Статья Влияние цветовой среды на эмоциональное состояние детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Влияние цветовой среды на эмоциональное состояние детей.

В своей повседневной жизни ребенок непрерывно ощущает богатую динамическую гамму колористического окружения. Так светоцветовые воздействия природы меняются в течение суток и посезонно. Причем разнообразие колорита сочетается со строгими закономерностями смены одних красок другими. Благодаря этому, так велико значение зрительных восприятий у детей в их суточном ритме психологических процессов.

Одна из главных ролей, в создании возможностей для высокой работоспособности и положительного эмоционального фон, принадлежит цветовому оформлению школьных помещений, оборудования, пособий и т.д.

Проблема цвета всегда была и остается, актуальной для всех, кто использует цвет в своей профессиональной деятельности. Однако любой человек, деятельность которого напрямую не связана с профессиональными вопросами цветоведения, так или иначе всегда обращаются к цвету, решая вопросы, связанные с цветовой гаммой. Одежды, интерьера и т.д. Педагогам также приходиться сталкиваться с проблемой использования цвета при оформлении кабинетов и в процессе обучения учащихся. Здесь представлены некоторые рекомендации по этому вопросу.

При выборе цвета стен потолков, а иногда и полов нужно учитывать, с солнечной стороны расположен кабинет или нет. В зависимости от этого, предпочтение отдавать холодным краскам, а там где имеется недостаток естественного освещения выбрать более светлые и теплые оттенки. В комнатах, обращенных на север, также рекомендуется применять светлые краски. Светлые оттенки цвета в маленьких помещениях могут создать впечатление простора. Окраска каждого помещения должна соответствовать его назначению, виду искусственного освещения и внутреннему оборудованию. При подборе цветовых соотношений можно рассмотреть «Цветовой круг». Где наглядно представлены сочетающиеся и контрастные цвета.

Яркое живое описание значения основных цветов принадлежит великому И. В. Гете:

« Все живое стремится к свету… Краски, в общем, вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них, также как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут там ярче».

Многие мысли поэта получили экспериментальное подтверждение. Например: красный цвет, оказывает стимулирующее действие и вызывает кратковременную положительную эмоцию. Которые затем, сменяется угнетением, вызывает волнение, возбуждение, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги.

Известный французский ученый Шарль Фаре исследовал влияние насыщенного красного цвета на мышечную деятельность. Эксперименты показали, что при воздействии красного цвета на учащихся, продолжительностью 12 минут, работоспособность и внимание увеличивались на 16 % . При более длительном воздействии - заметно снижалась. Это можно использовать на уроке, например, при изучении «новой» терминологи. В дальнейшем, было выявлено, что мышечная сила и интенсивность функционирования сердечнососудистой системы детей возрастают, в зависимости от степени окрашивания предметов различным цветом. Причем, это происходит в определенной последовательности. Меньше всего сердечнососудистая система страдает - от синего цвета. Несколько больше от зеленого, затем от желтого, оранжевого и красного.

Существует субъективное восприятие цвета, его ассоциативность. Цвета классифицируют по пяти группам психологического воздействия на человека:

Стимулирующие цвета («теплые»). К ним относится весь спектр цветов от красного до желтого. Красные - возбуждают. Оранжевые цвета - согревают, порождают «мягкое» возбуждение. Желтый - цвет хорошего настроения. Он создает впечатление счастья, легкости, праздничности.

Дезинтегрирующие цвета («холодные»). Они включают весь спектр цветов от сине- зеленого до фиолетового. Голубой цвет - успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет, это « цвет мудрости», миролюбивости и глубокой созерцательности. Синий цвет вызывает тягу к творчеству, к неведомым ранее высотам познания. Вместе с тем он может вызывать, при длительном воздействии, ощущение печали, угнетения, утомления. Как показывают наблюдения психологов, фиолетовый самый утомляемый, этот цвет может вызывать ощущение тоски, загадки, побуждать интуицию, стимулировать потребность в духовном развитии.

Статические цвета («уравновешивающие»). Сюда относятся желто-зеленый, зеленый, оливковый цвета средней части спектра. Они повышают тонус, успокаивают, создают впечатление отдыха.

. Это самые спокойные и уравновешенные из всех цветов спектра.

Пастельные цвета («мягкие»). К ним относятся розовый, салатный, серо-голубой, лиловый, цвета насыщенные белой краской. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие впечатление сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Белый цвет значительно повышает освещенность, он отражает до 80 % света, но лишен эмоционального воздействия.

Подавляющие цвета («угнетающие»). Это черный и другие цвета спектра , насыщенные черным. Они производят мрачное, гнетущее впечатление, вызывают тоску и страх.

Исследования функционального состояния ЦНС школьников, на устойчивость ясного видения и скорости слухомоторных реакциий показали, что после пребывания в помещениях с разной окраской стен в течение час, лучшее физическое состояние нервной системы при белых, голубях и зеленых панелях.

В сравнении с желтыми, оранжевыми и особенно с красными цветами.

Говоря, о влиянии цвета на человека следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера и восприимчивости, а также от целого ряда других факторов.

Вполне понятно что, для классных помещений нельзя предложить какой либо один цвет. Например, в комнатах младших школьников, надо стремиться к созданию теплой, жизнерадостной обстановки, а у старших - деловой атмосферы и сосредоточенной работе. Как правило, психологи рекомендуют для школьных помещений гамму цветов от желтовато- зеленого, светло- желтого и светло- оранжевого. Однако светло-синий и светло-зеленый цвет также подходят для классных комнат, ориентированных на юг.

Не менее важным, чем выбор цвета для классного помещения, является гармония доминирующего цвета с окраской предметов оборудования.

Так цвет, классной доски, не дожжен сильно контрастировать, по яркости с окраской стены. Когда на светлой стене расположена темная доска, учащиеся вынуждены непрерывной адаптацией выравнивать столь резкий контраст. Это очень утомительно, поэтому целесообразно окрашивать стену, на которой находится классная доска, в более насыщенные цветовые тона и соответственно в оформлении стендов использовать гармонирующие цветовые сочетания.

Наиболее физиологичен темно-зеленый цвет классной доски, при воспроизведении на нем текста ярко-желтым мелом. Исследования показали что, после переписывания текста с зеленой доски, видимость, у школьников повышалась на 11%, а например, с черной - лишь на 0,1 %.

Изучение влияния цветовой окраски учебного оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность школьников выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белой, черной, коричневой). При гигиеническом изучении рациональной окраски учебных столов, наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при светло-зеленом цвете и цвете натурального дерева, которые создают благоприятное распределение цвета в поле зрения учащихся. Примером, рефлекторного повышения уровня работоспособности учащихся и в целях переключения на другой вид деятельности является использование элементов синего цвета... Так во время урока изобразительного искусства или ручного труда, при использовании подложи синего цвета, учащегося легче сосредотачиваются на выполнении задания.

Выбирая цвет для коридоров и рекреаций, рекомендуется использовать цвета, не встречающиеся в отделке классов, выходящих в коридор, при сохранении общей цветовой гармонии. Было установлено что, при смене освещения и цветовой гаммы происходит смягчение отрицательного воздействия замкнутого пространства. Если помещение перенасыщено цветовым оформлением, то вполне возможно появление у детей парадоксальных реакций. Необходимо также учитывать, что восприятие и реакция на цвета, во многом зависит и от характера освещения. Синий, голубой, зеленый, бирюзовый, пурпурный, лиловый и серые цвета тускнеют, когда горят лампы. Желтый, оранжевый, красный становятся более яркими.

Таким образом, идея динамического светоцветового климата - перспективна и психологически оправдана и если подходить более внимательно к данной теме, то можно реально оздоровить климат в среде учащихся.


6


© 2010-2022