Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Мариинского района

МБОУ «2 Пристанская ООШ»









«Мастера, живущие рядом»







Работа на муниципальную краеведческую

конференцию «Маленький исследователь»

Номинация: Земляки.

Черепанова Мария Дмитриевна, 5 класс

МБОУ «2 Пристанская ООШ», д. Пристань 2

Домашний адрес:

Руководитель:

Корниенко Юлия Евгеньевна

учитель географии

МБОУ «2 Пристанская ООШ», д. Пристань 2

Адрес: Мариинский р-он, д. Пристань 2, ул. Весенняя, 1











д. Пристань 2, 2016

Содержание:

Введение.

Глава 1. Деревня Пристань - 2. Общие сведения.

1.1 История д. Пристань - 2.

  1. Народные ремёсла д. Пристань - 2.

Глава 2. Мастера, живущие рядом (практические исследования).

2.1 У истоков ремёсел.

  1. Мастера, живущие рядом.

Заключение.









Введение.

« Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Я родилась в д. Пристань- 2, Мариинского района, Кемеровской области, и могу с гордостью сказать, что это моя малая родина - чудесный, благодатный край. Край прекрасных лесов, золотистых хлебных полей. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.

«Дело мастера боится»

«По работе и мастера знать»

«Люби дело - мастером будешь».

О ком все эти пословицы?

Конечно, о мастерах своего дела, умельцах - золотые руки! И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…

При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, ткани - создавались различные произведения искусства.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев - это значит лучше понимать свой народ. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые создают своими руками прекрасные изделия, делающие нашу жизнь ярче. Это и определило выбранную тему моего исследования.

Тема исследования: «Мастера, живущие рядом»

Цель исследования: отыскать в д. Пристань - 2 мастеров-умельцев народного ремесла, чтобы сохранить то наследие, которое досталось нам от наших предков.

Задачи:

  • изучить литературу по теме;

  • познакомиться с основными видами народного ремесла.

  • раскрыть значимость народного ремесла;

  • узнать о народных умельцах д. Пристань -2.

Методы исследования:

  • чтение различной литературы; работа в интернете;

  • наблюдение;

  • опрос; интервью;

  • сравнение полученных результатов.

Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла, или они уже давно забыты?»

Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила библиотеку, встретилась с интересными людьми.

Я выдвинула гипотезу: если в моем селе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит еще возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования:земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества

Предмет исследования: биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.

Глава 1. Деревня Пристань - 2. Общие сведения.

  1. История д. Пристань- 2.

«Два озера даны природой нам:

Одно - Сосновское, другое - Таганай.

К ним наши прадеды пришли издалека,

Чтоб здесь свой род продолжить на века».

Застраиваться наша Пристань начала с восточной стороны. Сначала были заимки, которые затем превратилась в деревню, но не в отдельную, а как улица села Кийского. Поэтому и деревенского названия у нее не было.

Река Кия протекала по теперешнему озеру Таганай. Во время половодья паром на конной тяге ходил вверх по реке до высокого берега нашей деревни. Так и окрестили ее Пристанью. Сначала называли ее Дальней Пристань. В черте города Дальняя Пристань находилась вплоть до коллективизации, когда образовался совхоз «Парижская Коммуна», она стала деревней Раевского сельсовета, а название так и осталось.

В 1892 году на территории « Пристани находились 2 кузницы, 2 маслобойки, 2 кожевенных мастерских.

1.2. Народные ремёсла д. Пристань-2.

Ремесло - это изготовление каких- либо изделий ручным способом.

Самыми распространенными ремеслами в д. Пристань- 2 когда-то было: пимокатничество, лозоплетение, вышивание крестиком, вязание, кожевенное мастерство.

Пимокатничество. Раньше в деревне пимокатничество было широко распространено, невозможно было представить себе человека в суровую сибирскую зиму без валенков, многие сельчане занимались их изготовлением. В настоящее время практически не осталось мастеров этого дела.

Лозоплетение. Одним из древнейших народных промыслов нашего села является лозоплетение. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней ихозяйственных построек жители д. Пристань-2 делали из лозы. Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: лукошки, плетни. В наши дни этот вид мастерства практически не используется.

Резьба по дереву. Искусство художественной обработки дерева имеет в деревне глубокую традицию и вно в настоящее время практически не развивается. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей - фигурки различных животных, музыкальные инструменты - дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.

Вышивка, вязание. Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства. Мастерицы нашего села вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, салфетки. В настоящее время традицию народного вышивания уходит далеко в прошлое в деревне не остается мастеров этого дела.

Кожевенное мастерство. Кожевенное мастерство считается одним из древнейших умений, освоенных человеком. Выделка кожи, ее обработка и окраска - процесс трудоемкий и кропотливый. А создание из кожи одежды и обуви, украшений и тотемов - настоящее искусство.В начале 20 века на территории нашего села находился кожевенный завод, но в настоящее время практически не осталось мастеров этого дела.

Глава 2. Мастера, живущие рядом (практические исследования).

Изучив литературу, я задалась целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев.

2.1. У истоков ремёсел.

Для того, чтобы заглянуть вглубь веков и побывать у истоков ремёсел нашего села я посетила нашу сельскую библиотеку так как музеев в нашем селе нет.

Заведующая библиотекой Некрасова Татьяна Георгиевна рассказала о том, что в нашей местности проживают земляки, которые занимаются различными видами искусства, показала фотографии их работ.

2.2 Мастера, живущие рядом.

Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнала о некоторых умельцах, жителях нашего села.

Бабкина Нина Федоровна (Приложение 1)

Родилась 6 марта 1950 года в селе Мелехино Мариинского района Кемеровской области. По окончании школы пошла, работать на швейную фабрику города Мариинска. После переехала в столицу Казахстана г. Алма-Ата, где закончила курсы логопедической работы. В начале 80-х годов вернулась в город Мариинск, но прожила здесь недолго - не было жилья. Уехала в город Томск, где стала работать на птицефабрике, награждена двумя бронзовыми медалями Главного комитета ВДНХ СССР за достигнутые успехи народного хозяйства СССР в 1982 и 1984 годах. В 1985 году вместе с семьей возвращается в Мариинский район и идет работать на ферму в ОПХ «Кийское», деревня Пристань 2. Позже, по состоянию здоровья, переведена на работу в детский сад по специальности «логопед», откуда и вышла на пенсию. Среди них можно встретить иконы, белоголовые храмы, изображения животных, пейзажи.

На вопрос: давно ли вы занимаетесь вышивкой крестиком? Ответила: «С детства, у меня мама все время вышивала и я вместе с ней. Но более профессионально стала заниматься, находясь на заслуженном отдыхе».

Работы Нины Федоровны неоднократно украшали выставки прикладного искусства на областных, районных фестивалях и конкурсах. Отмечена благодарственными письмами и дипломами. За участие в областном фестивале национальных культур «Мы живем семьей единой» награждена дипломом 2 степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

Барсукова Ирина Геннадьевна (Приложение 2)

Родилась 27 августа1961 года в селе Суслово Мариинского района Кемеровской области. В 1977 году окончив среднюю школу, поступила в Мариинское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. После окончания обучения 10 лет работала в Сусловском ателье. В 1994 году переехала на постоянное место жительство в село 2 Пристань, где в течение 10 лет проработала в Районном доме культуры, методистом по работе с детьми. Затем 4 года проработала педагогом дополнительного образования в «Доме детского творчества» города Мариинска. В данный момент работает библиотекарем в районной библиотеке.

На вопрос: давно ли вы занимаетесь вязанием крючком? Ответила: «В детстве наблюдала за своей тетей, она часто вязала спицами, но всерьез занялась вязанием, когда устроилась работать в Районный дом культуры. Тогда вместе со мной работала хореографом Гончарова Елена Сергеевна, она постоянно в свободное от работы время вязала, глядя на нее, я всерьез занялась вязанием».

Работы Ирины Геннадьевны неоднократно украшали выставки прикладного искусства на областных, районных фестивалях и конкурсах. Они впечатляют своей красотой и разнообразием, это разнообразные шкатулки ну а в некоторых оживают герои различных сказок.

Данилов Владимир Петрович (Приложение 3)

Мастер по бересте родился в 1956 году в Чувашской АССР, Янтиковский район, деревне Старо-Буяново. С 1972 по 1976 год обучался в музыкальном училище. С 1978 по 1983 год обучался в Чувашском государственном пединституте на музыкальном факультете. В 1983 году направлен на работу в Кемеровское ОблОНО. С 1983 по 1990 год работал преподавателем Мариинского педагогического училища. С 1990 года преподаватель детской школы искусств по классу баян, аккордеон. Работать с берестой стал с 1987 года.

Работы Данилова побывали на многих областных выставках: и в Красноярске, и в Екатеринбурге, и в Великом Новгороде. По отзывам знатоков туеса Владимира Петровича отличает природная простота и нежность. В каждом из них - солнечная энергетика мастера.

Проделав эту работу, мы сделали вывод: «Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции».

Заключение.

Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Более того, я познакомилась с «Пристанскими» умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.

«Перевянут все цветы,
Перевянут.
Мало осенью тепла,
Мало света.
Этот город -
Как цветок деревянный
На закате деревянного лета.
Мастерами он гремел,
Мастерами.

Уходили мастера,
Умирали,
Но бессмертно мастерство
И нетленно!
Я по родине бродить
Не устану,
Но в душе храню,
Как искорку света,
Этот сказочный цветок
Деревянный
На закате деревянного лета...»






Список литературы:

  1. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / председатель Науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов. Отв. Ред. С. Л. Кравец. Т. 17. Лас. Тунас - Ломонос. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. - 783 с.: ил.: карт.

  2. Карягина, О.Ф. Вышивка крестом - практический курс. 100 самых оригинальных схем и орнаментов. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 256 с.: ил.

  3. Мариинские мастера/ Управление культуры г. Мариинска и Мариинского района; МУ «ЦБС г. Мариинска и Мариинского района».- Мариинск, 2004.-24 с.

  4. Ускова, Ф.В. Береста. Русское золото. - М.: Профиздат, 2007 - 88 с.: ил.



































Приложение 1

Бабкина Нина Федоровна

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Работы Бабкиной Н. Ф.

Исследовательская работа Мастера, живущие рядомИсследовательская работа Мастера, живущие рядом


Исследовательская работа Мастера, живущие рядомИсследовательская работа Мастера, живущие рядом

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом





Приложение 2

Барсукова Ирина Геннадьевна

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом



















Работы Барсуковой И. Г.

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

Исследовательская работа Мастера, живущие рядом









Приложение 3

Данилов Владимир Петрович


Исследовательская работа Мастера, живущие рядом

























Работы Данилова В. П.

Исследовательская работа Мастера, живущие рядомИсследовательская работа Мастера, живущие рядом


© 2010-2022