Программа элективного курса Введение в журналистику

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Тому, кто серьезно решил заниматься журналистикой и собирается свое будущее связать с этой профессией, необходимо не только знать, чем отличаются одни каналы СМИ от других, где искать информацию, и как задать вопрос, чтобы респондент не смог уклониться от ответа. Однако как показывает наша практика работы со школьниками 8-11 классов, ребята, не имеющие представления о журналистике как о специфическом виде деятельности, не понимают законы организации информации, а потому чаще допускают ошибки.

Курс «Введение в журналистику предназначается учащимся 9-11 классов. Программа курса рассчитана на 32 часа обучения. Обучение проводится с применением компьютерных технологий, средств и технологий сети Интернет. Познавательная деятельность учащихся предполагает овладение знаниями, позволяющими анализировать процессы, происходящие в области масс-медиа. Это поможет сформировать у школьников адекватное представление о своей будущей профессии и помочь в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

Цель курса: познакомить слушателей с основными категориями дисциплины «Журналистика», обобщить и систематизировать полученные знания. Способствовать формированию базовых представлений о современных моделях журналистики, системе средств массовой информации, функциях журналистики и СМИ, профессиональной этике.

Задачи учебного курса:

  1. популярно ознакомить с различными средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение, информационные агентства) и журналистскими профессиями (корреспондент, редактор, обозреватель, комментатор, сценарист, шоумен и др.);

  2. дать первичное представление о методологии и методике изучения журналистики, раскрыть понятийный аппарат, показать практический смысл теории журналистики;

  3. познакомить с различными видами журналистской деятельности и жанрами журналистских произведений;

  4. рассказать об исторических корнях, создании и развитии журналистики как рода человеческой деятельности, средства отражения общественной жизни и формирования общественного сознания;

  5. познакомить с основами современного законодательства в области СМИ и этическими нормами журналистской профессии;

  6. объяснить специфику и особую важность эколого-политологической направленности в журналистской работе, перспективы широкого использования публикаций экологической тематики во всех средствах массовой информации.

  7. Развивать у учащихся познавательный интерес к предметам гуманитарного цикла.

Основным объектом изучения в курсе является:

Журналистика как профессиональная область деятельности.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о главных функциях журналистики, этических основах профессии, важнейших факторах, влияющих на развитие СМИ, знать основные жанровые понятия (информация, очерк, интервью, репортаж, комментарий, рецензия, статья), средства эмоциональной выразительности (метафора, эпитет, оксюморон, градация), лексико-синтаксические конструкции, характерные для публицистического стиля;

Уметь использовать полученные знания на практике, писать и редактировать статьи разных жанров;

Владеть основной терминологией курса, коммуникативными знаниями и умениями.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Вид работы

всего

теория

практика

Введение. Журналистика как профессия. Сочинение как вид творчества.



1

1


Беседа.

Раздел I

10




1.1

Информационные жанры журналистики.

1

1


Беседа.

1.2

Заметка. Факт, лежащий в основе заметки. Работа над основными частями.

1


1

Творч. работа.

Написание заметки на школьную тему.

1.3

Интервью. Логика и взаимообусловленность основных частей работы.

1

1


Беседа.

1.4

Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-мнение.

1


1

Творч. работа.

Взять интервью у интересного для вас человека.

1.5

Репортаж - картина событий на всех этапах его развития.

1

1


Беседа.


1.6

Как добиться эффекта "присутствия" читателя на месте события.

1


1

Творч. работа.

Написать событийный репортаж .

1.7

Художественно-публицистические жанры.

1



1


Беседа.

1.8

Зарисовка - сообщение в эскизной форме. Как сделать авторский набросок ярким, зримым.

1


1

Творч. работа. Написать "набросок" человека.

1.9

Очерк. Анализ формулировки темы. Ключевые слова.

1

1


Беседа.

1.10

Очерк. Как разграничить рассказ и очерк.

1


1

Творч. работа.

Рассказать о фактах, действительно происходивших в жизни.

Раздел II . Как писать?

5




2.1

Как писать? Логика изложения и глубина аргументации.

1

1


Беседа.

2.2

Как скомпоновать материал?

1

1


Беседа.

2.3

От какого лица писать? Самостоятельная формулировка темы работы.

1

1


Беседа.

2.4

Как взять интервью?

1

1


Беседа.

2.5

Как взять интервью?

1


1

Творч. работа. Взять интервью у педагога, работника отдела образования.

Раздел III

Как создаётся газетный номер

11




3.1

Обсуждение собранного материала. Работа над выразительностью речи в работе.

1


1

Мини-презентация.

3.2

Работа над газетными рубриками.

1


1

Разделение материала по рубрикам.

3.3

Макетирование будущей газеты. Распределение собранного материала по полосам.

1


1

Моделирование номера газеты.

3.4

Компьютерный набор материала.

1


1

Набор текста для газеты.

3.5

Компьютерный набор материала.

1


1

Набор текста для газеты.

3.6

Кто такой корректор? Работа над стилистическими и речевыми ошибками.

1

1


Беседа-практикум.

3.7

Правка материала.

1


1

Правка набранного материала.

3.8

Вёрстка газеты.

1

1


Лекция, беседа

3.9

Вёрстка газеты.

1


1

Вёрстка готового материала

3.10

Окончательная правка газетных полос.

1


1

Практикум по правке.

3.11

Выпуск газеты.

1


1


Раздел IV. Как создается видеорепортаж

3




4.1

Видеорепортаж. Правила построения видеорепортажа. Сбор материала для творческой работы.

1

1


Мини-презентация. Работа над творческим проектом.

4.2

Съемка видеорепортажа

1


1

Работа с видеокамерой

4.4

Правка, обработка и монтаж видеоматериалов.

1


1

Работа с видеоматериалами

Раздел V

Повторение изученного. Подумай, вспомни, сотвори.

2




5.1

"Круглый стол". Творческий отчёт о проделанной работе.

1


1

Презентация творческой

работы.

5.2

"Круглый стол".

Рецензирование творческих отчётов.

1


1



Презентация творческой

работы.

Итого:

32

13

21



Информационные источники:

  1. Мишель А. Картер «СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ГАЗЕТ», издана при содействии Информационного Агенства США, 1995г.

  2. mamble.nm.ru/ - Дизайн, набор, вёрстка. (Особенности вёрстки газет).

  3. mediasprut.ru/jour/theorie/design.shtml - Медиаспрут. Дизайн и верстка газеты. Пять простых шагов к совершенству.

  4. yatipograf.ru/MAKING-UP-NEWSPAPER/ - Я типограф. Вёрстка газет.

  5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

  6. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1990.

  7. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.

  8. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

  9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

  10. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.


© 2010-2022