- Преподавателю
- Другое
- Статья из опыта работы «Развиваем творческие способности у детей посредством художественного труда»
Статья из опыта работы «Развиваем творческие способности у детей посредством художественного труда»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова Т.В. |
Дата | 02.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья из опыта работы
«Развиваем творческие способности у детей посредством художественного труда»
Автор: Татьяна Васильевна Быкова,
воспитатель МБДОУ детский сад № 34«Рябинка»,
г. Усть-Илимск
Россия
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и в первую очередь детей, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.
Научить ребёнка различать добро и зло в человеческих отношениях воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, красоту звучащего слова и образов, за ними стоящих - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, добрее. Признаками нравственной направленности в развитии творческом воспитании детей являются:
-
эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
-
стремление сопереживать чужой радости и печали;
-
желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь;
-
потребность в совместных действиях, способность нестандартно мыслить и эти мысли воплощать в деятельности;
-
стремление внести в свою жизнь красивое, доброе, гармоничное (в отношении с другими, в поведении, в отношении с окружающими предметами).
В целях прогресса общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования. Это возможно только при условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкусы, оценки, идеалы, потребности и интересы).
Конечно, каждый воспитатель работает со своими духовными убеждениями, своими вкусами, увлечениями. У каждого есть свои предубеждения. Работа педагога здесь требует творческого подхода, новаторства, готовности искать свежие, нетрадиционные и адекватные формы работы с детьми, открывающие простор их художественному мышлению. Вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
По мнению известного американского эстетика и психолога искусства Р. Арнхейма значимость искусства - в стимулировании творчества индивида: «Творческая деятельность способна вдохнуть жизнь человека, нуждающегося в психической помощи, и стимулировать его такими способами…»
Эффективная педагогическая деятельность не может проводиться в слепую, без постоянного изучения, растущего человека, изменений, в нём происходящих, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений.
Для того чтобы уместно и результативно организовать работу по развитию творческих способностей посредством различных видов художественного труда, необходимо чётко определить её примерное содержание и требования для детей каждой возрастной группы. Содержание творческого воспитания должно и ориентироваться на формирование и развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни.
Разумеется, наличие и проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям, умениям и навыкам. Здесь важна задача последовательности, систематичности и целенаправленности каждодневной кропотливой работы, заинтересованного отношения к детям, желание видеть в них маленьких гениев… Ведь для того чтобы семя проросло, нужны время и условия… Необходимо терпение и повторение…
Весь предлагаемый материал работы по развитию творческих способностей направлен оказание помощи в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развития желания и потребности ребёнка в получении определённых художественных умений, доступных в дошкольном возрасте.
Все организационные моменты, игры, занятия построены на субъект -субъектных отношениях. Работа организованна с минимальным использованием репродуктивных методов (подробный показ способов действия, работ по образцу воспитателя), стараюсь создать обстановку ожидания радостного интересного.
Предпочтение отдаётся занимательным играм и упражнениям, которые позволяют постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. В своей работе стараюсь создать обстановку ожидания радостного интересного. В процессе работы детей нацеливаю на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.
Как и в любой деятельности нельзя обойтись без занимательных игр, использую такие игры:
-«Вырежи по схеме»
-«Придумай игрушку»
-«Превращение полоски»
-«Пластилиновые жгутики»
-«Ловкие ручки»
В процессе работы детей нацеливаю на изготовление множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими способа действия.
Основными задачами, на решение которых направлен предлагаемый для распространения опыт, являются:
-
сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
-
приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
-
развить у дошкольников активный интерес к прикладному искусству;
-
развить эстетический вкус и конструкторские навыки и умения.
Главным в своей педагогической деятельности вижу развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. Методику своей работы строю так, чтобы в процессе художественно - творческой деятельности у ребят сформировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, глину, другие материалы, сядьте вместе с ним, попробуйте что-нибудь сделать, и вы заметите, как и вы сами втянитесь в это увлекательное дело. Не ругайте детей за испачканную глиной или краской одежду, стол (всё это вполне устранимо), ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение, от сделанного стоят неизмеримо дороже. И конечно помните, что в работе с детьми важен не результат, а сам процесс…
Список литературы:
1. Венгер Л.Н., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М., 2000.
2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов-Дон, 2007.
3. Выготский Л.С. Воспитание и творчество в детском возрасте. - М., 1967.