Программа Хореография для дошкольников

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и ри...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



Утверждаю

Директор МКОУ ДОД «ДДТ»

_________________И.А Дурных

«__»__________________2013 г.







Программа

«ХОРЕОГРАФИЯ»

Срок реализации - 4 года

Возраст воспитанников - 7-17 лет



Педагог дополнительного образования

Петрова Валентина Сергеевна.






Вихоревка 2013 г.

Содержание образовательной программы по хореографии


I . Введение

1.1. Обоснование актуальности программы;

II . Пояснительная записка

2.1. Педагогические принципы и идеи.

2.2. Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы;

2.3. Цели и задачи программы.

2.4. Условия реализации программы.

2.5. Критерии оценочной деятельности детей.

III . Содержание программы

3.1. Вводные занятия.

3.2. Танцы народов мира.

3.3. Танец - сегодня.

3.4. Игровые технологии.

3.5. Интегрированные занятия.

3.6. Интегрированное занятие с элементами импровизации.

3.7. Ритмика.

3.8. Репетиционно-постановочная работа.

3.9. Азбука классического танца.

3.10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

IV . Учебный план

V . Учебно-тематическое планирование на 4 года обучения

VI . Ожидаемые результаты

VII . Материально-техническое обеспечение занятий

VIII . Список литературы

I . Введение.

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. « В танце есть элемент и легенды и жизни. Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.


1.1. Обоснование актуальности программы.

Изучив и проанализировав программы по хореографии, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать образовательную программу по хореографии которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. За основу взята программа Савиной Анны Анатольевны, педагога дополнительного образования (pandia.ru /text/77/443/408.php)

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана образовательная программа по хореографии детского творческого объединения. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

  • сохранение и охрана здоровья детей.

2.1. Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;

  • научности;

  • интеграции;

  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

2.2. Концептуальные основы и методики программы, методы и формы работы.

  • научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);

  • публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);

  • материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская). Правовую основу программы составляют:

  • Конституция РФ;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Методы и формы работы:

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • поощрения;

  • интеграции;

  • игровой;

  • беседы;

Одним из главных методов программы по хореографии, является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов.

Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

2.3. Цели и задачи программы.

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

  • расширение знаний в области современного хореографического искусства;

  • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

  • умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  • содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;

  • развития чувства гармонии, чувства ритма;

  • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  • развитие гибкости, координации движений;

  • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;

  • укрепление физического и психологического здоровья.

2.4. Условия реализации программы.

В хореографическое объединение приходят дети с 7 лет. Наполняемость групп зависит от года обучения, так:

1 год обучения - 12 чел.

2 год обучения - 10-12 чел.

3-4 год обучения - 8-10 чел.

Дети 7-10 лет занимаются 4 часа в неделю. Дети 11-15 лет занимаются 6 часов в неделю.

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации. В репетиционно- постановочные занятия педагоги включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

«История создания танцев народов мира» не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед - дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах. Задача данных бесед - не меняется на 3 и 4 годах обучения.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало, - Раздел «Игровые технологии» включён во все года обучения.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели подростки не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и для вновь прибывших.

Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.

За 2 года обучения дети приобретают определенный базу знаний, который они будут раскрывать, активизировать на занятиях с элементами импровизации. Данный урок раскроет способности ребенка, поможет выразить и заявить о своем «Я», тем самым утвердить свое положение в современном мире. Главная задача занятия, уметь выразить свои ощущения используя язык хореографии, литературы и изобразительного искусств, и содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся. На 3 и 4 году обучения обучающимся интересно узнать о новых танцевальных направлениях, о жизни выдающихся балерин, балетмейстеров или популярных танцевальных групп. Учитывая это, в программу включен новый момент урока- беседы - «Танец сегодня». Программа 3 и 4 обучения нацелена на расширение знаний о музыке, хореографии и на усовершенствование хореографического мастерства. Учащиеся 3 и 4 года обучения могут выступать не только на районных мероприятиях, но и участвуют в областных смотрах.

2.5. Критерии оценочной деятельности детей.

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающиГлхся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремится посмотреть выступления танцевальной группы то в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно.

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. Не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. Соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Диагностика субъективного опыта ребёнка».

Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и личностный рост.





III . Содержание программы.

3.1. Вводные занятия.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

3.2. Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

  • Бальные танцы - вальс, полька, краковяк.

  • Народные танцы - русские народные, Испанские танцы, Белорусский, Китая, Бурятские, Индии.

  • Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.

Современные танцы XX века - свободные танцы, джазовые танцы, танец модерн, хип-хоп

3.3.Танец сегодня.

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.

Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...

3.4.Игровые технологии.

«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и само - - реализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.

Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» (333, с. 186).

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

  • Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства», см.


3.5.Интегрированные занятия.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Обоснование введения интегрированных занятий по искусству в программе по хореографии составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности. Преимущество интегрированных занятий:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

  • способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

  • способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

  • способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

позволяют систематизировать знания;

  • способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

  • обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

3.6.Интегрированные занятия с элементами импровизации.

Данное занятие было создано для учащихся прошедших программу, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия по хореографии способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация - один из главных элементов данного занятия. Воспитанникам предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию или учащийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку.

Задачи занятия:

  • раскрыть потенциальные способности;

  • закрепление музыкальных и хореографических знаний;

  • увеличить границы самостоятельного творчества;

  • содействовать личностному самоопределению.

3.7.«Ритмика»

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

3.8.Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» - не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».

Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Бурятский» «Испанский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.

Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в репертуаре есть и современные танцы: «Кукарача», «Мне на месте не сидится», «Трио в шляпах», «Танец с тростью», «Снег» и другие.

Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.

Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.

3.9. Азбука классического танца

Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

3.11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно - игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, вечера отдыха и игровые программы.

Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.


IV. Учебный план.№



п/п

Разделы

Количество часов


1 год

2 год

3 год

4 год

1

Вводные занятия. Правила техники безопасности.


1

1

1

1

2

Танцы народов мира.


8

8

5

5

3

Танец сегодня.


-

-

7

7

4

Игровые технологии.


20

24

10

10

5

Интегрированные занятия.


8

8

-

-

6

Интегрированное занятие с элементами импровизации.


-

-

11

10

7

Ритмика.


-

10

17

20

8

Репитиционно-постановочная работа


81

137

132

130

9

Азбука классического танца.


20

20

26

20

10

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.


6

8

7

13


Всего:


144

216

216

216




V. Учебно-тематическое планирование на 4 года обучения.


Учебно-тематический план 1 года обучения.


№ п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Танцы народов мира

8

6

2

2.1

Танец как вид искусства

1

1

-

2.2

История балетног искусства.

2

2

-

2.3

Русские народные танцы

2

1

1

2.4

Хоровод. Рисунки хоровода.

1

1

-

2.5

Оркестр. Вальс.

2

1

1

3

Игровые технологии.

20

-

20

3.1

Мумия. Я умею так (координация движения

4

-

4

3.2

Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство).

4

-

4

3.3

1,2,3 - фигура... замри ( на воображение).

3

-

3

3.4

Меня зовут (на воображение).

3

-

3

3.5

Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма).

4

-

4

3.6

Подари улыбку. Какая рука у соседа ( повышение позитивного настроения).

2

-

2

4

Интегрированные занятия.

8

-

8

4.1

Белоснежка и семь гномов

2

-

2

4.2

Полька-дедушка

2

-

2

4.3

Кот Леопольд и лапки-царапки.

2

-

2

4.4

Лесное царство.

2

-

2

5

Репитиционная-постановочная работа

81

2

79

5.1

Постановка, изучение танца.

46

2

44

5.2

Отработка движений танца.

20

-

20

5.3

Общеразвивающие упражнения.

10

-

10

5.4

Работа с отстающими.

5

-

5

6

Азбука классического танца.

20

4

16

6.1

Позиции рук и ног.

2

1

1

6.2

Plie. Releve. 2

1

-

1

6.3

Post de bras. Battemen.

3

1

2

6.4

Grand plie

2

1

1

6.5

Исполнение классического экзерсиса.

12

-

12

7

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

6

-

6

7.1

Концертно-игровая программа: "Вместе мы сила".

1

-

1

7.2

Вечер оттдыха: "Развернись душа".

1

-

1

7.3

Досуговое мероприятие: "На балу у Золушки"

1

-

1

7.4

Концертная деятельность.

3

-

3




Учебно-тематический план 2 года обучения.

№ п/п

Наименование раздела и тема занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие..

1

1

-

2

Танцы народов мира.

8

7

1

2.1

Чарльстон. Твист.

1

1

-

2.2

Цыганский танец.

1

1

-

2.3

Полька. Краковяк.

1

1

-

2.4

Особенности восточного танца. Сирия.

1

1

-

2.5

Турция.

1

1

-

2.6

Египет.

1

1

-

2.7

Африканские бубны.

2

1

1

3

Иговые технологии.

24

-

24

3.1

Ласточка. Аист (на координацию движений).

4

-

4

3.2

Восточный танец (на воображение).

3

-

3

3.3

Изгиб. Ромашка (познавательные игры).

6

-

6

3.4

Портрет. Музыкальный теремок.

5

-

5

3.4

Пропоем, прохлопаем любимую мелодию (развитие слуха).

4

-

4

3.5

Колокол. Великий мастер (снятие внутренних зажимов).

2

-

2

4

Интегрированные занятия.

8

-

8

4.1

Бал-маскарад.

2

-

2

4.2

В гости к вам пришла Снегурочка.

1

-

1

4.3

Весеннее журчание в классической музыке.

2

-

2


Нарисуй. Одень. Станцуй.

2

-

2


Снежинки причудливый узор.

1

-

1

5

Ритмика.

10

4

6

5.1

Понятие "легато" и "стаккато"

1

1

-

5.2

Ритм. Акцент.

3

2

1

5.3

Темп. Характер.

3

1

2

5.4

Разбор музыкальных произведений

3

-

3

6

Репетиционно-постановочная работа

137

5

132

6.1

Постановка, изучение танца.

40

5

35

6.2

Отработка движений танца.

70

-

70

6.3

Общеразвивающие упражнения.

20

-

20

6.4

Работа с отстающими

7

-

7

7

Азбука классического танца.

20

6

14

7.1

Grand battement

4

2

2

7.2

Rond de jambe.

4

2

2

7.3

Arabesque.

4

2

2

7.4

Исполнение классического экзерсиса.

8

-

8

8

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

8

-

8

8.1

Викторина: "Путешествие в мир танца".

1

-

1

8.2

Отражение слов.

1

-

1

8.3

Поход в лес: "Давайте знакомиться"

3

-

3

8.4

Концертная деятельность.

3

-

3

Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

Наименование раздела и тема занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

5

4

1

2.1

Донской край, казачьи пляски.

2

1

1

2.2

Казачий костюм.

1

1

-

2.3

Айседора Дункан и танец "модерн".

1

1

-

2.4

Все о рок-н-ролле.

1

1

-

3

Танец - сегодня.

7

7

-

3.1

Жизненная энергия - шоу балет "Тодес".

1

1

-

3.2

Вечернее танго в Буэнос-Айресе.

1

1

-

3.3

Если болезнь нельзя вылечить, то ее...

1

1

-

3.4

Две грани искусства

1

1

-

3.5

Учитель танцев.

1

1

-

3.6

Анастасия Волочкова.

1

1

-

3.7

Фольклорные, хореографические коллективы Ростова-на-Дону.

1

1

-

4

Игровые технологии.

10

-

10

4.1

Дискоимпровизация (игра-загадка).

2

-

2

4.2

Рок-н-ролл, танец (на координацию движения).

2

-

2

4.3

Память движений.

1

-

1

4.4

Постановка жеста (на воображение).

1

-

1

4.5

Я в музыке услышу кто ты, что ты? (развитие чувства ритма).

2

-

2

4.6

Пожелание в кругу. Комплименты (сплочение коллектива).

2

-

2

5

Интегрированное занятие с элементами импровизации.

11

-

11

5.1

Импульс времени (новинки музыки, хореографии в России и странах Европы).

3

-

3

5.2

Танцевальная мозаика: "За волшебной дверью".

3

-

3

5.3

Трансформация .

2

-

2

5.4

Вспомогательные моменты для создания образов

3

-

3

6

Ритмика.

17

6

11

6.1

Затакт. Динамические оттенки.

4

3

1

6.2

Строение музыкального произведения.

2

1

1

6.3

Передача динамических оттенков в движениях новых танцев.

7

1

6

6.4

Слушание и анализ мелодий для новых танцев.

4

1

3

7

Репетиционно-постановочная работа.

132

-

132

7.1

Постановка и изучение танца.

66

-

60

7.2

Общеразвивающие упражнения.

20

-

20

7.3

Отработка движений танца

46

-

46

8

Азбука классического танца.

26

6

22

8.1

Основные классические движения Allegro.

6

3

3

8.2

Закрепление и усовершенствование исполнения классическогоо экзерсиса.

19

1

18

8.3

Включение прыжковой комбинации в экзерсисе.

3

2

1

9.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

7

-

7

9.1

Концертная деятельность.

4

-

4

9.2

Итоговое занятие: "Молодежь танцует что и как?" .

1

-

1

9.3

Итоговая конкурсно-игровая программа: "На танцевальной орбите?".

1

-

1

9.4

Вечер отдыха: "Веселая пара".

1

-

1

Учебно-тематический план 4 года обучения.

№ п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Танцы народов мира.

5

5

-

2.1

Искусство миллионов (о балете).

1

1

-

2.3

Испанский танец.

1

1

-

2.4

Джазовые танцы

1

1

-

2.5

Свободные танцы.

1

1

-

2.6

Танцы Индии.

1

1

-

3

Танец - сегодня

7

7

-

3.1

Вам знакомы танцы Trance&House, Hip-hopR'n'B.

1

1

-

3.2

Музыкальная таблетка.

2

2

-

3.3

"На все нужна сноровка" о курьезах на сцене.

1

1

-

3.4

Стремление быть не так как все. Московская академия хореографии.

1

1

-

3.4

Самая титулованная пара России. Дмитрий Тихомин и Анна Безикова

2

2

-

4

Игровые технологии.

10

-

10

4.1

Угадай слово. Портрет (на воображение).

4

-

4

4.2

Измени образ человека (на актерское мастерство

3

-

3

4.3

Дорисуй настроение человека (на актерское мастерство).

3

-

3

5

Интегрированное занятие с элементами импровизации.

10

-

10

5.1

Ритм, движение и поиск.

2

-

2

5.2

Стили, стилизация.

2

-

2

5.3

Легко ли быть учителем?

2

-

2

5.4

Создание художественного образа.

2

-

2

5.5

Я - руководитель шоу-бизнеса.

2

-

2

6

Ритмика.

20

9

11

6.1

Повторение пройденных тем на новом музыкальном материале.

6

1

5

6.2

Расширение знаний, представление о танцевальных жанрах.

8

5

3

6.3

Слушание и анализ музыки для новых танцевальных композиций.

6

3

3

7

Репетиционно-постановочная работа.

130

-

130

7.1

Постановка и изучение танца.

50

-

50

7.2

Общеразвивающие упражнения.

25

-

25

7.3

Отработка движений танца.

55

-

55

8

Азбука классического танца.

20

5

15

8.1

Расширение знаний в области классических терминов "па

5

5

-

8.2

Усовершенствование использования классического экзерсиса.

15

-

15

9

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

13

-

13

9.1

Концертная деятельность.

7

-

7

9.2

Поход в лес.

4

-

4

9.3

Итоговое занятие: "Страна волшебная".

1

-

1

9.4

Итоговое занятие: "Круглый стол вопросов и ответов".

1

-

1

VI. Ожидаемые результаты.


В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать:

  • позиции рук и ног;

  • названия классических движений;

  • первичные сведения об искусстве хореографии.

Должны уметь:

  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;

исполнять движения классического экзерсиса.


  • В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны знать:

  • названия классических движений нового экзерсиса;

  • значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.

Должны уметь:

  • грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

  • определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

  • самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны знать:

  • новые направления, виды хореографии и музыки;

  • классические термины;

  • жанры музыкальных произведений.

Должны уметь:

  • выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

  • контролировать и координировать своё тело;

  • сопереживать и чувствовать музыку.

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны знать:

  • виды и жанры хореографии;

  • историю создания танцев народов мира;

  • классические термины;

  • лучшие образы хореографического, музыкального искусства.

Должны уметь:

  • выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

  • выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

  • сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

VII. Материально-техническое обеспечение занятий.

Занятия проводятся в свободном для перемещения танцевальном кабинете №10, генеральные репетиции проводятся на сцене КДЦ. В распоряжении танцевального объединения: костюмы, головные уборы, магнитофон, видеодвойка, танцевальный кабинет №10. На интегрированных занятиях учащиеся используют для работы: альбомные листы, картон, карандаши, акварельные краски, кисточки, фломастеры, клей, фольгу, аудиокассеты.





VIII. Список литературы.

Основная литература:

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.

16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

Приложение 1Содержательный материал для проведения занятия по теме «Что такое хореография?»

Хореография - танцевальное искусство (первоначально под хореографией понимали запись танца, затем - искусство сочинения танца, с конца XIX - XX вв. - танцевальное искусство в целом).

Умение правильно и красиво танцевать всегда считалось одним из главных элементов воспитания культурного человека. Испокон века люди любили танцевать. В старину на Руси без пляски и танца не обходилось ни одно застолье и ни одна деревенская посиделка. Л. Н. Толстой, в молодости любивший балы, назвал танец "заразительным" искусством.

Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время танца - прекрасный вид физической зарядки. Танец способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет. Так, американка Барбара Моуэли из штата Майами в возрасте свыше 80 лет регулярно участвует в танцевальных конкурсах, поражая зрителей различными акробатическими прыжками.

Танцы вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической. Ведь танцы доставляют человеку радость, удовольствие, расслабляя после психических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Более того, танец приучает держать себя просто и естественно; помогает общению и взаимопониманию. Танцуя, можно поведать о себе, своем характере, темпераменте, вкусах и, конечно, воспитании. В самом деле, сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать, как буквально в считанные минуты "оживали" скучные компании и преображались люди в ритме танца. С каждым новым танцем как бы падает стена отчуждения между людьми. У партнеров возникает взаимная симпатия, радостное ощущение молодости, уверенности в своих силах. Танец окончен. Но отношения между людьми уже иные, чем прежде, они как бы продолжают линию поведения, сложившуюся в танце.

Так что от характера танца зависит и стиль взаимоотношений людей. Традиционные танцы исполняют парами и, как говорится - "ногами", поэтому в основе их - танцевальный шаг. Современные же диско-танцы исполняются в одиночку, в них все основано на импровизации и темпераменте, в движении участвуют не только ноги, но и все тело. Изменилась и роль женщины в современном танце. Она стала более "самостоятельной". Конечно, и молодежь танцует танго, вальс и другие традиционные танцы, но в большинстве своем отдает предпочтение новым ритмам.

Изменение стиля танца, однако, не означает изменения в поведении, и многие приемы, относящиеся к традиционному танцу, действительны и для современного.

Занятия хореографией способны сделать человека не только физически сильнее, но и увереннее, краше.

Приложение 2 Содержательный материал для проведения занятия по теме« Полька»

По́лька - быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска.

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец - тогда очень модный во Франции - привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Приложение 3 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Индийский танец»

История

Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа "рождённые из воды" (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно. В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов.

За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре. В

Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак",Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.

О пользе танца.

Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита. Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы. Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови. Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев. Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак - это классический танец северной Индии, основа которого - ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами. Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям - традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела. В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер. Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют "аджна-чакру" - "третий глаз".

Приложение 4 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Африканский танец»

В Африке танцуют все. Никакой дискриминации по комплекции. Никакого индивидуализма. Никаких «парных бальных» за очень малым исключением. Танцует все сообщество - от детей до людей вполне почтенного возраста. Солист или пара могут выступить только в середине круга, внутри своего коллектива. Но касаться друг друга в этой паре не принято. Четкой границы, кстати, между выступающими и зрителями нет: последние могут легко вступить в круг, даже если это ритуальный танец.

Единственное разделение, которое может существовать - гендерное: есть танцы, которые танцуют женщины, есть строго мужские. Мужчины часто используют чисто «мужские предметы» - палки, оружие, в танце встречаются элементы бокса (меренга). В Бурунди и Руанде есть танец Будемера, который исполняется мужчинами в круге, а у вождя - коровьи хвосты в руках.

Дети обязательно подчеркивают свою гендерную роль: я - мужчина, или я - женщина. Никаких специальных детских игровых танцев, здесь все - взрослые. Пусть будущие, но уже сейчас все «не по-детски». Девочки в некоторых сообществах специально изучают свои танцы, мальчикам важно показать свою выносливость и мужество.

Мужчины много прыгают. Это и подражательные движения зверей, и определенный рисунок танца. Масаи вообще только прыгают и больше ничего. Зато сразу видно - кто выше прыгает, тот, значит, лучше танцует. Кстати, чуть ли не единственный в Африке народ, который не использует барабаны.

У женщин - огромное количество движений, большая часть из них - на полусогнутых ногах (но не то же самое, что деми плие в балете), тело слегка наклонено. Кручение, тряска нижней части тела - особое женское искусство. Подавляющая тематика - чисто женская (со ступой, например), но есть и танцы с ножами.

В африканских танцах тело разговаривает, артикулирует. И артикулирует сложно, полиритмично. Конечности, плечи, голова, грудь, бедра могут совершать одновременно разные движения. Даже не двигаясь в пространстве, тело танцующего может совершать множество сложнейших движений отдельными частями. А если прибавить сюда частые ритмичные колебания назад и вперед, то получается целый комплекс-танец на одном месте.

Африканский танец в Танзании (Фото: Chen Hualin, en. wikipedia. org)

Вариантов африканских танцев множество. Все они подразделяются на «разделы» по своей тематике.

Танцы воинов. Они по-разному называются (например, Мокоротло в Лесото), но довольно схоже танцуются, что неудивительно. Самый известный танец - Агбекор (в древности назывался Атамга - «высокая клятва»). Традиционно танцуется в Западной Африке, популярен у народа эве (Гана, Бенин). В этом танце высока подражательная часть военных «тактических» движений.

Еще один знаменитый танец - Нголо - «танец зебр» (Ангола, Мозамбик). Изначально - как поединок племен мазингас и камбиндас, где победитель получал в качестве приза приглянувшуюся девушку без выкупа. И танец-борьба Нголо, «переехав» вместе с рабами в Бразилию, стал основой всемирно известного танца-борьбы Капоэйры.

Танец-борьба Нголо (акварель, Национальная Библиотека Австралии, en. wikipedia. org)

Танцы охотников. Африканские танцы часто напоминают о главном виде жизнедеятельности человека - охоте: и сами движения, и звериные маски. Здесь и Мдомнаг (Чад), Лингун (Бенин), Ндламу (ЮАР). Танцоры в звериных шкурах (леопардовых, обезьяньих), в птичьих перьях изображают самые захватывающие моменты охоты. И со стороны зверей тоже…

Танцы урожая. Ритуальный характер африканских танцев - издревле самый важный. Обращение к богам, просьба о хорошем урожае и о достатке воды, что немаловажно, поскольку речь идет о танцах тех стран, которые находятся неподалеку от Сахары (за Сахарой). Тема плодородия - древнейшая и важнейшая для человечества.

Танцы любви. Исполняются в определенных случаях: например, женщинами на свадьбе в честь невесты.

Ритуальные танцы инициации. Признание взрослости со стороны сообщества и гордости со стороны молодежи - главный смысл этого действа. Удивительно, но эти танцы сохранились в большинстве стран.

Танцы-приветствия в честь дорогого гостя. Подчеркивается уважение к гостю и удовольствие от его присутствия. В танце рассказывается и о том, насколько замечательно талантливы и прекрасны сами хозяева тоже.

Танцы - вызывание духов - традиционны для многих районов Центральной и Западной Африки. Духи - ориша - эманации единого бога бога-творца Олодумаре. Это очень серьезные и важные духи, которые «регулируют» почти всю человеческую жизнь. Культ ориши распространен в том числе на Кубе и в Бразилии. Какиламбе - танец, названный в честь лесного могущественного ориши. Духа вызывают танцем, и он является в образе большой танцующей статуи (соломенно-деревянно-тряпичной) и в маске.

Кроме вызывания духов, танцами можно духов и изгнать (таков Мганда, мапико в Мозамбике).

Особое место занимают Исцеляющие танцы (или Лечебные, или Танцы Врачевания). По описанию очевидцев, эти танцы не только могли вывести человека из тяжелого психологического состояния, связанного, скажем, с гибелью близкого человека, но и реально лечить, например, эпилепсию. Здесь, конечно, научных данных мало. В любом случае, то, что хорошо в рамках одной культуры и верований, не случайно и может сработать именно там. Но вряд ли будет работать для человека другой культуры.

Во всех этих группах танцев, кроме Какиламбе, наиболее известны танцы Ндламу, Амбассе Бей (Ambasse bey or ambas-i-bay) и Букутси из Камеруна, Квасса-Квасса из Конго, Янкади из Гвинеи, Лингун (Бенин), Купе Декале (Coupe-Decale - Берег Слоновой Кости и уже давно Париж) и многие другие.

Интерес к африканским танцам в наше время неслучаен. Они мало изучены, хотя их влияние на современную танцевальную культуру несомненно. И они впечатляют, приковывают взгляд. Кем бы мы себя ни считали и в какие бы теории о своем происхождении ни верили, «дикая» завораживающая магия этих танцев мало кого оставляет равнодушным.

Приложение 5 План-конспект занятия по хореографии "Путешествие в страну танца"

Цель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.

Задачи:

Заинтересовать детей, осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства Способствовать развитию творческого воображения. Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.

Возраст детей: 7-8 лет.

Оборудование для педагога: магнитофон, диск с музыкальным материалом, лошадка из воздушных шариков и повозка, наполненная воздушными шарами; для детей: коврики, воздушные шары.

Продолжительность занятия: 45 минут

План занятия

1. Организационный момент ( 5 мин.)

2. Основная часть (35 мин.)

3. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Ход занятия

1. Оргмомент

Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу, перестроение в линии.

Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог делает поклон.

Педагог: Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Вот таким образом, вместо привычного "Здравствуйте!", принято приветствовать друг друга в мире танца.

Говорит " Лошарик" (звучит аудиозапись):

На Лошарика взгляните,

Здравствуйте, мои друзья!

Педагог: Приветствуем тебя, уважаемый Лошарик. Но у нас есть своё традиционное приветствие. Это поклон. И сейчас мы поприветствуем Лошарика.

Итак, все подтянулись. Пятки вместе, носки врозь.

1-и 2-и-музыкальное вступление;

3-и-голову наклонить;

4-и-голову поднять в исходное положение.

Дети исполняют поклон.

Путешествовать хотите?

С приглашеньем прибыл я.

Педагог: О каком приглашении говорит Лошарик?

Педагог достаёт из повозки конверт с посланием и зачитывает его:

Всех девчонок и мальчишек

Приглашаю в сказку.

В страну танцев собирайтесь,

Слушайте подсказку:

Не ходите просто так

По лесной опушке,

А с вниманьем отнеситесь

К зайчику, лягушке.

Повторять вам предстоит

Каждое движение,

Ведь и жителям лесным

Нужно уважение!

Гибкость, ловкость проявите,

В страну танцев вы войдите.

Ну что же, ребята, давайте исполнимся решимости и смело отправимся в путь.

2. Основная часть

Педагог:Отправляемся в поход.

Много нас открытий ждёт.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:Дальше по лесу шагаем.

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:Это чей же видим дом?

Кто же, кто хозяин в нём?

Здесь живёт лесной народ.

Он танцует и поёт.

Педагог:А сейчас мы пойдём по дорожке.

Перестраиваемся в 2 диагонали.

Педагог обращается к 1 диагонали:

Зайчик быстрый скачет в поле.

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы, ребятишки.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог обращается ко 2 диагонали:

В этом домике на ёлке

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И всё с танцами дружили.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог - к 1 диагонали:

Видим: скачут по опушке

Две зелёные лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок -

Прыгать весело, дружок!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог - ко 2 диагонали:

Мышка - серая норушка -

Быстро навостряет ушки.

Будет прыгать и плясать -

Просто глаз не оторвать.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:Дружно за руки возьмёмся.

В круг, ребята, соберёмся!

Педагог:Мы пойдём сначала вправо - раз, два, три.

А потом пойдём мы влево - раз, два, три.

А потом мы разойдёмся - раз, два, три.

А потом мы соберёмся - раз, два, три.

Посидим, отдохнём, в руки коврики возьмём.

Дети расходятся на свои места и раскладывают коврики.

Педагог:Мордочкой кручу, верчу,

Быть красивой я хочу.

Ну а хвостик мой пушистый

Убегает быстро, быстро.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:Я колючий - ну и что же.

Должен быть колючим ёжик.

А в комочек я свернусь

И клубочком покачусь.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Ребята! Долго мы с вами шли.

К избушке подошли.

Сейчас отдохнём

И чайку попьём.

Педагог: Вот и чайник закипел.

Педагог просит детей изобразить чайник.

Педагог: Пар пошёл ( набираем воздух и выдыхаем).

Запел (дети издают звуки).

Разлили мы чай по чашечкам, но мы такие с вами неосторожные, выпал чайник у нас из рук и разбился. Дети через прыжок опускаются на пол, показывая, как чайник разбивается.

Педагог: А после обеда надо отдохнуть.

Я на солнышке лежу.

Я на солнышко гляжу.

Всё лежу и лежу.

И на солнышко гляжу.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:А теперь все дружно встали,

Коврики свои собрали.

Дети сложили коврики и убрали их на свои места.

Педагог: Мы с вами отдохнули и отправляемся в путь.

Упражнение: топ-топ-топ-3 раза топаем.

Хлоп-хлоп-хлоп-3 раза хлопаем.

Скок-скок-скок-3 раза прыгаем.

Поворот - повернулись вокруг себя.

Чем дальше мы идём, тем ближе к стране танцев.

Слышу: музыка звучит, танцевать нам всем велит.

Вдали раздаётся музыка.

Педагог: Ребята! Что это мы слышим? Какая-то незнакомая музыка. Давайте попробуем под неё станцевать.

Педагог показывает упражнения с элементами русского танца, дети повторяют.Вдали раздаётся мелодия классической музыки.

Педагог показывает упражнения: деревья, море, птицы, снежинки, дети повторяют.Вдали раздаётся эстрадная музыка.

Педагог показывает упражнения с элементами эстрадного танца, дети повторяют.

Говорит "Лошарик":Что ж, весёлых испытаний

Вами с честью пройден круг!

Нам пришла пора прощаться-

До свиданья, милый друг!

Чтоб хранить воспоминанья

О чудесном этом дне,

Вам Лошарик дарит шарик:

Подходите все ко мне!

Дети берут по два шарика и с помощью педагога исполняют танец "Шарики - лошарики".

3. Итоги занятия

Педагог обращается к ребятам:

Вы молодцы! Мы сумели преодолеть все препятствия.

Наше путешествие закончилось.

А теперь, мои дорогие, ответьте: что вам запомнилось?

Что вам не понравилось? (Ответы детей).

Педагог подводит итог:На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими жителями страны танцев.Нам пора прощаться, домой возвращаться. Но перед тем, как мы исполним поклон, я хочу вам вручить приглашения на наше следующее занятие. Жду вас снова!

Педагог раздаёт детям приглашения.

А сейчас поклон. Исходное положение - пятки вместе, носки врозь.1-и, 2-и-музыкальное вступление.

3-и - голову наклонить

4-и - исходное положение.

Педагог: Урок закончен.

Дети: Спасибо, до свидания!

Дети перестраиваются в колонну и под музыку покидают танцевальный зал.




© 2010-2022