Подготовка к самостоятельной жизни на уроках СБО

Подготовка к самостоятельной жизни на уроках СБО.     Одним из самых критических моментов в жизни воспитанников – это их переход из под опеки учителей и воспитателей к самостоятельной жизни.           Уровень их социальной адаптации является главным критерием в оценке труда педагогов интернатных учреждений. Практика показывает, что основной проблемой выпускников учреждений 8 вида является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, полное отсутствие способностей к професс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к самостоятельной жизни на уроках СБО.

Одним из самых критических моментов в жизни воспитанников - это их переход из под опеки учителей и воспитателей к самостоятельной жизни.

Уровень их социальной адаптации является главным критерием в оценке труда педагогов интернатных учреждений. Практика показывает, что основной проблемой выпускников учреждений 8 вида является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, полное отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких.

В школе- интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Если не проводить специальную работу по социально- бытовому ориентированию, то выйдя из стен интерната, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

В школе -интернате, согласно учебному плану, на предмет СБО отводится 2 часа. Этого явно недостаточно, т.к. за данный промежуток времени можно лишь дать информацию, ознакомить со способами решения насущных задач. Поэтому уроки СБО должны иметь свое логическое продолжение во всем учебно- воспитательном процессе. Только комплексная работа всего педагогического коллектива позволит достичь положительных результатов.

Уроки СБО имеют коррекционную направленность, они относятся к коррекционным занятиям.

Целью СБО является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений , который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь. Поэтому на уроках мы совершенствуем знания и умения в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за одеждой и обувью и др. предметами обихода. К важнейшим относится и умения пользоваться услугами учреждений торговли, службы быта, связи, культуры, общественного транспорта. К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которые следует обращаться и уметь оказывать некоторую первую помощь.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представления о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т. д.

Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников - формирование у них умений общения: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи, благодарить за услугу, пользоваться формулами речевого этикета.

Остановлюсь на одном занятии в 7 классе при изучении темы «Почта». На котором мы знакомимся с почтовыми отправлениями, а в частности -видами бандеролей . Разбираем какие они бывают : ценные, заказные, простые. Совершенствуем знания о порядке упаковки и отправления, закрепляем знания о правилах оплаты, стоимости пересылки. На уроке я обеспечиваю учащихся необходимым количеством сопроводительных бланков, которые ими заполняются. Каждому учащемуся предлагается подготовить к отправке небольшую бандероль в соответствии с требованиями к данному виду отправления.

Индивидуальное заполнение бланка проводится после фронтальной работы по образцу. Во избежании ошибок вначале работу выполняем карандашом, затем, после проверки учителем, ручкой. А так же, на уроке организовываю ролевую игру по отправке бандероли.

На следующем уроке мы идем на экскурсию на почту, где начинаем обзор внешнего вида здания: дети рассматривают вывеску, затем вывеску с указанием режима работы отделения связи, его почтового индекса. Отдельно рассматриваем почтовый ящик. Обращаю внимание на время и сроки выемки писем. Войдя в отделение связи, читаем настенную информацию, обращаю внимание на справочники для определения почтового индекса населенных пунктов. Учащиеся самостоятельно совершают заполнение бланка на отправления бандероли, пробуют отправить бандероль.

Все это способствует развитию самостоятельности и независимости в дальнейшей жизни.

Особо хочу отметить работу кружка на котором формируются навыки необходимые для самостоятельной жизни. С ребятами готовим 1, 2, 3 блюда. Учимся пользоваться ножом, чистим картофель нарезаем морковь, хлеб, оформляем красиво блюдо зеленью. Стараемся, чтобы блюдо было не только вкусным, но и полезным. Обращаю внимание на соблюдение санитарно- гигиенических требований, выполнения правил по технике безопасности. Провожу индивидуальную работу с такими учениками как Пилихосова, Пономарева, т. к. в силу своих особенностей эти дети не умеют достаточно хорошо пользоваться столовыми принадлежностями и приборами, им необходимо дополнительное время.

Вся работа направлена на приобретения умений и навыков,которые позволили бы уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрировать в социум.



© 2010-2022