- Преподавателю
- Другое
- Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»
Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кубышкина Л.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Программа
формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов
«Я учусь быть читателем»
Составитель : Кубышкина Любовь Владимировна
педагог-библиотекарь
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации программы: 7 лет
г.Чистополь
2014 год
Пояснительная записка
«Они должны быть не только хранилищем книг,
но и реальными информационными,
культурными и досуговыми центрами».
Из послания Президента РФ
В.В. Путина
Федеральному собранию
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. А значит, чрезвычайно важным делом становится овладение информационной культурой. Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений. Необходима специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний.
Актуальность реализации программы. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.Ключевым моментом является обучению целостному процессу информационно - поисковой деятельности, а одна из главных задач- помощь учащимся в определении оптимальных путей поиска, оценки и использовании информации, собственного алгоритма решения информационных проблем.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-7 классов гимназии, рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста, построена с учетом возрастных особенностей учащихся, позволяют моделировать информационную среду для обучающихся способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой - к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге - к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Программа составлена для обучающихся 7-14 лет, предусматривает занятие 1 раз в неделю 1 час. Срок реализации программы 7 лет. Всего 28 часов.
Цель данной программы: научить работать обучающихся с источником библиографической информации и применять полученные знания в практической и общественной полезной деятельности. Обеспечить информационную подготовку гимназистов, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.
Задачи программы:
-
Содействовать в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Пропагандировать книги и культуру чтения. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
-
Расширять диапазон познавательных интересов, углублять нравственные и эстетические чувства читателей.
-
Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий научной, художественной, справочной и энциклопедической литературы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-
Научить бережно обращаться с произведениями печати, формировать интерес к книге. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
-
Организовать взаимодействие с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационной культуры школьников как обязательного условия обучения.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
Индивидуальные, групповые, массовые
практические
теоретические
-
Конкурсы
-
Выставки
-
Соревнования
-
Показательные выступления
-
Праздники
-
Викторины
-
Устный журнал
-
Проект-защита
-
Творческие задания литературного и изобразительного характера .
-
Беседы и обсуждения,
консултации
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Экскурсии
Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения ориентируемся на следующие знания и умения:
-
знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;
-
умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.;
-
знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
-
знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);
-
умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.);
-
умения бережно обращаться с произведениями печати.
Учебно-тематический план
1 класс (4 часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1
Давайте
познакомимся!
Путешествие по библиотеке. Понятие «читатель», «библиотекарь». Как записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой (викторина).
1
2
Сказочная страна - библиотека
Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
Библиографическая игра «Книжки перепутались».
1
3
Книга - твой друг.
Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. Практическое занятие изготовление закладок. Выставка лучших работ.
1
4
Как устроена книга?
Знакомство с основными элементами книги (обложка, иллюстрации, для кого предназначена). Творческий конкурс «Моя любимая книга». Изготовление книжки-малышки на уроках труда.
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
знать основные правила работы в библиотеке;
-
знать основные элементы книги;
-
уметь ремонтировать книги.
2 класс (4 часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
Как читать книги.
Обучение правилам чтения, гигиена чтения.
Внешние условия чтения - тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Послесловие. Роль иллюстраций. Обучение написанию отзыва на книгу.Составление памятки: «Десять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой».
1
Структура книги
Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книг: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации, титульный лист, оглавление. Художники детской книги. Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.Сутеева, Э.Сетон-Томпсона и других.
1
Как появилась газета?
Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция.Премьера детских журналов и газет «Миша», «Юный эрудит», « Тошка» и др. Выставка- обзор.
1
«Угадай книгу»
Викторина по прочитанным книгам, закрепление изученного материала.
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
знать внешнее и внутреннее оформление книг;
-
уметь самостоятельно находить книги в библиотеке;
-
знать детские периодические издания;
-
понимать роль иллюстрации в книге
3 класс (4 часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1.
Структура книги.Иллюстрации в книге
Изучение структурного элемента книги - иллюстрация. Понятия «художник - сказочник», «художник-анималист»
1
2
Твои первые энциклопедии, словари, справочники.
Дать представление об энциклопедиях, словарях, справочниках. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика.
Игра - путешествие.
1
3
Мои читательские интересы.
Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы. Правила ведения дневников чтения и написание отзывов на книгу. Беседа-консультация. Самостоятельное оформление дневника- чтения.
1
4
Выбор книг в библиотеке
Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
знать основные правила при чтении книг и гигиену чтения;
-
уметь самостоятельно находить информацию в библиотеке при открытом доступе;
-
уметь работать с детскими энциклопедиями.
4 класс (4часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1.
Научно-познавательная литература для младших школьников
Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.
1
2.
Электронная книга.
Знакомство с электронными библиотеками.
Использование компьютера в библиотеке.
Презентация книги.
1
3
«Путешествие в мир мультимедиа»
Знакомство с компьютером в библиотеке (урок - экскурсия)
1
4
Багаж, который никто не отнимет.
Ресурсные возможности школьной библиотеки, доступность пользования ресурсами библиотеки. Подведение итогов. Тест -игра.
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
уметь вести читательский дневник;
-
уметь писать отзыв на прочитанное;
-
знать о нетрадиционных носителях информации
5 класс (4 часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1.
Каталог- компас в книжном море.
Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги - ее адрес. Структура каталогов. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.
беседа-консультация. "Путешествие в страну каталогов". Плакат: "Каталог - компас в мире книг"
2
2
Выбор книги в библиотеке, как построена книга.
Аннотация. Предисловие. Содержание (Оглавление). Словарь. Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Библиографическая игра «Следствие ведет библиограф».
1
3
Справочная литература: энциклопедии, справочники, словари., научно-популярная литература
Типы справочных изданий для школьников. Современные детские энциклопедии. Энциклопедии «Я познаю мир», Основные правила пользования детскими энциклопедиями.
Словари, их структура и принципы работы с ними. Научно-популярная литература.
Выставка справочных изданий, обзор выставки. Составление плана поиска информации (метод проекта).
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
иметь понятие о каталоге и его использовании при выборе книг в библиотеке;
-
уметь пользоваться картотеками при выборе книг.
6 класс (4 часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1
Справочно-библиографи-ческий аппарат библиотеки.
Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Картотека статей, ее структура. Библиографические указатели.Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ)Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей. Правила составления библиографического списка литературы, ведение личной библиографической картотеки.
2
2
Периодические издания для младших подростков.
Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самообразовании. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.Представление ведущих журналов: гуманитарного направления - «Пионер», «Костер», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного направления - «Юный натуралист». Презентация газеты, журналов.
1
3
Детское творчество (практическая работа)
Обзор любимых журналов, подбор статей по одной теме, придумать заголовок к статье, исходя из ее содержания, определить содержание статьи по ее заголовку. Конкурс на лучший самодельный журнал.
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
знать основные правила пользования детскими энциклопедиями;
-
знать основные жанры газет и журналов;
-
уметь работать со справочной и научно-популярной литературой для самообразования.
7 класс (4часа)
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1
Интегрированный урок. «Многообразие информационных ресурсов, представление собственного продукта»
Элементы книги (форзац, титульный лист, фронтиспис). Комментарии и их разновидности. Углубление знаний по использованию новых технических возможностей библиотеки.
Творческая работа «Создание краеведческого альманаха» (презентация).
2
2
Библиотека- информационный центр гимназии «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
CD носитель мультимедийной информации. Компьютер - инструмент для представления мультимедиа. Демонстрация мультимедийных книг из фонда медиатеки. Обзор электронных изданий.
1
3
Практическое занятие
Исследовательская работа (составление библиографического указателя)
1
Объем библиотечно-библиографических знаний
-
уметь работать с каталогами и картотеками,
-
уметь работать со списком рекомендованной литературы;
-
уметь составлять личную библиографическую картотеку и список литературы.
-
иметь представление об информации и информационном обществе;
-
уметь находить и представлять информацию.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве.
-
воспитать потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
-
уметь определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре, самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
-
научить использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания, применять библиотечно - библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится рабочая программа, презентации, периодические издания для школьников.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер, видеопроектор, экран, каталог, картотеки, магнитофон, колонки, справочная литература.
Список литературы
-
Андреев, О.Х., Хромов, Л.Н. Учитесь больше читать: Книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
-
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.
-
Библиотечно - библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет.
-
б-ка РСФСР. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: изд-во «Кн.палата», 1989. - 216с.
-
Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого
-
объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. - С.41- 43
-
Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. - 2002. - № 1. - С. 24-28.
-
Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.
-
Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. - 2001. - № 8. - С. 16 - 25.
-
Николаева,А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.
-
Рыбина,Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.
-
Чулкина Г.Д. Библиотечно - библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. - 2001 - № 1. - С. 8 - 13.