- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Элементы (Основы) технической механики
Рабочая программа учебной дисциплины Элементы (Основы) технической механики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыкова Е.С. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ «УМТ»
№___ от «___» ________2014 г.
Программа учебной дисциплины
«Основы (элементы) технической механики»
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
190631.01 Автомеханик
2014г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум».
Разработчик:
Рыкова Елена Станиславовна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «___________________________» Протокол № __от «__» ____201__г.
(наименование МК)
Рецензент:
(от работодателя)
____________________ ______________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы (элементы) технической механики
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Читать кинематические схемы.
-
Рассчитывать передаточное число, скорости кинематической пары.
-
Классифицировать разъёмные и неразъёмные соединения.
-
Классифицировать детали передач и передачи.
-
Пользоваться измерительными средствами: масштабной линейкой, штангенинструментом, щупами, специальными средствами.
-
Читать допуски размеров и форм в системах СЭВ и ОСТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
Основные понятия, определения, условные графические обозначения в кинематических схемах.
-
Виды соединения деталей машин и механизмов.
-
Детали и сборочные единицы машин и механизмов.
-
Механизмы для передачи и преобразования движения.
-
Принципы взаимозаменяемости, допуски, посадки.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
45
в том числе:
лабораторные работы
12
практические занятия
22
контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23
в том числе:
выполнение рефератов и презентаций
10
подготовка к лабораторным, практическим работам
7
подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
5
Подготовка к контрольной работе
1
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы технической механики»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Детали и механизмы машин
68
Тема 1.1. Машины и их основные элементы.
Содержание учебного материала
Основные определения .Критерии работоспособности. Прочность. Точность. Жесткость; жесткость узлов. Износостойкость; стадии износа. Стойкость к тепловым воздействиям. Виброустойчивость; вынужденные колебания; параметрические колебания; автоколебания. Надежность; безотказность; долговечность. Отказ. Кинематическая цепь. Условные обозначения элементов кинематических схем.
1
2
Основные механизмы, преобразующие движение. Валы и оси, их назначение и классификация. Материалы валов и осей. Смазка подшипников, валов, осей, муфт.
1
Область применения пружин и рессор.
1
Назначение корпусных деталей. Критерии работоспособности и надежности корпусных деталей. Материалы корпусных деталей.
1
Лабораторные работы.
Л.р. № 1. Вычисление работоспособности и расчета КПД деталей машин. (2)
Л. Р. № 2. Изучение конструкций и определение основных характеристик подшипников качения.(2)
4
Практические занятия
П.р.№ 1-2 Чтение кинематической схемы.(2)
П.р.№ 3 Изучения структуры и свойств материалов для валов и осей.
П.р. № 4 Изучение характеристик рессор и пружин.
П.р. № 5 Изучения структуры и свойств материалов для корпусных деталей машин .
5
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение реферата или презентации на тему: Критерии работоспособности изделия . Подготовка отчетов к практическим работам.
5
3
8
3
Тема 1.2
Виды передач.
Содержание учебного материала
Общие сведения о передачах
Виды, устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах. Классификация передач. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчеты многоступенчатого привода. Фрикционные и ременные передачи
Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом (цилиндрическая фрикционная передача).Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ременных передач. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнем.
1
2
Зубчатые и цепные передачи
Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения. Основы зубчатого зацепления. Геометрия зацепления. Виды разрушений зубчатых колес. Основные критерии работоспособности и расчета. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые цилиндрические передачи: геометрические соотношения: силы, действующие в зацеплении, расчет на контактную прочность и изгиб. Передаточное отношение и число. Цепные передачи.
1
Лабораторные работы.
Л.р.№ 3 Изучение свойств материалов зубчатых колес.
Л.р. № 4 Расчет допустимых напряжений зубчатых колес.
Л.р. № 5. Ознакомление и изучение конструкции цепной передачи
3
Практические занятия.
П.р.№ 6. Расчёт основных параметров привода.(2)
П.р. № 7. Расчёт лентопротяжного механизма.(2)
П.р. № 8. Расчет передаточного отношения и числа(2)
П.р. № 9. Расчет основных параметров цепных передач.
7
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка отчетов по практической и лабораторной работам.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Основные характеристики фрикционных и ременных передач. Виды разрушений зубчатых колес.
4
2
6
3
Тема 1.3
Соединение деталей и сборочных единиц
Содержание учебного материала
Характер соединения деталей и сборочных единиц. Разъемные соединения.
Виды и назначение резьбовых соединений. Болтовые, винтовые соединения. Соединение шпильками. Надежность соединений. Расчет прочности. Понятие - шпоночные соединения. Виды и назначения шпонок. Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения. Шлицевые соединения. Применение шпоночного, шлицевого и штифтового соединения.
1
2
Неразъемные соединения. Сварочные и заклепочные соединения.
Сварные соединения. Виды сварки. Сварка давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости.
Заклепочные соединения. Механизация заклепочных работ. Способы проведения заклепочных работ. Материал заклепок. Выбор заклепок. Надежность соединений
1
Лабораторные работы.
Л.р.№ 6. Расчет резьбового соединения на прочность.
Л.р.№ 7. Расчет допускаемых напряжений для сварных соединений.
Л.р.№ 8. Расчет прочности несложных деталей и узлов.(3)
5
Практические занятия.
П.р.№ 10-14 Изучение соединений деталей в сборочных единицах (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, заклепочные). (5)
П.р.№15-17 Выполнение сборочно-разборочных работ в соответствии с характером соединения деталей и узлов.(3)
8
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей машин, сборочных единиц.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Современные способы соединения деталей.
5
1
6
3
Тема 1.4
Принцип взаимозаменяемости.
Содержание учебного материала
Понятие о взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Стандартизация.
Понятие о взаимозаменяемости. Принципы взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадок. Стандартизация. Основные понятия и термины, определяющие качество продукции.
2
2
Практические занятия
П.р.№18 Измерение деталей машин измерительными инструментами.
П.р. № 19 Нанесение и чтение на чертеже допусков и посадок.
2
Контрольная работа итоговая(зачет)
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка к контрольной работе.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по теме: Нормирование требований к точности геометрических параметров элементов деталей и их условное обозначение на чертеже.
1
2
3
3
Всего:
68
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета устройства и технического обслуживания автомобиля.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Вереина Л.И. Техническая механика. Москва, «Академия», 2011 г.
-
Опарин И.С. Основы технической механики, Академия, Москва,2010 г.
Дополнительные источники:
-
Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. Москва, 1976 г.
-
Мархель И.И. Детали машин. Москва, 1986 г.
-
Рубашкин А.Г., Чернилевский Д.В. Лабораторно-практические работы по практической механике. Москва, 1975 г.
-
Опарин И.С. Основы технической механики. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования, Академия, Москва,2010 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Читать кинематические схемы.
Оценка результата выполнения практической работы №1-2
Рассчитывать передаточное число, скорости кинематической пары.
наблюдение за выполнением лабораторной работы №5
Классифицировать разъёмные и неразъёмные соединения
Наблюдение за выполнением лабораторной работы №6-8, оценка результата выполнения практической работы №10-17
Классифицировать детали передач и передачи.
Наблюдение за выполнением лабораторной работы №3-5, оценка результата выполнения практической работы № 6-9
Пользоваться измерительными средствами: масштабной линейкой, штангенинструментом, щупами, специальными средствами
Оценка результата выполнения практической работы №18
Читать допуски размеров и форм в системах СЭВ и ОСТ.
Оценка результата выполнения практической работы №19
Знания:
Основные понятия, определения, условные графические обозначения в кинематических схемах.
Оценка результата выполнения практической работы №1-2. Оценка реферата или презентации на тему: Критерии работоспособности изделия.
Виды соединения деталей машин и механизмов.
Наблюдение за выполнением лабораторной работы №6-8, оценка результата выполнения практической работы №10-17. Оценка защиты реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц.
Детали и сборочные единицы машин и механизмов.
Оценка защиты реферата или презентации на тему: Типы соединения деталей и машин, сборочных единиц.
Механизмы для передачи и преобразования движения.
Наблюдение за выполнением лабораторной работы №3-5, оценка результата выполнения практической работы №6-9
Принципы взаимозаменяемости, допуски, посадки
Оценка при выполнении практической работы № 18,19
5