с переплетениями ног). Впервые танго в его современной форме исполнялся в гетто Буэнос-Айреса. В нем его танцевали под названием «танец с отдыхом» (движение кортэ из танго переводится как «отдых»). В Париже в 30-е годы в танец были внесены изменения, позиция стала более бальной, и танец приобрел акцентированный характер. Визуальный акцент переместился с ног на голову и движения туловища и рук, при этом отдельные акценты в ногах (типа киков) сохранились, но танцуются существенно реже.

Фокстрот. Год создания: 1913. Полное название танца - медленный фокстрот (первоначальный «фокстрот» несколько отличается от современного). Этот танец танцуется в ритме 4/4 и темпе 120 ударов в минуту. Фокстрот был придуман летом 1914 г. актером водевиля Гарри Фоксом. Как часть своего выступления, Гарри Фокс делал шаги «рысью» (trotting) под музыку ragtime , и люди назвали его танец «Fox's Trot» (потом «s» пропала, а произношение осталось). «Trot» - это изначально военный термин для описания конной походки, появившейся в штате Миссури, в переводе на русский - «рысь». Эта походка необычно гладка. Гладкость - одна из основных характеристик фокстрота. Есть версия, что название произошло из-за лисы (Fox), поскольку только она якобы имеет необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию (след в след). Первоначальный вариант фокстрота исполнялся таким образом, что левая и правая нога ставились одна перед другой по одной линии. Только в 1950-ых была развита «Пересмотренная техника», в которой левая и правая нога двигаются по своей линии, лишь иногда попадая на чужую. К концу первой мировой войны медленный фокстрот состоял всего из трех шагов (тройной шаг). К концу 1918 года было придуманa «волна», затем - открытый спин-поворот в 1919 году, в 1920 году появляются «шаг перо» и «смена направления». Фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное количество вариаций и приносит намного больше удовольствия, чем танцевание всех шагов в одном ритме, на каждый счет (а до этого все танцы танцевались в одном ритме). Имеется большое количество разнообразных ритмических сочетаний шагов в фокстроте, он является самым трудным танцем для изучения из-за сложного ритмического характера движения.

Ча-ча-ча. Год создания: 1952. В 1952 г. известный английский преподаватель бальных танцев Пьер Лавелл посетил Кубу и увидел оригинальный вариант танцевания румбы с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам в музыке, когда ритм задается ударами кастаньет, барабанов, с тремя акцентированными «клацаньями». Вернувшись в Англию, он начал преподавать этот вариант как отдельный новый танец. Название танца, возможно, произошло от быстрого и веселого кубинского танца «Guaracha» (гуарача), а так же от созвучия со щелчками соответствующих музыкальных инструментов во время шассе. Танец Гуарача был популярен в Европе в конце прошлого столетия, в 1898 году он был внесен в программу танцевальной ассамблеи в Coupar Angus в Шотландии. В 1954 г. танец впервые был описан как «мамбо с гуэро-ритмом». Гуэро (guiro) - музыкальный инструмент, сделанный из пустой высушенной тыквы. Мамбо - гаитянский танец, ставший известным в Европе в 1948 г. от Прадо (Prado). «Mambo» - имя богини вуду в негритянской африканской религии. Исполняя ритуальный танец в ее честь, ритм выстукивали палками по высушенным черепам. Таким образом, ча-ча-ча происходит от религиозных ритуальных танцев Западной Африки и кубинских медленных танцев. Есть три основных варианта мамбо - single, double, and triple; тройной имеет пять шагов на один такт и именно этот вариант используется в ча-ча-ча. Ча-ча-ча сейчас танцуется в ритме 120 ударов в минуту. Шаги делаются на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на каждом шаге. Вес расположен впереди, на носках, все шаги выполняются с носка, движение происходит вдоль пола без поднятий и опусканий. Шассе выполняется на счет «4 и», используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет «раз», который длиннее других шагов по музыке. В английском языке, в США первоначальное название cha-cha-cha постепенно сократилось до cha-cha, что связано с изменением характера танца.

Спортивно-бальные танцы, как любой вид искусства, говорят на своем языке, используют свои знаки-символы и, одновременно, категориальный аппарат эстетики. Среди языковых элементов танца можно выделить ритмичность, форму, пластику, музыкальность, движение, пропорции, экспрессию, симметрию (асимметрию), композицию и др. Эти средства выразительности органично включены в содержание бесспорных эстетических категорий - красота, совершенство, эстетический идеал.

Издавна и бесспорно красота рассматривалась, прежде всего, как эстетическая категория. При этом всегда подразумевалось, что красота означает некую устроенность или организацию предмета (объекта), которая предполагает, как утверждал Л.-Б. Альберти, такую органическую целостность, в которой ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав при этом хуже. Иными словами, истинная красота - это всегда изящество, целесообразность и лаконичность, где излишество или чрезмерность означают безвкусицу, а несправедливость - дисгармонию.

Таким образом, красота выступала как бы объективным показателем осмысленности и правильности как организации предмета или процесса, так и самого существования в целом. На связь красоты с истиной - через организацию ее смысла через формы красоты - указывал и теоретик искусства Дж. Маццини, сказавший, что красота есть лицо истины.

Связь красоты с истиной означает, что существуют некие объективные связи между формами красоты и смыслами бытия. Насколько же объективна организация красоты и на чем основана сила ее воздействия? Сила красоты в том, что принципы ее построения как объективны, так и универсальны, т.е. в них отражены самые общие, органичные и непреложные законы всякого структурообразования, всякого процесса возникновения или построения форм, оказывающихся наиболее жизнеспособными. Поэтому красота - прежде всего способ организации (предметов, процессов и явлений), когда можно выделить некоторые определенные и устойчивые особенности, обусловливающие наличие у предмета тех качеств, которые позволяют ему наиболее успешно функционировать в окружающей среде, оставаясь в рамках самого себя единым целым, имеющим определенную форму и структуру. Эта структура подразумевает наличие определенной иерархии значений внутри организованного целого, что, в свою очередь, обеспечивает этому целому связь с окружающим его контекстом (смысловым или предметным) на всех уровнях его организации.

Поэтому можно сказать, что красота - не просто способ организации, но особый ее способ, ибо и сам смысл, и сами функции предмета выявляются через логику его построения, имеющую объективный характер, поскольку в нем наиболее целостно выражена вся сумма условий и требований окружающего мира. Таким образом, красота становится вопросом не только формы, но самого качества предмета, ибо определяет возможность его вписания в окружение и самого в нем бытия.

И, наконец, красота - это высший тип организации, ибо в нем наиболее целесообразно, законченно, совершенно и выразительно представлена сущность предмета, выявлен его смысл и обеспечена возможность реализации его функций. Это означает, что красота образует как бы новый - онтологически, гносеологически, аксиологически - статус предмета (объекта), ибо определяет возможность наиболее адекватного и эффективного взаимодействия с окружением и установления более высокого уровня порядка этих взаимодействий.

Что касается практического существования красоты, то оно важно, прежде всего, в двух главных отношениях: собственного своего содержания и его восприятия человеком.

Красота как порядок и совершенство означает высшую степень целесообразности организации, когда излишнее - безобразно, когда все внешние характеристики формы служат раскрытию смысла, качества и назначения предмета.

Красота в высшем смысле функциональна. Еще со времен Сократа понимание красоты включало в себя соответствие той цели, для которой существует или создается предмет, а это и обеспечивает возможность наилучшего выполнения предметом своих функций. И если красота природы не подчиняется предписанным человеком правилам функциональности (поскольку у природы свои, отдельные от человека, цели), то красота, творимая человеком, - в искусстве, в быту на производстве - строится исходя из требований человека.

Так, например, принцип «золотого сечения», которое итальянский математик Л. Пачоли назвал «божественной пропорцией», лежит в основе строения самых разных природных объектов и организации произведений искусства, промышленных изделий, форматов поверхностей и габаритов бытовых предметов и т.д. Золотое сечение обнаруживается в пропорциях человеческого тела. Т. Кун в книге «Кривые жизни» при анализе картины Боттичелли «Рождение Венеры» находит многократное использование принципа «золотого сечения» при построении тела Венеры. Оно отчётливо просматривается в архитектурном решении Парфенона, храма Вознесения в Коломенском, Покрова на Нерли, в композиции музыкальных произведений, при организации частотных соотношений в благозвучных аккордах, кульминация мелодии также часто приходятся на точку золотого сечения ее общей продолжительности и т.д.

Возможно, и «золотое сечение» есть частный случай ритма, который, в свою очередь, придает или сообщает правильность и регулярность функционированию самых разных объектов, будучи законом, в способе организации также живых существ и их бытия. Ритм означает правильное чередование смещений при членении временных или пространственных протяженностей, и этот возврат фиксируется как повторяемость, периодичность определенных структурных схем; это дает впечатление постоянства и устойчивости при одновременном психологическом ощущении изменения и новизны, которая в данном контексте не пугает неизвестностью, но подсознательно ожидается. Очевидно, в этом один из секретов положительного восприятия «золотого сечения», когда осуществляется возврат к одной и той же пропорции в рамках одного предмета, одного объема, одного целого; ощущение и новизны, и узнаваемости возникает в законченности и сгущенности переживания ритма. Этот ритм внутреннего движения делает золотое сечение похожим на своеобразную рифму в поэзии.

Известно из практики воздействие на человека цвета как определенной физической характеристики. Непосредственные сигналы эстетической информации, кроме безусловного, подсознательно воспринимаемого воздействия, могут оказывать и культурно-ассоциативное воздействие, значение которого нельзя игнорировать и величиной которого нельзя пренебрегать, когда речь идет об эмоциональном настрое, душевном состоянии людей, которые являются и зрителями, и творцами. В спортивном бальном танце эмоциональный настрой исполнителя усиливается цветовыми акцентами - костюм танцоров, освещение, цветовые оттенки музыкальных произведений.

Т.о., спортивные бальные танцы как явление художественной культуры и вид искусства, обладают значительным эстетическим потенциалом, который необходимо использовать в образовании в процессе эстетического воспитания.



© 2010-2022