Рабочая программа учебной дисциплины Элементы (Основы) технической механики

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ульканский межотраслевой техникум»







УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ГБПОУ «УМТ»

№___ от «___» ________2014 г.





Программа учебной дисциплины

«Основы (элементы) технической механики»

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

190631.01 Автомеханик
















2014г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум».

Разработчик:

Рыкова Елена Станиславовна, преподаватель

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «___________________________» Протокол № __от «__» ____201__г.

(наименование МК)

Рецензент:

(от работодателя)

____________________ ______________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы (элементы) технической механики

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Читать кинематические схемы.

  • Рассчитывать передаточное число, скорости кинематической пары.

  • Классифицировать разъёмные и неразъёмные соединения.

  • Классифицировать детали передач и передачи.

  • Пользоваться измерительными средствами: масштабной линейкой, штангенинструментом, щупами, специальными средствами.

  • Читать допуски размеров и форм в системах СЭВ и ОСТ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные понятия, определения, условные графические обозначения в кинематических схемах.

  • Виды соединения деталей машин и механизмов.

  • Детали и сборочные единицы машин и механизмов.

  • Механизмы для передачи и преобразования движения.

  • Принципы взаимозаменяемости, допуски, посадки.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45часов;

самостоятельной работы обучающегося 23 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:


лабораторные работы

12

практические занятия

22

контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

в том числе:


выполнение рефератов и презентаций

10

подготовка к лабораторным, практическим работам

7

подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

5

Подготовка к контрольной работе

1

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы технической механики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Детали и механизмы машин

68

Тема 1.1. Машины и их основные элементы.

Содержание учебного материала



Основные определения .Критерии работоспособности. Прочность. Точность. Жесткость; жесткость узлов. Износостойкость; стадии износа. Стойкость к тепловым воздействиям. Виброустойчивость; вынужденные колебания; параметрические колебания; автоколебания. Надежность; безотказность; долговечность. Отказ. Кинематическая цепь. Условные обозначения элементов кинематических схем.


1


2

Основные механизмы, преобразующие движение. Валы и оси, их назначение и классификация. Материалы валов и осей. Смазка подшипников, валов, осей, муфт.


1

Область применения пружин и рессор.

1

Назначение корпусных деталей. Критерии работоспособности и надежности корпусных деталей. Материалы корпусных деталей.


1

Лабораторные работы.

Л.р. № 1. Вычисление работоспособности и расчета КПД деталей машин. (2)

Л. Р. № 2. Изучение конструкций и определение основных характеристик подшипников качения.(2)

4

Практические занятия

П.р.№ 1-2 Чтение кинематической схемы.(2)

П.р.№ 3 Изучения структуры и свойств материалов для валов и осей.

П.р. № 4 Изучение характеристик рессор и пружин.

П.р. № 5 Изучения структуры и свойств материалов для корпусных деталей машин .


5

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение реферата или презентации на тему: Критерии работоспособности изделия . Подготовка отчетов к практическим работам.

5

3


8


3

Тема 1.2

Виды передач.

Содержание учебного материала



Общие сведения о передачах

Виды, устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Классификация передач. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчеты многоступенчатого привода. Фрикционные и ременные передачи

Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом (цилиндрическая фрикционная передача).Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ременных передач. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнем.


1


2

Зубчатые и цепные передачи

Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения. Основы зубчатого зацепления. Геометрия зацепления. Виды разрушений зубчатых колес. Основные критерии работоспособности и расчета. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые цилиндрические передачи: геометрические соотношения: силы, действующие в зацеплении, расчет на контактную прочность и изгиб. Передаточное отношение и число. Цепные передачи.


1

Лабораторные работы.

Л.р.№ 3 Изучение свойств материалов зубчатых колес.

Л.р. № 4 Расчет допустимых напряжений зубчатых колес.

Л.р. № 5. Ознакомление и изучение конструкции цепной передачи


3


Практические занятия.

П.р.№ 6. Расчёт основных параметров привода.(2)

П.р. № 7. Расчёт лентопротяжного механизма.(2)

П.р. № 8. Расчет передаточного отношения и числа(2)

П.р. № 9. Расчет основных параметров цепных передач.

7

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка отчетов по практической и лабораторной работам.

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Основные характеристики фрикционных и ременных передач. Виды разрушений зубчатых колес.

4

2


6


3

Тема 1.3

Соединение деталей и сборочных единиц

Содержание учебного материала



Характер соединения деталей и сборочных единиц. Разъемные соединения.

Виды и назначение резьбовых соединений. Болтовые, винтовые соединения. Соединение шпильками. Надежность соединений. Расчет прочности. Понятие - шпоночные соединения. Виды и назначения шпонок. Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения. Шлицевые соединения. Применение шпоночного, шлицевого и штифтового соединения.


1


2

Неразъемные соединения. Сварочные и заклепочные соединения.

Сварные соединения. Виды сварки. Сварка давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости.

Заклепочные соединения. Механизация заклепочных работ. Способы проведения заклепочных работ. Материал заклепок. Выбор заклепок. Надежность соединений


1

Лабораторные работы.

Л.р.№ 6. Расчет резьбового соединения на прочность.

Л.р.№ 7. Расчет допускаемых напряжений для сварных соединений.

Л.р.№ 8. Расчет прочности несложных деталей и узлов.(3)

5


Практические занятия.

П.р.№ 10-14 Изучение соединений деталей в сборочных единицах (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, заклепочные). (5)

П.р.№15-17 Выполнение сборочно-разборочных работ в соответствии с характером соединения деталей и узлов.(3)

8

Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей машин, сборочных единиц.

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Современные способы соединения деталей.

5

1


6


3

Тема 1.4

Принцип взаимозаменяемости.

Содержание учебного материала



Понятие о взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Стандартизация.

Понятие о взаимозаменяемости. Принципы взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. Основные понятия и термины, определяющие качество продукции.


2


2

Практические занятия

П.р.№18 Измерение деталей машин измерительными инструментами.

П.р. № 19 Нанесение и чтение на чертеже допусков и посадок.

2

Контрольная работа итоговая(зачет)

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка к контрольной работе.

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Нормирование требований к точности геометрических параметров элементов деталей и их условное обозначение на чертеже.

1

2

3


3

Всего:

68



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета устройства и технического обслуживания автомобиля.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Вереина Л.И. Техническая механика. Москва, «Академия», 2011 г.

  2. Опарин И.С. Основы технической механики, Академия, Москва,2010 г.

Дополнительные источники:

  1. Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. Москва, 1976 г.

  2. Мархель И.И. Детали машин. Москва, 1986 г.

  1. Рубашкин А.Г., Чернилевский Д.В. Лабораторно-практические работы по практической механике. Москва, 1975 г.

  2. Опарин И.С. Основы технической механики. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования, Академия, Москва,2010 г.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Читать кинематические схемы.

Оценка результата выполнения практической работы №1-2

Рассчитывать передаточное число, скорости кинематической пары.

наблюдение за выполнением лабораторной работы №5

Классифицировать разъёмные и неразъёмные соединения

Наблюдение за выполнением лабораторной работы №6-8, оценка результата выполнения практической работы №10-17

Классифицировать детали передач и передачи.

Наблюдение за выполнением лабораторной работы №3-5, оценка результата выполнения практической работы № 6-9

Пользоваться измерительными средствами: масштабной линейкой, штангенинструментом, щупами, специальными средствами

Оценка результата выполнения практической работы №18

Читать допуски размеров и форм в системах СЭВ и ОСТ.

Оценка результата выполнения практической работы №19

Знания:

Основные понятия, определения, условные графические обозначения в кинематических схемах.

Оценка результата выполнения практической работы №1-2. Оценка реферата или презентации на тему: Критерии работоспособности изделия.

Виды соединения деталей машин и механизмов.

Наблюдение за выполнением лабораторной работы №6-8, оценка результата выполнения практической работы №10-17. Оценка защиты реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц.

Детали и сборочные единицы машин и механизмов.

Оценка защиты реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц.

Механизмы для передачи и преобразования движения.

Наблюдение за выполнением лабораторной работы №3-5, оценка результата выполнения практической работы №6-9

Принципы взаимозаменяемости, допуски, посадки

Оценка при выполнении практической работы № 18,19

5


© 2010-2022