• Преподавателю
  • Другое
  • Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую инф...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов «Я учусь быть читателем»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан



Программа

формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов


«Я учусь быть читателем»





Составитель : Кубышкина Любовь Владимировна

педагог-библиотекарь



Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации программы: 7 лет






г.Чистополь

2014 год


Пояснительная записка

«Они должны быть не только хранилищем книг,

но и реальными информационными,

культурными и досуговыми центрами».

Из послания Президента РФ

В.В. Путина

Федеральному собранию

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. А значит, чрезвычайно важным делом становится овладение информационной культурой. Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений. Необходима специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний.

Актуальность реализации программы. Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.Ключевым моментом является обучению целостному процессу информационно - поисковой деятельности, а одна из главных задач- помощь учащимся в определении оптимальных путей поиска, оценки и использовании информации, собственного алгоритма решения информационных проблем.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1-7 классов гимназии, рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста, построена с учетом возрастных особенностей учащихся, позволяют моделировать информационную среду для обучающихся способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой - к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге - к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Программа составлена для обучающихся 7-14 лет, предусматривает занятие 1 раз в неделю 1 час. Срок реализации программы 7 лет. Всего 28 часов.

Цель данной программы: научить работать обучающихся с источником библиографической информации и применять полученные знания в практической и общественной полезной деятельности. Обеспечить информационную подготовку гимназистов, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.

Задачи программы:

  1. Содействовать в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Пропагандировать книги и культуру чтения. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

  2. Расширять диапазон познавательных интересов, углублять нравственные и эстетические чувства читателей.

  3. Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий научной, художественной, справочной и энциклопедической литературы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  4. Научить бережно обращаться с произведениями печати, формировать интерес к книге. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

  5. Организовать взаимодействие с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационной культуры школьников как обязательного условия обучения.

Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:

Индивидуальные, групповые, массовые

практические

теоретические


  • Конкурсы

  • Выставки

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Устный журнал

  • Проект-защита

  • Творческие задания литературного и изобразительного характера .


  • Беседы и обсуждения,

консултации

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Экскурсии

Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей




При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения ориентируемся на следующие знания и умения:

  • знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;

  • умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.;

  • знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

  • знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

  • умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.);

  • умения бережно обращаться с произведениями печати.



Учебно-тематический план

1 класс (4 часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Давайте

познакомимся!

Путешествие по библиотеке. Понятие «читатель», «библиотекарь». Как записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой (викторина).

1

2

Сказочная страна - библиотека

Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

Библиографическая игра «Книжки перепутались».

1

3

Книга - твой друг.

Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. Практическое занятие изготовление закладок. Выставка лучших работ.

1

4

Как устроена книга?

Знакомство с основными элементами книги (обложка, иллюстрации, для кого предназначена). Творческий конкурс «Моя любимая книга». Изготовление книжки-малышки на уроках труда.

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • знать основные правила работы в библиотеке;

  • знать основные элементы книги;

  • уметь ремонтировать книги.

2 класс (4 часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

Как читать книги.

Обучение правилам чтения, гигиена чтения.
Внешние условия чтения - тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Послесловие. Роль иллюстраций. Обучение написанию отзыва на книгу.Составление памятки: «Десять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой».

1

Структура книги

Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книг: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации, титульный лист, оглавление. Художники детской книги. Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.Сутеева, Э.Сетон-Томпсона и других.

1

Как появилась газета?

Новости со всей России и планеты. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция.Премьера детских журналов и газет «Миша», «Юный эрудит», « Тошка» и др. Выставка- обзор.

1

«Угадай книгу»

Викторина по прочитанным книгам, закрепление изученного материала.

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • знать внешнее и внутреннее оформление книг;

  • уметь самостоятельно находить книги в библиотеке;

  • знать детские периодические издания;

  • понимать роль иллюстрации в книге

3 класс (4 часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Структура книги.Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги - иллюстрация. Понятия «художник - сказочник», «художник-анималист»

1

2

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Дать представление об энциклопедиях, словарях, справочниках. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика.

Игра - путешествие.

1

3

Мои читательские интересы.

Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы. Правила ведения дневников чтения и написание отзывов на книгу. Беседа-консультация. Самостоятельное оформление дневника- чтения.

1

4

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • знать основные правила при чтении книг и гигиену чтения;

  • уметь самостоятельно находить информацию в библиотеке при открытом доступе;

  • уметь работать с детскими энциклопедиями.


4 класс (4часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

1

2.

Электронная книга.

Знакомство с электронными библиотеками.

Использование компьютера в библиотеке.

Презентация книги.

1

3

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок - экскурсия)

1

4

Багаж, который никто не отнимет.

Ресурсные возможности школьной библиотеки, доступность пользования ресурсами библиотеки. Подведение итогов. Тест -игра.

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • уметь вести читательский дневник;

  • уметь писать отзыв на прочитанное;

  • знать о нетрадиционных носителях информации


5 класс (4 часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

Каталог- компас в книжном море.

Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги - ее адрес. Структура каталогов. Основные деления. Разделители. Расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.
беседа-консультация. "Путешествие в страну каталогов". Плакат: "Каталог - компас в мире книг"

2

2

Выбор книги в библиотеке, как построена книга.

Аннотация. Предисловие. Содержание (Оглавление). Словарь. Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Библиографическая игра «Следствие ведет библиограф».

1

3

Справочная литература: энциклопедии, справочники, словари., научно-популярная литература

Типы справочных изданий для школьников. Современные детские энциклопедии. Энциклопедии «Я познаю мир», Основные правила пользования детскими энциклопедиями.

Словари, их структура и принципы работы с ними. Научно-популярная литература.

Выставка справочных изданий, обзор выставки. Составление плана поиска информации (метод проекта).

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • иметь понятие о каталоге и его использовании при выборе книг в библиотеке;

  • уметь пользоваться картотеками при выборе книг.

6 класс (4 часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Справочно-библиографи-ческий аппарат библиотеки.

Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Картотека статей, ее структура. Библиографические указатели.Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ)Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей. Правила составления библиографического списка литературы, ведение личной библиографической картотеки.

2

2

Периодические издания для младших подростков.

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. Гуманистические традиции русской периодики, ориентация на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самообразовании. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.Представление ведущих журналов: гуманитарного направления - «Пионер», «Костер», «Детская энциклопедия»; научно-познавательного направления - «Юный натуралист». Презентация газеты, журналов.

1

3

Детское творчество (практическая работа)

Обзор любимых журналов, подбор статей по одной теме, придумать заголовок к статье, исходя из ее содержания, определить содержание статьи по ее заголовку. Конкурс на лучший самодельный журнал.

1

Объем библиотечно-библиографических знаний

  • знать основные правила пользования детскими энциклопедиями;

  • знать основные жанры газет и журналов;

  • уметь работать со справочной и научно-популярной литературой для самообразования.

7 класс (4часа)

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Интегрированный урок. «Многообразие информационных ресурсов, представление собственного продукта»

Элементы книги (форзац, титульный лист, фронтиспис). Комментарии и их разновидности. Углубление знаний по использованию новых технических возможностей библиотеки.

Творческая работа «Создание краеведческого альманаха» (презентация).

2

2

Библиотека- информационный центр гимназии «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»

CD носитель мультимедийной информации. Компьютер - инструмент для представления мультимедиа. Демонстрация мультимедийных книг из фонда медиатеки. Обзор электронных изданий.

1

3

Практическое занятие

Исследовательская работа (составление библиографического указателя)

1


Объем библиотечно-библиографических знаний

  • уметь работать с каталогами и картотеками,

  • уметь работать со списком рекомендованной литературы;

  • уметь составлять личную библиографическую картотеку и список литературы.

  • иметь представление об информации и информационном обществе;

  • уметь находить и представлять информацию.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве.

  • воспитать потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

  • уметь определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре, самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

  • научить использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания, применять библиотечно - библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится рабочая программа, презентации, периодические издания для школьников.

Материально-техническое обеспечение

Персональный компьютер, видеопроектор, экран, каталог, картотеки, магнитофон, колонки, справочная литература.


Список литературы


  1. Андреев, О.Х., Хромов, Л.Н. Учитесь больше читать: Книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

  2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256с.

  3. Библиотечно - библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет.

  4. б-ка РСФСР. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: изд-во «Кн.палата», 1989. - 216с.

  5. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого

  6. объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. - С.41- 43

  7. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. - 2002. - № 1. - С. 24-28.

  8. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

  9. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. - 2001. - № 8. - С. 16 - 25.

  10. Николаева,А.П.Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

  11. Рыбина,Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литературы для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

  12. Чулкина Г.Д. Библиотечно - библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. - 2001 - № 1. - С. 8 - 13.



© 2010-2022