- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности Все узнаю, все смогу!
Рабочая программа внеурочной деятельности Все узнаю, все смогу!
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перетятько В.И. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
I. Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования под редакцией А.В. Горячева. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОУ СОШ _____________
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Во внеурочное время для учащихся начальных классов организованы занятия по использованию ИКТ в проектной деятельности. Внеурочная деятельность в виде работы над проектами - адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела - проекта.
Цель курса « Всё узнаю, все смогу»: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
-
формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
-
развитие моторики;
-
развитие психических процессов;
-
развитие личности младшего школьника;
-
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
-
приобретение конкретных технических умений в использовании ИКТ, получение представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов).
II. Общая характеристика курса « Всё узнаю, все смогу»
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Учащиеся 3-4-х классов занимаются проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Исследовательский проект - это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.
Информационные проект - это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Межпредметный (интегрированный) - это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.
Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-3 неделями в режиме внеурочных занятий.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Участники программы: дети от 9 до 11 лет.
Сроки реализации: 2 года.( 2013 -2015гг.)
Занятия в клубе проводятся по определённой системе:
3-й год - « Хочу все знать»;
4-й год - «Мой край».
Механизм реализации программы осуществляется через систему уроков
проектной деятельности, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение.
Механизм управления
Сотрудники учреждений культуры и науки
Родители учащихся
Учителя школы
Проведение
экскурсий,
лекториев
Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба.
Контроль за выполнением учащимися поставленных задач.
Индивидуальные беседы
Проведение занятий
клуба.
Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы.
Организация экскурсий.
III. Описание места курса « Всё узнаю, все смогу» в учебном плане.
Преподавание курса «Всё узнаю, все смогу» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования умения проектировать свою деятельность, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Курс «Всё узнаю, все смогу» изучается с 3 по 4 класс по одному часу в неделю: 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
IV. Описание принципов содержания курса « Все узнаю, все смогу»
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса « Всё узнаю, все смогу»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»
Уровень
результатов
Виды
внеурочной
деятельности
Приобретение социальных
знаний
Формирование
ценностного отношения к социальной реальности
Получение самостоятельного общественного действия
Социальное творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность)
Курс «Всё узнаю, всё смогу»
Поисковая деятельность, экскурсия на природу с видеосъёмкой, викторины, фотосессия «Осенний листок», микроисследования, создание памятки «Здоровый образ жизни», создание «Лесной газеты», выставки, показ слайдов
Создание электронной фотосессии «Школьная жизнь», составление книги «Тайна имени», электронная презентация «Моя родословная», создание сказки «Приключение осеннего листика», инсценировка и показ в дошкольном учреждении, создание видеофильмов, защита проектов «Экологическая почта», «Музей под открытым небом»
VI. Содержание курса «Всё узнаю, все смогу».
Название блоков
Задачи
Формы мероприятий
3-й год - «Хочу все знать».
1. Формировать навыки владения собой, умения определять цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, контролировать свои действия.
2. Формировать умение находить информацию в информационном поле.
3. Формировать умение проводить наблюдение за природой.
4. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, школе.
5. Формировать умение заботиться о своем здоровье.
6. Формировать умение создавать проект итоговой творческой работы.
Проведение фотосессий.
Оформление электронных фотоальбомов о школьной жизни.
Составление книги «Тайна имени»
Оформление электронной презентации «Моя родословная».
Экскурсии на природу.
Создание сказки «Приключение осеннего листочка».
Посещение обсерватории и Дома космонавтики.
Показ слайдов.
Создание памятки «Здоровый образ жизни».
4-й год - «Мой край»
1. Формировать навыки владения собой, умения определять цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, контролировать свои действия.
2. Формировать умение находить информацию в информационном поле о родном крае.
3. Формировать умение проводить наблюдение за природой родного края.
4. Воспитывать уважительное отношение к истории родного края.
5. Формировать умение заботиться об окружающей среде.
6. Формировать умение создавать проект итоговой творческой работы.
Экскурсии на природу.
Составление книжки-малышки «Народные приметы».
Создание макета домиков животных.
Создание «Лесной газеты».
Организация мини-оранжереи на окне класса.
Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
Создание видеофильмов.
Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде.
Презентация слайдов.
Экскурсии к памятникам истории и архитектуры родного края.
Посещение ветеранов ВОВ.
Создание выставок.
Приложение 1
Банк проектных заданий для учащихся начальных классов
3 класс
Тема 1. Мой проект (1 час). Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением.
Тема 2. Школьная страна (9 час).
Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Определение визуально, или путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни.
Тема 3. Моя семья.
Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная».
Тема 4. Умей видеть природу.
Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев, падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Высадка клубней на пришкольном участке.
Тема 5. Космос.
Посещение обсерватории и Дома космонавтики. Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов.
Тема 6. Будь здоров!
Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни».
4 класс
Тема 1. Я и природа.
Разведка осенних примет. Экскурсия на природу. Составление книжки-малышки «Народные приметы». Сбор информации о домиках животных. Создание макета домиков животных. Создание «Лесной газеты». Классификация комнатных растений. Посадка комнатных растений. Организация мини-оранжереи на окне класса. Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
Тема 2. Моря и океаны
Экскурсия с видеосъемкой к морю. Сбор информации о подводных жителях. Создание видеофильма.
Тема 3. Экология
Экскурсия к водоему, в лес, очистные сооружения. Сбор информации об утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде. Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов.
Тема 4. Моя Кубань
Экскурсия по местам боевой славы, к памятникам истории и архитектуры родного края. Сбор информации о достопримечательностях края. Посещение ветеранов ВОВ, сбор информации о военных действиях на Кубани, в районе. Создание выставки. Сбор информации о выдающихся личностях Кубани. Защита сообщений.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
3 класс «Хочу все знать»
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№
Наименование тем
Всего, час
Количество часов
Цели
Характеристика деятельности обучающихся
Теоретические
Практические
1
Мой проект
1
1
-
1. Формировать понятие проекта.
2. Познакомить со структурой создания проекта.
Знакомство с этапами работы над проектом
2
2.1
2.2
2.3
Школьная страна
Мой класс
Моя школа
Находим расстояние от дома до школы
9
3
4
2
3
1
1
1
6
2
3
1
1. Формировать коммуникативные умения.
2. Умение пользоваться техническими средствами для оформления проекта.
Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Определение визуально, или путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни.
3
3.1
3.2
Моя семья
Я и мое имя
Моя родословная
5
2
3
2
1
1
3
1
2
1. Формировать интерес к родословной своей семьи.
2. Формировать умение составлять книги.
Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная».
4
4.1
4.2
4.3
Умей видеть природу
Осенние листья
Снежинка
«Трудный путь картошки»
9
3
2
4
3
1
1
1
6
2
1
3
1. Формировать умение наблюдать за природой.
2. Воспитывать любовь к природе.
Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев, падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Высадка клубней на пришкольном участке.
5
5.1
5.2
5.3
Космос
Как выглядит орбита планеты
Дорогой Гагарина Инопланетяне
5
2
2
1
3
1
1
1
2
1
1
0
1. Формировать умение находить информацию в научных источниках.
2. Формировать умение создавать слайд-шоу.
Посещение обсерватории и Дома космонавтики. Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов.
6
6.1
6.2
6.3
Будь здоров!
Любовь к сладкому и здоровье
Суд над жевательной резинкой
Воздух в моем классе
5
1
2
2
3
1
1
1
2
0
1
1
1. Прививать навыки здорового образа жизни.
2. Формировать умение следить за правильным питанием.
3. Формирование умения следить за чистотой помещения.
Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни».
Итого:
34
15
19
4класс « Мой край»
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№
Наименование тем
Всего, час
Количество часов
Цели
Характеристика деятельности обучающихся
Теоретические
Практические
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Я и природа
Разведка осенних примет
Животные-зодчие
Комнатные растения
«Вредные звуки»
12
3
3
3
3
5
1
1
2
1
7
2
2
1
2
1. Формировать умение наблюдать за природой.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Прививать навыки здорового образа жизни.
Разведка осенних примет. Экскурсия на природу. Составление книжки-малышки «Народные приметы». Сбор информации о домиках животных. Создание макета домиков животных. Создание «Лесной газеты». Классификация комнатных растений. Посадка комнатных растений. Организация мини-оранжереи на окне класса. Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
2
Моря и океаны
5
2
3
1. Формировать умение находить информацию в научных источниках.
2. Формировать умение создавать видеоролик.
Экскурсия с видеосъемкой к морю. Сбор информации о подводных жителях. Создание видеофильма.
3
3.1
3.2
3.3
Экология
Полезный мусор
Экологическая почта
Лес - наше богатство
10
3
4
3
5
2
2
1
5
1
2
2
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Формировать умение составлять памятки с запрещающими знаками.
Экскурсия к водоему, в лес, очистные сооружения. Сбор информации об утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде. Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов.
4
4.1
4.2
4.3
Моя Кубань
Музей под открытым небом
Георгиевская ленточка
Кубанские умельцы
7
3
2
2
4
1
1
2
3
2
1
0
1. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю
2.Привитие интереса к истории , традициям и обычаям народов края.
Экскурсия по местам боевой славы, к памятникам истории и архитектуры родного края. Сбор информации о достопримечательностях края. Посещение ветеранов ВОВ, сбор информации о военных действиях на Кубани, в районе. Создание выставки. Сбор информации о выдающихся личностях Кубани. Защита сообщений.
Итого:
34
18
16
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1
-
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
-
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
-
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель- М.:Бином,2002.
-
Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель -М.:Бином,2006
-
Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель - М.:Бином, 2002.
-
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
-
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
-
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
-
Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
-
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Наглядные пособия
Комнатные растения
Гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты
3. Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, оргтехника, DVD - плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера.
4. Экранно-звуковые пособия
Аудио- и DVD-диски
5. Оборудование кабинета (-ов)
Мебель, стенды, художественно-изобразительные средства, инвентарь для посадки растений.
14