- Преподавателю
- Другое
- Аннотация к рабочей программе по хакасской литературе 5 класс
Аннотация к рабочей программе по хакасской литературе 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тиникова В.П. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
В программе указываются конкретные произведения. Примерная программа выделяет этапы развития родной литературы, а также блок «Литература народов России».
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития хакасской литературы. Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Условия школы вынуждают в отдельных случаях прибегать к сокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их во фрагментах.
Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеет более или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории родной литературы.
Сведения историко-литературного характера даются в начале каждого раздела программы, теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в Образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрику выделены основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий.
Общая характеристика учебного предмета
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус.
Изучение хакасской литературы, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с хакасской литературой в школе изучается русская литература, т.е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; хакасская литература изучается в культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика непосредственно влияет на восприятие хакасской литературы учащимися, поэтому в процессе изучения в школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Учебный предмет «Хакасская литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Хакасский язык». Хакасская литература является одним из основных источников обогащения хакасской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучения языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Эти определяется особая важность установления в родной школе теснейших связей в преподавании хакасского языка и хакасской литературы.
Хакасская литература тесно связана с родной культурой, являясь ее неотьемлимой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся основной общеобразовательной школы воспринять хакасскую литературу как существенную часть родной культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в основной общеобразовательной школе реализуется принцип «диалога культур».
Изучение хакасской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.
Литературное творчество учащихся, которое является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров на хакасском языке, перевод фрагментов художественного текста с хакасского языка на русский и с русского на хакасский.
Основной формой организации учебного процесса при изучении хакасской литературы является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь учащихся-хакасов.
Цели
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения хакасской литературы, отличающейся от русской особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским и этническим самосознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений хакасской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие хакасской устной и письменной речи учащихся;
-
освоение знаний о хакасской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях хакасских писателей, их жизни и творчестве;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на хакасском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения хакасской и русской литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия;
-
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением русской литературы, к отдельным произведениям литературы народов России.
Метапредметные связи
Учебный предмет «Хакасская литература» тесно связан с предметом «История», «Русская литература», а также рассказы о нашей Родине и в прошлом.
Характеристика класса
В 5 классе обучается 2 учащихся, оба хорошо владеют хакасским языком. Учится на «отлично» и «хорошо».
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на владение умениями, востребованными в развитии речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 5 КЛАССА ПО ХАКАССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 5 класса должен
Знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, К.Т. Нербышева и др.
-
полученные теоретико-литературные понятия;
Уметь
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно выразительных средств;
-
сопоставлять произведения хакасской и русской литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;
-
выявлять авторскую позицию;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и хакасской литературы;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на хакасском и русском языках; изложения с элементами сочинения;
-
самостоятельно переводить на русский язык фрагменты хакасского художественного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
-
определения своего круга чтения по хакасской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Список рекомендуемой литературы
1.Боргоякова М.П., Таскаракова Н.Н. Хакас литературазы (драматургия, поэзия). - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2005.
2. Карамашева В.А. Эволюция хакасского рассказа. - Абакан, 2005.
3. Национальное и поликультурное образование в свете модернизации: опыт, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно - практической конференции, посв. 10 - летию кафедры психологии, педагогики и методик национального и поликультурного образования. - Абакан , 2005.
4. Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: Материалы Международной научной конференции 22 - 24 сент. 2005 г. - Абакан, 2005.