• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по факультативу за курс среднего общего образования Основы православной культуры

Рабочая программа по факультативу за курс среднего общего образования Основы православной культуры

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сеймицкая средняя общеобразовательная школа» Солнцевского района Курской области

Рассмотрена «Утверждена»

на заседании педагогического Приказ от_____№____

совета от ________ протокол №1 Директор образовательного

Председатель учреждения_____________

педагогического совета________ Патюткина Н.Н.







Рабочая программа

по факультативу

за курс среднего общего образования

для 10 класса



Составитель:

Чирко Оксана Орестовна

учитель ОПК



с. Орлянка

2015-2016 учебный год





Структура рабочей программы

  1. Структура рабочей программы стр.

  2. Пояснительная записка стр.

  3. Требования к уровню подготовки по факультативу «Основы православной культуры» стр.

  4. Содержание рабочей программы стр.

  5. Календарно-тематическое планирование стр.









































Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск 2010; и соответствует стандарту православного компонента среднего (полного) общего образования

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Старшая группа охватывает учащихся 10-11 классов. К этому времени у детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры. Поэтому этот последний период в изучении православной культуры является обобщающим. Стоит задача помочь обучающимся увидеть цельную картину Православия. В этой картине должны совместиться и обнаружить новое качество научный, эстетический и религиозный, духовный и материальный компоненты.
Особое место следует придавать личному отношению ученика его позиции к изучаемому материалу. Он должен осознать себя и свою позицию в окружающей его духовно (религиозно)-нравственной, социокультурной среде.
В этот период важнейшим становится первый раздел, который должен дать учащимся целостную картину мира, показав, с одной стороны, ее самостоятельное значение, а с другой, - непротиворечивость научному и эстетическому пониманию мира, в их высших, истинных проявлениях. Важно показать противоречия в интерпретации мира различными философскими школами, а также то, что только разрешение этих противоречий дает возможность духовного развития человечества.
Именно в этом ключе следует подойти к изучению истории Ветхого и Нового Завета, а также истории мировых религий. Важное место в этом разделе должны занять и вопросы сравнительного религиоведения.
В изучении истории Православия следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества, неотделимой частью которого является Православие. Изучается православный символ веры с подробным разбором содержания каждого его члена. В курс включается также изучение таких понятий, как Вера, Благодать, Спасение, Освящение, Воздаяние.
В это время продолжается знакомство с христианским зодчеством, живописью, литературой и другими видами искусства.
Важнейшим разделом этого периода следует считать этический раздел, призванный помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке. Он должен показать положительный характер нравственных основ в православном понимании мира, общества и человека и их универсальный характер.
Изучаются православные праздники путем участия обучающихся в культурно-религиозных мероприятиях: праздниках, конференциях, экскурсиях и т.п.
Важнейшим требованием к содержанию должно стать усиление теоретического начала - мировоззренческого осмысления. Программа ориентирована как на теоретические, так и на практические методы: благотворительность, помощи больным и престарелым, в общественно-полезный бесплатный труд.

В 10 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 35 часов.





















Требования к уровню подготовки по «Основам православной культуры»

Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов - целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.

В соответствии с этим учащийся должен:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричасность к Богу и вещественная природа. Откровение. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь. Глава церкви. Соборность и апостольская преемственность Христианской церкви. Православная антропология. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение. Богочеловек Иисус Христос. Искупление. Спасение. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный суд. Представления о «конце света» в различных религиях и сектах. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Православное учение о государстве. Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на Земле. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные. Суеверия в прошлом и в современности. Религия и наука. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Православие, инославие, иноверие. Ересь, раскол, секта. Сопоставление понимания человека и Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Симфония государства и Церкви. Атеизм. Оккультизм.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной православной семьи. Происхождение религии. Всемирный потоп. Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная церковь (Древний Израиль). Современные православные поместные церкви. Православные поместные церкви в мусульманских государствах. Православная христианская религия и культура в современном мире. Состояние и правовое положение христианских святынь на Святой земле. Католическая церковь как особая религия. Протестантизм. Конфуцианство. Иудаизм.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Вселенская церковь Христа и Поместные православные церкви (патриархаты, митрополии, епископии).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.









Содержание рабочей программы

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Религия - основа человеческой цивилизации

4

2

Святая Библия - Книга книг

15

3

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)

5

4

Православное учение о человеке

4

5

Православие - как основа бытия семьи

7

Итого

35









Религия - основа человеческой цивилизации(4ч)

Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия. Религия, атеизм, оккультизм. Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура. Религия и философия, наука, искусство.

Святая Библия - Книга книг(15ч)

Святая Библия - Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии. Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии. Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека. Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа. Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни. Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона. Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла. Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма. Терминология Нового Завета: «Евангелие», «канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества. Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл. Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения. Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова.

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)(5ч)

Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ). Православные Поместные Церкви. История их развития. Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность. Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм. Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.

Православное учение о человеке(4ч)

Взгляды религии и науки на происхождение человека. Взгляды современной науки на строение человека. Три состояния души, составляющие её вечную жизнь. Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни.

Православие - как основа бытия семьи(5ч)

Брак и семья в православном понимании. Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии. «Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско - благочестивого воспитания детей. Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.

Православие как основа создания прочной и счастливой семьи.













































Календарно - тематическое планирование

уро-ка

Содержание раздела, темы, количество часов по ним

Дома-шнее зада-ние

Дата по пла-

ну

Дата фак-тиче-ская

Приме-чание

1

Религия - основа человеческой цивилизации

Духовный мир: фантазия или реальность? Действительность бытия Божия.





2

Религия, атеизм, оккультизм





3

Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и культура.





4

Религия и философия, наука, искусство.





5

Святая Библия - Книга книг

Святая Библия - Книга книг. Понятие о Библии. Состав и структура Библии.





6

Проблема толкования Библии. Религиозное прочтение Библии.





7

Бог и Вселенная в библейской картине мира. Сотворение мира и человека.





8

Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета: Каин и Авель, Всемирный потоп, Вавилонская башня, жизнь Авраама, история Иосифа.





9

Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей Синайского законодательства (Закон) и их практическое применение в жизни.





10

Давид. Псалтырь. Книги пророков. Книга Премудрости Соломона.





11

Книга Иова. Проблема зла в мире. Проблема «несправедливого» зла.





12

Возвращение древних евреев из вавилонского плена. Восстановление храма.





13

Терминология Нового Завета: «Евангелие»,«канон», «апокриф». Структура Нового Завета: Евангелие, Деяние апостолов, Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова.





14

Содержание Священного Евангелия. Земная жизнь Господа Иисуса Христа.





15

Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества.





16

Значение церкви Христовой как ковчег спасения человека и человечества.





17

Девять Заповедей Блаженств и примеры практического осуществления их в жизни и подвиге святых и благочестивых людей. Евангельские притчи, их религиозный и нравственный смысл.





18

Содержание Апостола (Деяний святых апостолов и соборных Посланий апостольских). Значение служения.





19

Книга Откровение, или Апокалипсис апостола Иоанна Богослова.





20

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)

Религии мира. Основные черты, культы, традиции (сравнительный анализ).





21

Православные Поместные Церкви. История их развития.





22

Христианские неправославные течения. Римо-католичество: история и сущность.





23

Протестантизм: история и сущность. Православие и протестантизм.





24

Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества.





25

Православное учение о человеке

Взгляды религии и науки на происхождение человека.





26

Взгляды современной науки на строение человека.





27

Три состояния души, составляющие её вечную жизнь.





28

Жизнь - Божий дар. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни.





29

Православие - как основа бытия семьи

Брак и семья в православном понимании.





30

Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в православии.





31

«Домострой»- книга об устроении русской семьи. Семья как малая Церковь.





32

Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Примеры христианско- благочестивого воспитания детей.





33

Целомудрие - основа православной семьи. Нравственные и физические последствия добрачных половых связей. Значение целомудрия для будущего потомства. Законы наследственности.





34-35

Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Кризис семьи. Проблемы разводов. Катастрофические последствия распада семьи.

Православие как основа создания прочной и счастливой семьи.



















© 2010-2022