Аннотация к рабочей программе по хакасской литературе 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к рабочей программе

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В программе указываются конкретные произведения. Примерная программа выделяет этапы развития родной литературы, а также блок «Литература народов России».

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития хакасской литературы. Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Условия школы вынуждают в отдельных случаях прибегать к сокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их во фрагментах.

Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеет более или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории родной литературы.

Сведения историко-литературного характера даются в начале каждого раздела программы, теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в Образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрику выделены основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий.

Общая характеристика учебного предмета

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус.

Изучение хакасской литературы, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с хакасской литературой в школе изучается русская литература, т.е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; хакасская литература изучается в культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика непосредственно влияет на восприятие хакасской литературы учащимися, поэтому в процессе изучения в школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Учебный предмет «Хакасская литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Хакасский язык». Хакасская литература является одним из основных источников обогащения хакасской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучения языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Эти определяется особая важность установления в родной школе теснейших связей в преподавании хакасского языка и хакасской литературы.

Хакасская литература тесно связана с родной культурой, являясь ее неотьемлимой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся основной общеобразовательной школы воспринять хакасскую литературу как существенную часть родной культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в основной общеобразовательной школе реализуется принцип «диалога культур».

Изучение хакасской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

Литературное творчество учащихся, которое является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров на хакасском языке, перевод фрагментов художественного текста с хакасского языка на русский и с русского на хакасский.

Основной формой организации учебного процесса при изучении хакасской литературы является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь учащихся-хакасов.

Цели

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения хакасской литературы, отличающейся от русской особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским и этническим самосознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений хакасской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие хакасской устной и письменной речи учащихся;

  • освоение знаний о хакасской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях хакасских писателей, их жизни и творчестве;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на хакасском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения хакасской и русской литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением русской литературы, к отдельным произведениям литературы народов России.

Метапредметные связи

Учебный предмет «Хакасская литература» тесно связан с предметом «История», «Русская литература», а также рассказы о нашей Родине и в прошлом.

Характеристика класса

В 5 классе обучается 2 учащихся, оба хорошо владеют хакасским языком. Учится на «отлично» и «хорошо».

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на владение умениями, востребованными в развитии речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 5 КЛАССА ПО ХАКАССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 5 класса должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, К.Т. Нербышева и др.

  • полученные теоретико-литературные понятия;

Уметь

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно выразительных средств;

  • сопоставлять произведения хакасской и русской литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;

  • выявлять авторскую позицию;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и хакасской литературы;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на хакасском и русском языках; изложения с элементами сочинения;

  • самостоятельно переводить на русский язык фрагменты хакасского художественного текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;

  • определения своего круга чтения по хакасской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Список рекомендуемой литературы

1.Боргоякова М.П., Таскаракова Н.Н. Хакас литературазы (драматургия, поэзия). - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2005.

2. Карамашева В.А. Эволюция хакасского рассказа. - Абакан, 2005.

3. Национальное и поликультурное образование в свете модернизации: опыт, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно - практической конференции, посв. 10 - летию кафедры психологии, педагогики и методик национального и поликультурного образования. - Абакан , 2005.

4. Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: Материалы Международной научной конференции 22 - 24 сент. 2005 г. - Абакан, 2005.



© 2010-2022