• Преподавателю
  • Другое
  • Статья УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Статья УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСАХ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Бурова Г.В., Чередникова Т.Б., МБОУ г.Иркутска СОШ №55, Россия, г.Иркутск


STUDENTS' PARTICIPATION IN DISTANT CONTESTS AS A WAY OF OPENING THEIR INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES

Galina Burova, Tatiana Cherednikova, school #55, Russia, Irkutsk


Key words: distant contests, intellect, ability, creativity, participation, personal factors


В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты (ФГОС) всё более актуальной становится проблема раннего выявления одарённости детей. В рамках требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения перед педагогами ставится задача поиска новых форм познавательной деятельности учащихся. Своевременное выявление, обучение и развитие одарённых и талантливых детей является одной из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.

Зачастую дети, имеющие выдающиеся способности в какой-либо области, могут ничем не отличаться от своих сверстников во всех других областях. Поэтому только в ходе обучения, выполнения ребенком той или иной познавательной деятельности одарённость и может быть определена.

При работе с ребёнком нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Ошибочно было бы считать, что способности детей могут проявиться сами по себе. Одарённые дети в большей степени, чем другие, нуждаются в особом внимании и помощи взрослых. Такие дети очень чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, к признанию сверстников и взрослых (учителей и родителей). Одарённым детям важно погрузиться в процесс познания и обучения, утолить жажду знаний через исследовательскую и поисковую деятельность. И в этом ребёнку может и должен помочь педагог. Задача педагога - вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащегося.

Работа с одарёнными детьми может вестись как в урочное, так и во внеурочное время. Нам кажется, что наиболее продуктивной является работа по выявлению, сопровождению и развитию детской одарённости именно вне урока.

В каждой школе формируется своя система поддержки талантливых школьников, создаётся среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.

В рамках системы поддержки талантливых детей в нашей школе используется широкий спектр дистанционных олимпиад и игровых конкурсов, которые дают возможность для проявления творческой активности учащихся, расширения их интеллектуального и культурного диапазона, альтернативной оценки собственных знаний и достижений. У одарённых ребят более развито стремление к победе. Мы полагаем, что участие именно в международных интеллектуальных игровых конкурсах и олимпиадах способно удовлетворить различные потребности одарённого ребёнка.

В течение 4 лет обновлённый педагогический коллектив школы целенаправленно работает над использованием потенциала международных интеллектуальных игровых конкурсов и олимпиад для выявления одарённых детей и их дальнейшего развития. Школа поэтапно включилась в следующие конкурсы:

  • «Русский медвежонок - языкознание для всех»,

  • «Кенгуру - математика для всех»,

  • «Британский бульдог»,

  • «Золотое руно» (МХК),

  • «КИТ: компьютеры, информатика, технологии»,

  • «Гелиантус» (география, физика, химия, биология),

  • Всероссийский полиатлон - мониторинг,

  • «ЧиП: Человек и природа»,

  • «Пегас: игровой конкурс по литературе»,

  • «Бобёр: международный конкурс по информатике».

Что может дать участие в таких конкурсах ребёнку?

  • Чем больше заданий из разных областей знаний предстоит решить ученику, тем быстрее и ярче могут проявиться его интересы к каким-то отдельным предметным областям, способность к творчеству, к решению нестандартных задач.

  • Учащимся предоставляется возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.

  • Все задания конкурсов разделены на три категории сложности: лёгкие, часто шуточные задачи, более с ложные и более близкие к школьной программе задачи и трудные, нестандартные задачи.

  • Для выполнения заданий нужно не столько знать программный материал, сколько иметь здравый смысл, проявить способность к нестандартному мышлению, логическому умозаключению, получить новые знания и сформировать своё собственное представление по предложенной теме.

Таким образом, каждый ребёнок получает возможность решать задачи в зоне ближайшего развития, реализовывать интеллектуальные и творческие способности. Ученик выходит из рамок учебной регламентации, самостоятельно и творчески подходит к решению задач, выстраивая собственную когнитивную траекторию, выбирая приемлемый для себя путь реализации поставленной учебной задачи, поэтому работ с нулевым итогом в конкурсах не бывает. В то же время, получить высокий балл и достичь высокого результата в конкурсе очень непросто, но именно высокие результаты могут свидетельствовать об интеллектуальных способностях ребёнка,

Безусловно, работа педагогов по выявлению и развитию одарённости не будет продуктивной без поддержки родителей. Именно в сотрудничестве можно не только выявить, но и поддержать одарённого ребёнка, раскрыть его интеллектуальные и творческие способности, создать ситуацию успеха и помочь ребёнку поверить в свои силы.

Анализируя результаты участия в дистанционных интеллектуальных конкурсах, мы видим, что с каждым годом растёт не только число участников, но и их результаты.

конкурсы

количество участников

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

«Русский медвежонок - языкознание для всех»

236

352

364

328

«Кенгуру - математика для всех»

265

280

311

262

«Британский бульдог»

143

132

199

157

«Золотое руно» (МХК)

228

234

248

215

«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»

167

244

294

236

«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)

57

164

178

212

Всероссийский полиатлон - мониторинг


136

308

195

«ЧиП: Человек и природа»


327

265

219

«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)


134

262

197

«Бобёр: международный конкурс по информатике»



6

131

Итого по конкурсам

1096

2003

2435

2152

конкурсы

призёры и победители регионального уровня

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

«Русский медвежонок - языкознание для всех»


2

2

1

«Кенгуру - математика для всех»


1

8

1

«Британский бульдог»


15

3

6

«Золотое руно» (МХК)

11

5

6

15

«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»


1

12

6

«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)

1

2

6

16

Всероссийский полиатлон - мониторинг

результаты индивидуальные

«ЧиП: Человек и природа»


3

4

5

«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)


3

5

7

«Бобёр: международный конкурс по информатике»



1

12

Итого по конкурсам

12

32

47

69

конкурсы

призёры и победители федерального и международного уровня

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

«Русский медвежонок - языкознание для всех»




1

«Кенгуру - математика для всех»





«Британский бульдог»


7


1

«Золотое руно» (МХК)

11

5

6

11

«КИТ: компьютеры, информатика, технологии»





«Гелиантус» (география, физика, химия, биология)

1

1

6

16

Всероссийский полиатлон - мониторинг

результаты индивидуальные

«ЧиП: Человек и природа»


1


5

«Пегас: игровой конкурс по литературе» (с 2012г)




4

«Бобёр: международный конкурс по информатике»





Итого по конкурсам

12

14

12

38

Целенаправленная деятельность педагогического коллектива по участию детей в дистанционных интеллектуальных конкурсах - одно из базовых приоритетных направлений работы.

Массовость и результативность участия ведет к личностному росту учащихся, к индивидуализации развития ребёнка, повышению познавательной и учебной мотивации, поиску новых способов достижения результата, расширению информационной среды и общекультурного поля, формированию творческой, высокоинтеллектуальной, нестандартно мыслящей личности, появления которой требует современное общество.

Педагогам следует учитывать и ещё один фактор. По мнению Н.С.Лейтеса, «многие дети с быстрым умственным подъемом стремятся к самостоятельности в занятиях, настойчивы в достижении результата. Однако взаимодействие свойств ума и свойств личности не всегда развивается в благоприятном направлении… ранние преимущества в уровне интеллекта нередко приводят к привычке учиться без сколько-нибудь значительных усилий, "хватая на лету"; отсюда - неподготовленность к преодолению трудностей, недостатки работоспособности. Многое в становлении интеллекта у детей, опережающих свой возраст, будет зависеть от их ценностных ориентации, формирующихся установок.» Поэтому перед учителем стоит задача не только и не столько выявления способностей ученика, но и закрепления их, чтобы со временем способности и одарённость не утратили силу.

Литература

  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  2. Савенков А.И. Психология детской одарённости. - М.: Генезис, 2010.

  3. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1982.


© 2010-2022